К какому году в Беларуси может увеличиться число электромобилей

В стране около 360 электромобилей, в Минске — немногим более 200. Это менее 1 % от общего количества индивидуального транспорта, зарегистрированного в городе. Зато мы оказались в числе стран, где на один электромобиль приходится наибольшее количество электрозарядных станций. Корреспондент агентства «Минск-Новости» разбиралась, почему в столице много ЭЗС и пока еще очень мало электромобилей.

К примеру, только в Минске ЭЗС более 70, а в целом по стране к концу нынешнего года их число должно превысить 250 единиц. Это больше, чем, например, в Эстонии, которую считают одним из лидеров в создании зарядной инфраструктуры.

Чем хороши

Бензин и дизельное топливо постоянно дорожают, а значит, эксплуатационные расходы на автомобили с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) продолжат расти. При снижении определенных параметров, в том числе стоимости производства аккумуляторных батарей, производство и эксплуатация электромобилей будут обходиться дешевле, чем автомобилей с ДВС.

В отличие от машин с ДВС, в электромобилях не нужно менять масло, в них меньше трущихся деталей, подвергающихся износу, и в целом стоимость обслуживания может быть дешевле на 30–40 %.

В Беларуси стоимость заряда для пробега 100 км на электромобиле обходится более чем в 2 раза дешевле стоимости заправки. Со временем эта разница будет увеличиваться.

Нужны стимулы

К 2025 году продажа электромобилей в Беларуси может вырасти при трех условиях: снижении стоимости, дальнейшем развитии сети мощных и работоспособных зарядных станций, усилении мер господдержки и стимулирования. Начало таким мерам положил Указ Президента от 10 июля 2018 года № 273 «О стимулировании использования электромобилей», освободивший их владельцев от дорожного налога, а владельцев зарядных устройств, не производимых на территории страны, — от НДС. Но высокая таможенная пошлина и утилизационный сбор не способствуют электромобилизации.

— Пока для большинства жителей Беларуси цены на такую автотехнику слишком высоки, — говорит председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич. — Люди не готовы платить за нее 20–40 тыс. долларов в эквиваленте, тем более после 2 лет эксплуатации емкость батареи зачастую уменьшается, а остаточная стоимость машины через несколько лет резко снижается.

Прогресса в этом вопросе не добиться без дополнительных стимулов, например обнуления ставок ввозных пошлин на личный электротранспорт хотя бы с пробегом, льготного кредитования на его приобретение, организации бесплатных парковок и других. В Украине в начале 2018 года покупателей такой техники освободили от уплаты НДС и акциза, после чего число зарегистрированных электромобилей возросло почти вдвое по сравнению с 2017-м. Сейчас там 19 тыс. таких авто.

В коня корм

Одно из главных условий повышения спроса на электромобили — доступность зарядки. Инфраструктуру для этого готовят уже сегодня, но всё не так просто, как кажется на первый взгляд. По словам главного архитектора проектов «Минскградо» Антона Шевцова, к 2025 году количество площадок для размещения ЭЗС в Минске должно увеличиться до 400–500. Основной фактор — спрос на такие устройства в конкретных местах. ЭЗС различаются по мощности, от которой зависит скорость зарядки аккумуляторной батареи электромобиля. В городе они рассчитаны на 6–8 часов либо на 0,5–4 часа.

— В Минске ЭЗС планируют размещать в местах притяжения большого количества людей с машинами: в паркингах, возле торгово-развлекательных, бизнес-центров, офисных зданий. Есть возможность устанавливать зарядные станции и во дворах, но инициатива должна исходить от жильцов: были прецеденты, когда домовладельцы выступали против, — подчеркнул Шевцов.

Но некоторые потенциальные владельцы электрических легковушек пока плохо представляют, как можно на 6 часов оставить машину вместе с кабелем в городе без присмотра. В идеале розетка должна находиться там, где машина стоит ночью — в гараже, на стоянке, во дворе многоэтажки. Но если энтузиасты — владельцы электромобилей, обойдя все инстанции, добьются установки зарядки возле дома, не факт, что это место не займут под парковку другие машины.

— В Европе идет активное вытеснение с рынка автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Автогиганты, стараясь выполнять требования Евросоюза, производят электромобили даже без уверенности в результатах продаж. В целом мировые тенденции таковы, что лет через 5 доля новых электромобилей на рынке авто составит около 30 %. Есть надежда, что они станут доступнее и для нас, — подчеркнул С. Михневич.

Справочно

Впервые серийно электромобили начали выпускать в 1890 году в США. Они показывали хорошие результаты в гонках, и в их разработку вкладывали большие средства. Сам Генри Форд трудился над созданием аккумуляторных батарей. Но усовершенствованный бензиновый двигатель оказался тогда более конкурентоспособным. К 1930-му электромобили перестали выпускать. Интерес к ним возродился в 1990-х в Калифорнии, где стали бороться за чистоту воздуха. Выпущены электромобили «Шевроле» и «Тесла», стоившие более 100 тыс. долларов. Появились такие машины у японских и китайских производителей. Но еще долгое время они оставались экзотикой.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ