Кафе-трамвай, водная феерия и карнавал: чем запомнился праздник «Минск-87»
Какие идеи актуальны и сегодня, а какие кажутся наивными?
Вспоминаем городские праздники 1980-х с их главным художником – доцентом кафедры графического дизайна Белорусской государственной академии искусств Вячеславом Семенько.
В 1989 г. в издательстве «Беларусь» вышла книга «Минск праздничный». В эпоху гласности изменилось отношение к средствам наглядной агитации. Новое время требовало новых лозунгов. В фотоальбоме были собраны примеры агитационно-художественного оформления города как к официальным праздникам (годовщина Октябрьской революции, День солидарности трудящихся и другие), так и к «светским» (Новый год, «Минск-86», «Минск-87»).
«Стало ясным, что долгое время развитие наглядной агитации в городе шло по принципу «чем больше, тем лучше». В результате столицу заполнили разностильные сооружения, выполненные порой на невысоком художественном уровне, диссонирующие с архитектурно-эстетическим обликом города», – говорилось во вступительной статье специализированного издания.
Отмечать День города в советском Минске было не принято. В 1967 г. столица БССР громко отпраздновала 900-летие. И… тишина до 1986-го, когда был организован спортивно-художественный праздник «Минск-86». Он состоялся, как и планировалось, в мае, несмотря на то что в апреле произошла Чернобыльская катастрофа. Тем не менее событие прозвучало – устраивать «всеминский» праздник было решено ежегодно.
Одним из наиболее удачных спортивно-художественных праздников города тех лет стал тот, что проводился в июне 1987 года. Чем он запомнился?
* Феерия на Свислочи
Чтобы ничто не отвлекало от работы над концепцией праздника, городские власти организовали для творческой группы недельную поездку в профилакторий под Минском.
– Написали сценарий, подготовили макет, на котором обозначили, что и где будет происходить, а также какие декорации понадобятся, – рассказывает Вячеслав Семенько. – Тогда же появилась идея задействовать Свислочь и Комсомольское озеро. Часть театрализованных действий происходила на воде.
– В 1988 г. пошли дальше – в сквере Янки Купалы на воде установили сценическую площадку. Весь день погода была хорошая. Музыканты уже готовились к выступлению. Вдруг поднялся ветер – ноты в воду. Начался дождь, испортил нам все дело.
* Кафе-трамвай
От улицы Ботанической до Зеленого Луга курсировал трамвай, который возил пассажиров бесплатно. В салоне работало кафе, по записи звучала экскурсия.
* Мельница Менеска
– Мельница долгое время стояла в парке Горького. Великолепно сделана. Это Гречин придумал, в те годы он был главным художником Минска. Эта мельница как отголосок легенды о происхождении Минска, связанная с именем богатыря Менеска.
* Искусство, спорт и торговля
Площадки по интересам были рассредоточены по городу. В сквере Янки Купалы проходили встречи с литераторами, поэтические вечера. Здесь выступали фолк-коллективы. Недалеко от ресторана «Журавинка» вдоль набережной устраивались однодневные художественные выставки. Спортивные соревнования, как и сегодня, проводились у Дворца спорта. Неподалеку размещались «Город мастеров» и ярмарка с белорусскими товарами. Центр города, просторно – удобная площадка для торговли.
Торговые павильоны устанавливали и вдоль набережной в парке Горького. Тогда их проектировали специально к празднику. Поэтому все киоски выглядели единообразно.
* Карнавал на «Динамо»
– В 1980-е трижды провели праздник города на стадионе «Динамо». Театрализованные представления устраивались здесь и раньше, но как это обычно выглядело? Выходил ведущий, объявлял номера. Главный режиссер праздника Николай Дудченко предложил новый принцип ведения театрализованного представления: в высоком темпе, с максимальным использованием возможностей света и иллюминации, а также карнавал. Сначала предполагалась, что праздничное шествие состоится на главном проспекте. Но власти побоялись, – рассказывает Вячеслав Семенько.
Стадионный карнавал во время праздника «Минск-87» чуть было не закончился пожаром. Все из-за Змея Горыныча – его разместили на мобильной платформе во главе праздничного шествия. Для большей убедительности в пасть Горынычу засунули термитную шашку, так что дракон получился действительно огнедышащим. Из-за порыва ветра пламя перекинулось на матерчатый костюм трехглавого. Через футбольное поле побежали пожарные. Остудили пыл так быстро, что зрители не успели испугаться.
Завершилось представление получасовым пиротехническим шоу. Сенсация по тем временам.
– С точки зрения технологий колоссальный рывок произошел, конечно. В 1980-х какие материалы были? На фанере рисовали. Если декорация масштабная, выше десяти метров, столько вопросов возникало… Как закрепить, чтобы не упала, чтобы ветром ее не снесло. Когда на «Динамо» карнавал делали, тысячи лампочек разложили прямо на футбольном поле. Стемнело, свет погасили, а лампочки включили. Эффект был потрясающий, – рассказывает Вячеслав Семенько. – С тех пор появилось множество новых материалов: самоклеящиеся пленки, легкие модульные конструкции. Можно делать 3D-проекции на здание. Хоть на небоскребах сюжеты выстраивать.
То, почему традиция ежегодно праздновать День города начала формироваться в 1980-е, Вячеслав Яковлевич объясняет так:
– Это же время перестройки, смена идеологических установок. Они требовали новых форм пластического выражения. И в самом настроении общества было ожидание чего-то нового.
В те годы появилась иллюминация над проспектом, в оформлении городских праздников начали использовать «флаговые букеты».
– Технология крепления панно на фасаде педуниверситета – изобретение художника Гречина. Изображение складывается из множества лоскутов, поэтому не парусит от порывов ветра, – поясняет собеседник.
– Когда сегодня пересматриваете альбом «Минск праздничный», что кажется наивным?
– Когда большевики пришли к власти, свои лозунги они несли фактически на хоругвях. Посмотрите снимки тех лет. Другое дело, что они наполняли известную форму новым, чуждым ей содержанием.
Каждое время требует своих средств выражения. Сегодня советские лозунги, демонстрации кажутся наивными. Да мы и сами тогда были наивны. А все равно тот период жизни вспоминается с радостью. Это был драйв!
Запомнились слова дочки – ей тогда было лет семь-восемь. На один из первых праздников города взял ее с собой. Вечером, когда ехали домой, сказала: «Как жаль, что этот день закончился».
Иллюстрации из фотоальбома «Минск праздничный» (Минск, 1989).
Справочно
Вячеслав Семенько – доцент кафедры графического дизайна Белорусской государственной академии искусств.
В 1980-1990-е – главный художник праздников города Минска. А также праздников, посвященных 40-летию Курской битвы (Белгород); 500-летию Ф. Скорины (Минск и Полоцк); 200-летию А. Мицкевича (Новогрудок).
В 1985 г. – главный художник политической программы ХІІ Всемирного фестиваля молодежи и студентов (Москва).