КАБ ЛЮБIЦЬ БЕЛАРУСЬ НАШУ МIЛУЮ. Заславль: колыбель легенд

Полюбоваться живописными пейзажами, побывать на старинной мельнице, увидеть, на каких музыкальных инструментах играли на свадьбах наши прадеды, — и всё это за один день и без особых затрат. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

ЗаславльПолчаса до границы

Добраться из Минска до Заславля не составит труда, даже если у вас нет автомобиля. Электропоезда ходят часто, билет обойдется от 40 копеек (на обычный) до 1 рубля (на городские линии). На комфортный поезд мы с дочерью опоздали, поэтому поехали на электричке. Давно не путешествовала на этой тарантайке с бродячими музыкантами и торговцами пирожками. Романтика!

Всего полчаса — и добро пожаловать в… Беларусь! Именно так называется станция. Дело в том, что в 1921 году Рижский мирный договор разделил белорусскую землю на две части. Жители одной стали гражданами Польской Республики, другой — Белорусской Советской Социалистической. Заславль оказался на восточной стороне от границы. В 1926 году ЦИК БССР присвоил местной железнодорожной станции название «Беларусь». Железнодорожная история города началась за 35 лет до этих событий: в 1891-м через него прошла Либаво-Роменская дорога. Чуть позже платформу Заславль переименовали в полустанцию Изяславль — в честь сына полоцкой княжны Рогнеды. К этой легенде мы еще вернемся.

Мука будет!

А пока заглянем в этнографический музей «Млын», что находится на ул. Рыночной, недалеко от вокзала (билеты недорогие: 3 рубля для взрослого, 2 — для школьника и студента). Здесь можно узнать историю паровой мельницы, своеобразной гостиницы при ней, кузницы и амбара. Полное погружение в быт и культуру белорусов начала XX века! Построена мельница еще в 1910 году, но функционировала аж до 1980-х.

Смотритель музея провела для нас небольшую экскурсию. Начали с гостиницы — «хаты завозніка». Здесь останавливались на ночевку крестьяне, ведь очередь из желающих смолоть зерно была немаленькая, а путь домой неблизкий. Многие экспонаты оказались мне знакомы. Словно вернулась в дни летних каникул у бабушки в деревне. Вот таким же ухватом бабуля доставала из печи чугунки с фасолевым супом и картошкой. Помню и канапу (деревянная скамья-диван), и вместительный сундук… Кстати, иногда он служил не только хранилищем для вещей, но и спальным местом.

Вещи здесь собраны прелюбопытные. Вот, например, старинный умывальник — кувшин с двумя носиками. Знаете, как его называли? Двурыльник! Из него могли умыться сразу два человека. Самовар на столе в рабочем состоянии — для экскурсантов в нем на праздники заваривают травяной чай. Пучки ароматных растений развешены на стене. На полках — кухонная утварь. А деревянную мышеловку многие посетители музея часто принимают за приспособление для изготовления сыра.

В другой комнате притягивает взгляд деревянный помост у печки. На нем тюфяки, набитые соломой, и самотканые пестрые покрывала. Здесь спали усталые путники. А вместо подушки под голову клали… сапоги. У входа стоит узкий шкаф — за его дверцами спряталась сказка. Это батлейка — белорусский народный театр кукол на религиозные и бытовые темы. Можно сказать, прадедушка нашего телевизора.

Показали нам, и как работала мельница. Неподалеку от нее хозяин построил кузницу, чтобы приезжие могли подковать коней. Увидели мы и старинный «шиномонтаж» — каменный круг, на котором чинили колеса для телег. А еще у кузнеца можно было купить топор, косу или дверной затвор. «Хата завознiка» и кузница приносили мельнику дополнительный доход. За сам помол он получал от крестьян натуральную плату — десятую часть муки. Чтобы хранить хлебные «денежки», требовался амбар.

Тропинками истории

Выходим из музея через другую калитку и оказываемся у живописного озера, пройдя вдоль которого оказываемся у Заславского замка — одной из самых ранних бастионных крепостей Беларуси. Построен он в середине XVI века магнатами Глебовичами. К сожалению, сегодня сохранились лишь руины ворот, валы и рвы замка, а еще Спасо-Преображенская церковь (бывший кальвинистский храм). Раньше она находилась внутри крепости. В низине, окруженная валами, выглядит игрушечной. От церкви движемся в сторону парка, где установлен памятник Изяславу. По дороге к нам цепляется какой-то нетрезвый мужчина с вопросом: не видели ли мы случайно его рюкзак? Получив отрицательный ответ, неожиданно предлагает… руку и сердце, чем вызывает смех. Эх, обмельчали нынче князья… Вспоминаю легенду про Рогнеду. Юная дочь полоцкого князя Рогволода была объявлена нареченной князя киевского Ярополка. С помощью этого брака рассчитывали укрепить связь с сильным соседом и заручиться его поддержкой. Рогнеду захотел взять в жены и брат Ярополка, в то время новгородский князь Владимир. Но девушка ответила ему отказом, мол, негоже княжне выходить замуж за «робичича» (сына рабыни, наложницы, коим и был Владимир). Разгневанный отказом князь напал на Полоцк, убил родителей Рогнеды, а ее саму насильно взял в жены. Гордая дочь Рогволода родила Владимиру сына Изяслава, но так и не смогла забыть то зло, что причинил Владимир ей и ее семье. Однажды, когда муж спал, она попыталась заколоть его мечом. За покушение на великого князя Рогнеде грозила смертная казнь. Владимир приказал жене нарядно одеться и взял в руки оружие. Однако на крик прибежал Изяслав и стал на защиту матери… Владимир не смог убить Рогнеду на глазах сына. По совету бояр он основал в полоцких землях город, назвал его Изяславлем и сослал туда жену и сына.

Вот он — князь Изяслав — с высокого постамента смотрит на свой город. От памятника рукой подать до католического костела Рождества Пресвятой Девы Марии. Возведен в стиле позднего барокко в 1774 году. В нижней части храма под алтарем находилась усыпальница семьи Пшездецких, владевших Заславлем в XVIII–XIX веках.

Под пение жалейки

Напоследок заглянули в краеведческий музей. Перед зданием — яркие клумбы и кованые кресла. У одного из них спинка в виде паутины, а в углу притаился большой паук. Присесть на такой трон не решилась: еще попаду в сети.

В зале гобеленов три произведения, связанные одной темой: «Полоцкие колокола», «Рогнеда» и «Молитва». Они рассказывают об истории Полоцкого княжества и Заславля. У следующего зала мелодичное название «Музыка вечерок». Цимбалы, гармошки, скрипки, жалейки и бубны — коллекция национальных белорусских инструментов впечатляет. Эх, и задорно они звучали на вяселлi! Пускались в пляс жених с невестой и их многочисленные гости.

В музее выставляются и работы современных художников. Особенно запомнилась картина «Абуджэнне», ярко иллюстрирующая новые страницы нашей истории.

Что еще посмотреть в Заславле? Детский музей мифологии и леса, который находится на территории местного лесничества. Он единственный в мире.

Фото автора

Смотрите также:

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ