КАБ ЛЮБІЦЬ БЕЛАРУСЬ НАШУ МІЛУЮ. Отправляемся в путешествие по Волковысскому району
Где находится самая большая в нашей стране водяная мельница, в каком храме можно увидеть копию «Сикстинской мадонны» и что представлено в музее белорусской шляхты? Корреспондент агентства «Минск-Новости» отправилась в Волковысский район.
Иисуса выловили рыбаки
Максим Танк верно охарактеризовал дороги – «серые нити с узелками памяти». Каждое местечко хранит свою историю. Попробуем развязать некоторые узелки.
Остановились мы сначала в старинном поселке Россь, первое упоминание о котором датируется 1205 годом. История его описана в книге Константина Тарасова «Погоня на Грюнвальд». Первым хозяином Росси был Александр Ходкевич. Позже оно переходило к Браницким, Сапегам… А в XVIII столетии здесь обосновались Потоцкие. До нашего времени сохранились остатки хозяйственных строений, колоритный дом садовника, часть пейзажного парка. Некоторым деревьям по 300 лет!
Знаменито местечко Россь и костелом Святой Троицы в стиле классицизма 1807 года постройки. В алтарной части храма – деревянная фигура Иисуса Христа Скорбящего. По легенде, ее еще в начале XVII столетия выловили в реке местные рыбаки.
Притягивает взгляд заброшенная водяная мельница в стиле модерн – самая большая в Беларуси. Вместе с подвалами она занимает шесть этажей. Возведена на реке Россь в начале XX века. Здорово было бы здесь открыть музей мельничного дела, но пока не нашелся инвестор.
В костеле можно увидеть также резное мраморное надмогилье Софии Неселовской (Потоцкой) работы итальянского скульптора Джулио Маскетти. Мрамор искусно имитирует складки ткани. Уникальному произведению искусства более 140 лет.
Шляхетское гнездо
Побывали мы и в двух шляхетских усадьбах. Одна находится в деревне Гнезно – тезке первой столицы Польши. Местечко известно еще с XIV века.
Деревянную усадьбу здесь построили Тарасевичи в XVI столетии. А особняк из камня в стиле классицизма возвели уже в XIX веке. Сегодня в нем сельский клуб. Сохранились также бывшая ледовня, флигели, конюшни.
В Гнезно обязательно загляните в костел Святого Михаила – старейший на Гродненщине. Редкий образец готической архитектуры Беларуси начала XVI века. С 1555-го по 1643-й храм был приспособлен под кальвинский сбор (тогда были убраны колонны, а державшийся на них каменный свод заменили деревянным), затем снова переосвящен в костел. В его алтаре необычная икона – копия «Сикстинской мадонны» итальянского живописца Рафаэля Санти, подлинник которой находится в Дрездене.
На территории костела нас радушно встретил ксендз Роман, угостил пирогом и клубничным компотом. Разговор со священником был простым и искренним – о небесном и земном, о том, что тревожит и к чему стремится душа.
Колыбель истории
Не менее интересная история у Подороска, ныне агрогородка. В 1660 году великий князь ВКЛ Ян Казимир даровал ему Магдебургское право. Само колоритное местечко упоминается в перечне костелов Виленской епархии с 1522-го, когда описывается местный храм.
До наших времен здесь уцелела усадьба с интересной историей. Первыми ее владельцами было семейство Грабовских, позже имение перешло к роду Чечетов. А в 1854 году его купил сын знаменитого философа Флориана Бохвица Роман Бохвиц. И принялся за переделку. Усадьба изменилась до неузнаваемости! Построили изящный дом в популярном в те годы стиле классицизма, вокруг него раскинулся английский парк. Причем необычный для того времени, ибо преобладали там местные клен, липа, акация и дуб. Дело в том, что помещики тогда тяготели к экзотическим деревьям, а Бохвиц на примере своих аллей показал, что местные растения ничем не хуже заморских! Также при усадьбе возвели винодельню, валяльню, спиртзавод, водяную мельницу.
В 1921-м в результате подписания мирного договора Подороск оказался частью Польши. А в 1939 году вошел в состав БССР. В советские времена в имении располагалась школа, а позднее – совхозная контора.
Пока же в господском доме располагается временная экспозиция.
Экспонаты исторической ценности не представляют, однако увлекательный рассказ гида помог ярко представить, как возникло, развивалось и почему исчезло шляхетское сословие.
В первом зале мы увидели символическую колыбель и гербы крупнейших шляхетских родов страны. Известен и год рождения нашей шляхты – 1413-й. Сам термин произошел от старонемецкого «шляхте», что означало либо «род», либо «сражение, битва». Кстати, на наших землях шляхта составляла 10-15 % населения (для сравнения: в России дворянское сословие – 1-1,5 %).
Расцвет шляхты пришелся на XVII-XVIII века. А началом конца историки считают разделы Речи Посполитой. После восстания 1830 года начался так называемый разбор шляхты. Всем, кто претендовал на принадлежность к дворянскому сословию, требовалось подтвердить свое происхождение. А сделать это было непросто. Распространена была и подделка таких документов. Ею, кстати, занимался также Винцент Дунин-Марцинкевич, ставший после известным драматургом. Тех, кто не подтверждал свой статус, переводили в сословие мещан или горожан, а порой даже и в разряд обыкновенных крестьян.
Последние 10 лет усадьба пустовала, но скоро обретет вторую жизнь. Ее выкупил эстонский бизнесмен с белорусскими корнями. Реконструкция начнется в 2024 году. Пока же идут проектные работы. Будет здесь и музей белорусской шляхты.
Помимо музея в усадьбе обустроят гостиничные номера, спа-комплекс (забавно, что он разместится в бывшей конюшне), откроют ресторан и кофейню. Словом, появится еще одно место притяжения туристов. И это здорово!
Фото автора
Еще материалы рубрики:
КАБ ЛЮБІЦЬ БЕЛАРУСЬ НАШУ МІЛУЮ. Раков: калейдоскоп легенд
КАБ ЛЮБІЦЬ БЕЛАРУСЬ НАШУ МІЛУЮ. Лида — Берёзовка — Дятлово – интересное на маршруте
КАБ ЛЮБIЦЬ БЕЛАРУСЬ НАШУ МIЛУЮ. Путешествуем по Воложину и его окрестностям
КАБ ЛЮБIЦЬ БЕЛАРУСЬ НАШУ МIЛУЮ. Чым славіцца Шчучынскі раён, і пры чым тут Шарль дэ Голь