izobrazhenie viber 2024 12 02 13 49 07 533

Качество медпомощи в столице положительно оценивают 64,4 % минчан — соцопрос

Насколько минчане довольны качеством и доступностью медицинской помощи? Ответы на эти вопросы ученые Института социологии НАН Беларуси получили в ходе опроса населения республики, который провели в 4-м квартале 2023 года. О результатах изучения мнения жителей белорусской столицы корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал руководитель Центра оперативных исследований Института социологии НАН кандидат социологических наук Александр Бельский.

belskijКачество и доступность медицинской помощи — один из главных приоритетов государственной политики, которому уделяет большое внимание Президент Александр Лукашенко. И новый министр здравоохранения Александр Ходжаев в числе первоочередных задач в работе своего ведомства назвал выявление причин недовольства части населения республики качеством медицинской помощи. Что показал опрос в Минске?

— Одним из важных блоков нашего исследования была оценка жителями столицы эффективности работы различных видов медицинских учреждений. Больше всего положительных отзывов получили аптечные киоски (87,7 %). Второе место — у поликлиник (фельдшерско-акушерских пунктов) по месту жительства (67,5 %). Далее идут частные медицинские центры (60,0 %), скорая помощь (59,4 %), частные медицинские лаборатории (57,1 %). Работу больниц положительно оценили 54,0 % жителей столицы.

При этом, по словам ученого-социолога, большое количество опрошенных (до 42 %) затруднились дать оценку нескольким медучреждениям. Видимо, это связано с отсутствием у респондентов достаточного опыта обращения в такие организации. Есть и те, кто не в полной мере удовлетворен отдельными аспектами обслуживания в поликлиниках по месту жительства. Отрицательно оценили их работу 27,8 % минчан. Нарекания к услугам, осуществляемым скорой помощью, имеют 12,4 % опрошенных, а к аптечным киоскам — 11,1 %.

Если же говорить о качестве медицинской помощи в столице в целом, то ее положительно оценивают 64,4 % опрошенных, отрицательно — всего 16,5 %. Затруднились с оценкой 19,1 % респондентов из столицы.

Ученые-социологи в ходе исследования оценивали восприятие населением изменений в области оказания медицинской помощи. Респондентам задали вопрос: «Как изменилось, на Ваш взгляд, за последние 3 года качество медицинского обслуживания в Вашем населенном пункте?» Перемены в лучшую сторону отметили 14,9 % минчан. На варианте ответа «Ничего не изменилось» остановили свой выбор 42,7 % респондентов. Считают, что оказание медицинской помощи стало хуже, 17,5 % жителей столицы. Затруднились с ответом 24,8 %.

vrach1 1

Фото Depositphotos

Помогает интернет

— Александр Михайлович, сегодня цифровизация стремительно внедряется и в медицину. В Беларуси есть автоматизированная информационная система «Электронный рецепт». Что известно о ней минчанам?

— Как показал наш опрос, о существовании этого сервиса знают 60,4 % опрошенных жителей столицы. Среди них каждый второй (49,7 %) узнал об электронных рецептах от медицинских работников. Получили информацию об этом сервисе в интернете 11,7 % респондентов. Прочли о системе «Электронный рецепт» на стендах в медицинских учреждениях 11,6 %. Еще 9,6 % получили информацию от семьи и близких, 7,5 % — от фармацевтических работников, 6,2 % — из средств массовой информации, 1,1 % — из других источников. Затруднились с ответом 2,6 % респондентов.

По словам А. Бельского, участники опроса пользуются и другими цифровыми услугами в здравоохранении. Больше половины респондентов (61,6 %) ищут лекарственные средства в аптеках через интернет, а 43,1 % заказывают талоны и записываются к врачам онлайн. Третье место среди сервисов для поиска информации по вопросам здравоохранения заняли сайты медучреждений. Ими пользуется каждый четвертый горожанин (25,7 %). Вызывают врача на дом с помощью интернета 17,8 % респондентов, а 7,5 % жителей столицы заказывают там лекарства на дом. За онлайн-консультациями обращаются к врачам 6,7 % участников опроса. При этом почти треть опрошенных минчан (31,8 %) указали, что в принципе не пользуются цифровыми сервисами в медицине.

— Запись к врачам на прием всегда была ключевым моментом в получении медицинской помощи амбулаторно. Как решают эту задачу минчане с внедрением в практику цифровых сервисов?

— Опрос показал, что каждый второй опрошенный житель столицы (48,7 %) записывается на прием к врачу по телефону, а каждый третий (33,0 %) — через интернет. При этом 32,5 % жителей Минска посещают врача в порядке живой очереди. Каждый четвертый (26,6 %) записывается на прием к доктору непосредственно в поликлинике. Не посещают врачей всего 0,2 % опрошенных жителей столицы.

Распределение ответов на вопрос «Как бы вы оценили работу следующих медицинских учреждений в своем населенном пункте?» (в % от числа опрошенных)

infografika instituta socziologii nan belarusi

За свой счет

— В современном здравоохранении важную роль играют платные медицинские услуги. Как минчане оценивают их качество и значимость для собственного здоровья?

— Результаты опроса показали, что за платной медицинской помощью жители столицы чаще всего обращаются в частные медцентры. Это отметили 41,8 % респондентов. Однако четверть опрошенных жителей столицы (23,6 %) предпочитают пользоваться платными услугами преимущественно в государственных медучреждениях. Некоторые респонденты (3,3 %) имеют договоры добровольного медицинского страхования. И всего 0,4 % опрошенных пользуются помощью частнопрактикующих врачей. При этом 28,5 % жителей Минска в принципе не обращаются за платными медицинскими услугами. Еще 2,4 % затруднились с ответом.

Как отметил ученый-социолог, исследование показало, что 64,9 % жителей белорусской столицы положительно воспринимают платные услуги в государственных медучреждениях. Обратного мнения придерживаются только 16,2 % минчан. Затруднились ответить 18,9 % опрошенных.

— В чем заключаются преимущества платной медицинской помощи, с точки зрения жителей столицы?

— По мнению участников опроса, это в первую очередь возможность получить необходимые услуги быстро и качественно. Так считают 55,7 и 51,0 % респондентов соответственно. Более внимательное отношение к пациентам и наличие современного оборудования отметили 45,1 и 43,9 % опрошенных. Значимым преимуществом платных медицинских услуг 23,6 % участников исследования назвали высокий профессионализм и квалификацию персонала. Не видят плюсов платных услуг 0,9 % минчан, затруднились с ответом 7,1 %. При этом каждый четвертый респондент (25,1 %) отметил в качестве преимущества платной медицинской помощи возможность получить услуги, недоступные в системе бесплатной медицины.

Справочно

В исследовании принял участие 901 респондент из всех областных центров, Минска, нескольких райцентров и сельских населенных пунктов.

Инфографика Института социологии НАН Беларуси

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
«Это женский рай!». Блогеры посетили крупное предприятие в Минске во время «Марафона единства»

«Это женский рай! Можно меня тут оставить?» — с таких возгласов началась экскурсия по предприятию «ГАЛАНТЭЯ», которое белорусские блогеры посетили во время республиканской общественно-культурной акции «Марафон единства» 23 января. Что вызвало такой восторг, рассказывает корреспондент агентства «Минск-Новости».

20250123 102040 kopiya

Знакомство с компанией директор Александр Набздоров начал с козыря — ассортиментного кабинета, в котором выставлены все виды продукции: женские, мужские и детские сумки, рюкзаки, ремни и другие аксессуары. Все они вызвали неподдельный интерес гостей, однако в центре внимания ожидаемо оказалась последняя лимитированная коллекция — из натуральной кожи, шерсти и меха.

20250123 091220 kopiya

— Эти коллекции на самом деле лимитированные, — пояснил руководитель предприятия. — Если мы объявляем, что продаем только 10 изделий, то будьте уверены, так оно и есть: у каждой сумки на внутреннем кармане будет свой порядковый номер. Как правило, мы шьем их из материалов, которые еще только пробуем, тестируем. В дальнейшем из них могут делать и другие изделия, но лимитированные повторяться не будут. Покупатели заказывают их из задора, интереса и желания носить действительно индивидуальную вещь. Но и наши потоковые изделия нельзя назвать рядовыми — к каждому сезону мы выпускаем новую коллекцию.

Как делают сумки из кожи? II Блогеры на производстве II Экскурсия на "Марафоне единства" в МинскеКак делают сумки из кожи? II Блогеры на производстве II Экскурсия на "Марафоне единства" в Минске

— Я поражена количеством и разнообразием форм, цветов сумок, так современно, как у дорогих брендов. Интересно посмотреть, как это все делается, изучить предприятие изнутри, взглянуть на оборудование. Раньше я была мало знакома с компанией «ГАЛАНТЭЯ» и покупала только детские рюкзаки этого бренда, а теперь захотела сумку и себе, — восхитилась столичный блогер Юля Мустонен.

20250123 095128 kopiya

20250123 100530 kopiya

К слову, вдохновляются дизайнеры белорусских сумок в том числе в мировой столице моды Милане. Работают на упреждение: в магазины еще не поступила весенняя коллекция, а специалисты уже готовят новинки на осень 2025 года.

20250123 091417 kopiya

— Мы посещаем выставки, смотрим, что производят модные дома, изучаем анонсированные на год материалы. И свои коллекции разрабатываем с учетом трендов. Если во всем мире набирает популярность велюр и замша, то и у нас будут изделия из них — над созданием новых коллекций трудятся десять художников-модельеров. Конечно, они сотрудничают с отделом маркетинга, который предварительно изучает рынок: сколько необходимо выпустить мужских и женских товаров, какие у них должны быть конструкция и предельная цена.

С зарубежных выставок специалисты «ГАЛАНТЭИ» возвращаются не только с пониманием трендов на будущие сезоны, но и с образцами кожи. Их передают столичному предприятию-партнеру, выпускающему материалы для пошива сумок.

20250123 093819 kopiya

— Мы можем с гордостью сказать, что до 75 % нашего сырья — белорусского производства, в том числе имитации редких видов кожи, например страуса. Частично закупаем турецкие и итальянские материалы, но лишь потому, что получить всю гамму цветов и текстур от одного производителя невозможно, — комментирует глава предприятия.

20250123 092540 kopiya

Из натуральных кожи, замши, велюра, нубука отшивают около 65 % изделий предприятия. Для блогеров А. Набздоров пояснил, как отличить натуральную кожу от синтетического материала. Для этого нужно поджечь край материала: если запах будет химический, то это синтетика.

20250123 094244 kopiya

— Спилок, к слову, это не склеенный из обрезков материал, а составляющая часть натуральной кожи. Допустим, для пошива изделия нам требуется толщина кожи меньше, чем есть в куске. Тогда работник срезает нижнюю часть материала, который и называется спилком. Это полноценное сырье, которое в дальнейшем обрабатывают, например делают из него велюр, — делится секретами производства А. Набздоров.

20250123 094139 kopiya

После знакомства с масштабами производства — на предприятии работает 750 человек, а из цехов «ГАЛАНТЭИ» ежегодно выходит около 600 тыс. изделий — участники экскурсии охотно поделились впечатлениями.

Меня очень удивило, сколько людей работает на производстве. Это ручной труд, где каждый работник отвечает за свою операцию. Сумки очень модные, стильные, классные. Наше белорусское производство — это повод для гордости, — рассказала блогер Лена Трасюк.

20250123 092940 kopiya

— Никогда не бывала прежде на предприятии, выпускающем сумки и ремни, поэтому мне здесь было безумно интересно. Производство современное, модернизированное. Очень впечатлил ассортимент изделий, особенно женских сумок. Все девушки их обожают, а в магазинах их не так много. Буду почаще заходить на сайт предприятия, — добавила ее коллега Екатерина Залынская.

Фото автора

Минский колледж сферы обслуживания приглашает на день открытых дверей 25 января

День открытых дверей для абитуриентов и их родителей состоится в Минском государственном колледже сферы обслуживания 25 января, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на пресс-службу учреждения образования.

mgik – vstrecha v kolledzhe sfery i obsluzhivaniya 46 kopiya

Мероприятие начнется в 13:00. Колледж расположен по адресу: ул. Семашко, 7.

В пресс-службе обратили внимание, что с этого года на базе девяти классов в колледже открываются две новые специальности — «библиотечное дело» и «техническая эксплуатация электронных устройств».

Также есть возможность получить образование по специальностям «розничные услуги в банке», «финансовая деятельность», «почтовая деятельность», «техническая эксплуатация приборов и аппаратов» и «социальная работа». Кроме того, на базе 11 классов осуществляется подготовка по специальности «розничные услуги в банке».