КАБ ЛЮБІЦЬ БЕЛАРУСЬ НАШУ МІЛУЮ. Почему в деревне Сынковичи хочется задержаться как можно дольше
Чем примечательна деревня Сынковичи, и на чьи деньги построена Свято-Михайловская церковь? Корреспондент агентства «Минск-Новости» выяснила подробности.
— Первое упоминание о Сынковичах можно найти в документах конца XV — начала XVI века, — посвящает в тему историк Ярош Малишевский. — Известно, что в 1566 году поселением владел шляхтич Иван Есьман. Дела, судя по всему, шли неплохо: король Стефан Баторий подарил имению привилегию на воскресные торги.
Во второй половине ХІХ столетия в Сынковичах особо развивались садоводство и огородничество. Местные жители выращивали овощи, ягоды, фрукты и продавали их на ярмарках. Примерно в это же время в поселке появилась первая торговая лавка. В начале XX в. заработала винокурня с паровым двигателем.
Едем по улочкам, и за окном мелькают аккуратные сельские домики с садами, огородами, пасеками, цветистыми двориками, аистиными гнездами на столбах и гуляющими везде курами. Сейчас в деревне живут около 200 человек. В большие города особо не стремятся. На пользу демографии пошло создание СПК «Сынковичи». Хозяйство прибыльное, одно из лучших в Беларуси по производству мяса и молока. Обеспечивает работой и неплохой зарплатой не только своих, но и жителей соседних поселков. На окраине деревни замечаем остатки панской усадьбы XIX — начала XX столетия: здание спиртзавода, ледовню, спиртоприемник, флигель.
Невдалеке бьет родник, есть и купель. Останавливаемся, чтобы попить водички. Чистая, вкусная, но уж больно холодная!
Пришелец из Средних веков
Дальше путь ведет к православной церкви Святого архангела Михаила — уникальному памятнику истории белорусского зодчества. Это один из первых храмов оборонного типа в Великом княжестве Литовском. До наших дней в Беларуси сохранились еще два подобных: церковь Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Мурованке Щучинского района и костел Святого Иоанна Крестителя в Камаях Поставского. Их строили как культовые объекты для богослужений, а также как оборонительные. Перед нами предстает древний величественный гигант из красного кирпича. Говорят, когда его строили, местность здесь выглядела иначе: леса подступали чуть ли не вплотную, вокруг холма, на котором возведена церковь, протекала широкая и полноводная речка. В результате мелиорации река исчезла, а святыня осталась.
— Есть несколько версий насчет времени появления храма. Часть исследователей склоняется к началу XVI века, — отмечает Я. Малишевский. — В любом случае этим стенам не меньше полтысячи лет.
Идут споры и насчет того, на чьи средства храм построен. Не исключено, что спонсором строительства мог быть гетман ВКЛ, полководец Константин Острожский, решивший так увековечить себя в честь побед в междоусобицах и битвах с татарами. Возводилась церковь с открытой кирпичной кладкой, когда штукатурились только отдельные детали — обводка окон, ниши, поясочки, что придавало строению эффектный контрастный рисунок. Стены сделаны толщиной в два и более метра, минимум окон и отверстий, зато с башнями, бойницами, винтовыми лестницами.
Два в одном
— Зачем храму оборонительная функция? — спрашиваю у гида.
— Времена были сложные, с бесконечными войнами. Где укрыться от внезапного нападения? Вот и решили строить такие сооружения, где можно отсидеться и отбиться от врага. В случае вторжения сюда сбегался народ, ворота закрывались. Над ними располагалась железная решетка — герса, которая падала, надежно закрывая вход. Жители занимали места у бойниц по периметру храма, отстреливались, выливали на врага кипящую смолу, — объясняет он.
Внутри хранились оружие, боеприпасы, вода, продукты. Конечно, на длительную осаду все это не рассчитывалось. Но временно вполне можно было укрыться. Не случайно такие храмы-крепости возводились в разных уголках Беларуси.
Стоим у восточной стены здания. Здесь выступают три выпуклые части — так называемые абсиды. От помещения внутри, где проходят службы, они отделены иконостасом.
Главный фасад опоясывали машикули. Это навесные бойницы в верхней части крепостных стен и башен, предназначенные для вертикального обстрела штурмующего стены врага, которые прикрывали ближний подход к храму. И щелевидные — из них стреляли по отдаленным окрестностям. Рядом с церковью множество мемориальных знаков, есть захоронения священников. Вот, к примеру, могила 1870 года Иоанна Бугеды. За свое бескорыстное служение Богу и помощь людям святой отец получил привилегию упокоиться здесь.
— Храм славится уникальным колокольным звоном, — говорит Я. Малишевский. — Пять колоколов были отлиты специально для церкви Святого Михаила в Сынковичах. По звучанию им нет равных в Беларуси.
А вот внутреннее оформление весьма скромное. Но сине-голубые тона на стенах создают настроение покоя, радости. Главная достопримечательность — икона Божией Матери «Всецарица». Не оригинал, к сожалению. Но копия, написанная мастерами с Афона исключительно для Свято-Михайловской церкви, тоже обладает чудотворной силой. Замечено, что после усердных молитв перед ней многие выздоравливают, а у бездетных супругов рождаются дети. Поэтому к «Всецарице» паломники стекаются из разных уголков мира. Каждый просит о своем.
Справочно
За свою долгую историю Свято-Михайловская церковь пережила многое. На какое-то время переходила к католикам, была заброшена, при советской власти использовалась под зернохранилище. Частично восстановили и вернули храм православным верующим лишь в конце XX века.
Фото автора
Читайте также:
- КАБ ЛЮБІЦЬ БЕЛАРУСЬ НАШУ МІЛУЮ. Отправляемся в путешествие по Волковысскому району
- КАБ ЛЮБІЦЬ БЕЛАРУСЬ НАШУ МІЛУЮ. Раков: калейдоскоп легенд
- Город, где на небольшом пятачке уместилось около десятка исторических памятников. Чем интересен Воложин
- КАБ ЛЮБIЦЬ БЕЛАРУСЬ НАШУ МIЛУЮ. В белорусской глубинке можно найти множество уникальных старинных храмов
- КАБ ЛЮБІЦЬ БЕЛАРУСЬ НАШУ МІЛУЮ. Где в современной Беларуси сохранились адреса старинных резиденций