«К счастью, многие сегодня не знают, что такое война». Художник Николай Опиок — об оккупации, картинах и подвигах

Когда началась Великая Отечественная, Николаю Опиоку было чуть больше 5 лет. Но страшные события того времени хранятся в его памяти по сей день. Корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорил с художником на тему войны и мира, которые он на протяжении долгого времени воплощает в своих картинах.

Художник Николай ОпиокС Николаем Афанасьевичем договорились встретиться в его мастерской. В просторном, полном света помещении царит творческая атмосфера. Здесь каждый предмет знает свое место. Внимание привлекают холсты.

Опаленное детство

— Великой Отечественной войне посвящен цикл работ, — говорит художник. — Это «1941, Ивана Купала», «Мое крещение», «Встреча победителей», «Май. 45-й год» и другие. Родился я в 1935 году в деревне Макаровка Дубровенского района, что на Витебщине. Детские годы пришлись на военное лихолетье, связанное с немецкой оккупацией. К счастью, многие сегодня не знают, что такое война. Нашу семью оккупанты выгнали из хаты. Жить пришлось в землянке, а позже — в бане. Из деревни на передовую фашисты возили большие медные термосы с едой, а обратно доставляли раненых и убитых. Хорошо помню двух полицаев — маленького подленького Васю и высоченного Андрея. Оба, когда началось наступление наших войск, хотели уйти с немцами. Больше о них ничего не знаю. Я хоть и был ребенком, но отчетливо помню, как где-то под Оршей гремела «катюша». Кстати, и у немцев был шестиствольный миномет, который советские воины по аналогии с «катюшей» прозвали «ванюшей». К этому оружию эшелоны привозили на нашу станцию снаряды.

Художник Николай Опиок

Начало испытаний

Художник показывает незаконченный холст.

— Работу назвал «Жаркое лето. 1941 год», — замечает собеседник. — В 1950-х, будучи студентом художественного училища, я задумал создать картину о первых днях войны. Показал эскиз руководителю, а он в ответ: «Ты что, нужно изображать соцреализм и массовый героизм советского народа, а не отступление Красной армии!» А у меня главные герои — два измотанных бойца, остановившихся на привал у колодца. Это реальные персонажи из моего детства. Было жаркое лето, начало войны. Мама послала меня за водой. Прихожу к колодцу, а там — солдаты. Один пьет из ведра, другой сидит с винтовкой и смотрит вдаль растерянными глазами. Побежал домой рассказывать маме. Она дала мне хлеб, сало и поручила отнести бойцам. В задумках было обозначить мальчишку в картине, то есть самого себя. Но от этой идеи отказался. Это лишнее. Как и отказался рисовать чистое, без облачка, небо. Здесь скорее нужна гроза, сильное эмоциональное впечатление.

«Товарищ Жюков»

Недалеко от «Жаркого лета» — картина, на которой известный полководец маршал Жуков. Художники изображали его по-разному: с орденами, на коне, на Красной площади… Николай Афанасьевич пошел другим путем.

— Как я мог не написать портрет Жукова, когда всю войну только и слышал это имя! — восклицает автор. — Однажды прочел воспоминания Георгия Константиновича. Его и нескольких военачальников пригласили в ставку Верховного главнокомандующего, где в строжайшем секрете обсуждали операцию «Багратион». В завершение Сталин произнес генералам: «Все свободны. Вы, товарищ Жюков, задержитесь».

На картине полководец занимает центральное место у стола, где разложены карты. А вот силуэт Сталина нужно поискать в правом углу.

Вкус Победы

— Долгое время мы находились в оккупации, — продолжает собеседник. — Какова была радость встречи советских бойцов! Это было всеобщее ликование. И взрослые, и дети будто опьянели от слова «победа». Одну из картин так и назвал — «Май. 45-й год». Через нашу станцию проходили поезда, набитые солдатами. В кино такого не увидишь. Играли гармошки, пели песни. Нам, пацанам, фронтовики бросали на ходу трофейные ножи, зажигалки. Запомнился момент, когда всколыхнулась вся деревня. Поезд снизил скорость на повороте. В этот момент один солдат спрыгнул на землю и с чемоданом зашагал домой. Издали лица не было видно. Поэтому каждый сельчанин надеялся увидеть в бойце мужа, отца, сына. Впоследствии эта история стала сюжетом для картины. Получилась молчаливая сцена: никто не кричит, руками не машет, все только стоят и смотрят с надеждой.

Художник Николай ОпиокМирное время

А вот работа «Мое крещение».

— Мама крестила меня дважды: до войны и во время войны, — говорит Николай Опиок. — Несколько раз я был на грани жизни и смерти. Впрочем, кто из детей в то время не попадал в сложные ситуации. У нас, деревенских ребят, было личное оружие, свои тайники и даже небольшие склады противотанковых мин, оставшихся с войны. У послевоенных детей была игра: кто больше всех соберет патронов или разрядит снарядов. Понятно, что взрослые о наших увлечениях даже не подозревали. По окончании школы вместе с друзьями Леонидом Игнатенко и Аркадием Абраменко отправился в Витебск поступать в художественное училище. Творческих кружков в нашей школе не было, поэтому приходилось учиться рисовать самому. Не было и красок: мама отваривала свеклу, выдавливала сок, и я писал…

Художник Николай ОпиокО студии

В 2003 году Николай Опиок возглавил студию военных художников. В ее состав вошли известные мастера, ветераны и дети войны. У истоков движения стоял Герой Беларуси Михаил Савицкий. Вместе с неизменным руководителем творческого коллектива продолжают освещать ратный труд современных Вооруженных Сил Иван Миско, Владимир Теребун, Владимир Уроднич, Владимир Гордеенко, Георгий Лойко, Леонид Дударенко, Александр Оседовский и другие.

— Основной задачей нашего творческого объединения стали создание и пропаганда высокохудожественных произведений патриотической тематики, — отмечает Николай Афанасьевич. — О воинском подвиге, защитниках Родины, событиях Великой Отечественной рассказывают наши работы. В Минске их можно увидеть в фойе Центрального Дома офицеров, во время выставок в Художественной галерее Михаила Савицкого. Выставочная деятельность несколько приостановилась из-за распространения коронавирусной инфекции. Но работа живописцев на этом не заканчивается. К 75-летию Великой Победы они планируют организовать экспозиции в Национальном историческом музее и Республиканском Дворце культуры профсоюзов, а также в Логойске.

Справочно

Николай Опиок — заслуженный деятель искусств Беларуси, кавалер ордена Франциска Скорины, лауреат специальной премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» в номинации «Изобразительное искусство».

Фото Павла Русака

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ