К себе объективно: как в XXI веке стать востребованным писателем и монетизировать творчество
Насколько реально начинающему писателю сделать свое творчество востребованным и заработать на увлечении в эпоху «клипового мышления» и «тиктоков»? Корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала об этом у столичных литераторов.
В современном мире литература, особенно поэзия, в большей степени средство самовыражения автора в свободное от работы или учебы время, уверен поэт Рагнед Малаховский. По его мнению, стать широко известным писателем сейчас непросто, но возможно.
Шаг 1. Найти свою нишу
Осознание своей уникальности — первый шаг для успеха в литературе. Р. Малаховский рекомендует много читать и наблюдать за жизнью вокруг. Это поможет понять, что конкретно вам откликается.
— Расширяйте кругозор — это поможет найти новые темы, — отметил писатель. — Также постарайтесь отыскать в своей душе, памяти, произведениях искусства или жизненных событиях то, что заставляет задуматься и после чего хочется творить. Пишите о чем-то особенном, что вам интересно и что восхищает.
Также поэт порекомендовал завести привычку записывать мысли или рифмованные строки. Часто бывает полезным побыть свободным от ограничений и записывать своеобразный «поток» сознания, в котором впоследствии можно отыскать «золотинки» будущих произведений.
Шаг 2. Быть в «теме»
Также важно знать о тенденциях современной литературы и быть социально активным. Бывать там, где можно «и людей посмотреть, и себя показать».
Сам Р. Малаховский первые стихи показывал школьным учителям и некоторым одноклассникам. Уже в студенческие годы поэт начал активно публиковаться в периодических изданиях «Маладосць», «Полымя», «Літаратура і мастацтва», приходил на заседания сообщества «Литературное предместье», где собирались молодые авторы и состоявшиеся писатели.
— Благодаря серьезному отношению к литературному делу удалось вживую познакомиться со многими известными писателями: Нилом Гилевичем, Рыгором Бородулиным, Янкой Сипаковым, Миколой Метлицким, Раисой Боровиковой, Владимиром Липским, Виктором Шнипом, Людмилой Рублевской и др., — рассказал Р. Малаховский. — В 20 лет в государственном издательстве вышла первая книга — сборник стихов «Беражніца», а в 23 года меня приняли в Союз писателей. Появились новые книги. Работал в литературных журналах.
Сегодня Р. Малаховский занимает должность заместителя председателя Минского областного отделения Союза писателей Беларуси, редактор отдела поэзии еженедельника «Літаратура і мастацтва». Также по его инициативе при Союзе писателей Беларуси возникло литобъединение «Майстэрня пісьменніка», куда приходит молодежь для творческого самосовершенствования, новых знакомств, обсуждения новостей литературной жизни, популяризации своих произведений.
— Планируем издать наш первый коллективный сборник, — поделился поэт.
Начинающим авторам Р. Малаховский рекомендовал бы следующее: найти в окружении людей, которым можно было бы довериться и представить первую пробу пера. Позже можно рискнуть и показать свое творчество профессионалам: редактору в литературном издании или местной газете.
Шаг 3. Проявляться
Для увеличения аудитории Р. Малаховский советует использовать возможности интернета и делиться творчеством в медиапространстве. Но только после редактирования.
— В интернете, в отличие от специализированных изданий, и качественная, и некачественная литература — вперемешку, — отметил поэт. — И среди бесконечного множества авторов легко раствориться и стать незаметным, даже имея великолепные произведения. Здесь стоит задать себе вопрос: для какой аудитории пишешь? А также обязательно нужно заботиться о собственном имидже.
А вот поэт, писатель, художник-иллюстратор Наталья Алейникова считает, что, несмотря на «эру Тиктока», проявляться нужно не только в интернете. Прежде чем издать книгу, важно зарекомендовать себя: публиковаться в газетах, журналах, литературных сборниках, принимать участие в конкурсах, международных книжных выставках и т. д. Это поспособствует повышению узнаваемости и общественного признания автора, а также позволит приобрести новый опыт и новые знакомства.
В продвижении своего творчества поэтесса делает акцент на презентациях — как правило, авторов приглашают столичные библиотеки. К слову, Н. Алейникова иллюстрирует свои книги самостоятельно. Поэтому творческие встречи и выставки проходят также и в галереях, и в арт-кафе.
— Интернет можно рассматривать лишь как вспомогательный источник представления книг. Если писатель желает сохранить в себе литератора в классическом понимании, нужно быть готовым нанять специалиста, ведущего его интернет-страницы. Потому что качественное ведение аккаунтов — это время, за которое можно создать новый шедевр, — отметила Н. Алейникова.
Шаг 4. Издание книг и сотрудничество
В столице множество издательств, которые позволяют авторам опубликовать свои произведения. Но есть нюансы.
Прежде чем инвестировать в тираж, Р. Малаховский порекомендовал занести свои произведения в литературные издания и выслушать советы специалистов, которые там работают. Также важно найти окружение коллег-единомышленников, собственную аудиторию, искать возможность выступать со своими творениями.
— После уже, имея доброе имя и ряд публикаций, можно обращаться в государственные издательства, — добавил поэт. — Но сегодня поэзия молодых там почти не выходит. У прозы есть шансы. Но, если откажут, придется самому собрать деньги и издать книгу небольшим тиражом (100–150 экземпляров). Зато потом ее можно будет использовать как своеобразную визитку в отношениях с читателями и в переговорах с крупными издательствами. Скорее всего, вложенные деньги вернуть не получится. Не знаю начинающего писателя, который мог бы жить только благодаря гонорарам со своих произведений. Кому-то может посчастливиться — и композитор напишет на его стихотворение песню, или киностудия снимет фильм, или произведение победит в конкурсе, или автор получит литературную премию. Но это единичные случаи и все равно не существенно «денежные».
Для того чтобы «раскрутиться» и монетизировать писательскую деятельность, Н. Алейникова посоветовала обращаться к специалистам в сфере рекламы, продаж.
— Есть понятие «литературный агент» или агентство, — поделилась поэтесса. — В некоторых случаях помочь начинающему автору могут и сами издательства — если сочтут произведение успешным и коммерчески выгодным. Конечно, самое главное — быть интересным писателем. И тогда найдется своя аудитория, готовая платить автору за его творчество.
Фото из архива собеседников
Читайте также:
- День Беларуси открылся на Минской международной книжной выставке-ярмарке
- Новинки, бестселлеры и встречи с писателями: День России проходит на книжной выставке-ярмарке
- Тема Победы в Великой Отечественной войне объединила региональные стенды на книжной выставке-ярмарке
- Автор биографии Михаила Булгакова рассказал о восстановлении справедливости и оценил Минск
- Последняя любовь Бальзака и отмена 6-й статьи Конституции СССР. Этот день в истории: 14 марта
Смотрите также:

