Как должен быть подготовлен дошкольник к первому классу
К школе многие родители начинают готовить детей задолго до 1 сентября. К заветной осени будущие первоклашки подходят читающими, считающими, пишущими. Родителям – радость. Специалисты, наоборот, бьют тревогу.
– К школе не нужно специально готовиться, – уверена педагог-психолог детского сада № 558 Анна Скорнякова. – Пусть малыш проживет максимально счастливо ранний период детства и возьмет из него все необходимое для гармоничного развития. Главное в этом возрасте – игра, через нее дошкольник получает все знания о жизни, так он готовится к учебе.
К сожалению, предметно-ролевая игра в детском коллективе сегодня практически отсутствует. По мнению Анны Валерьевны, ребятам просто некогда играть в «дочки-матери» или «магазин». Причина в умственной загруженности детей:
– Ребенок в детском саду не отдыхает, это для него не санаторий и не курорт. Это работа. Здесь он общается и обучается – лепит, рисует, танцует. Это регламентированная деятельность, от которой малыши устают. А вечером их еще ведут и на подготовительные занятия, где тоже надо работать. В итоге при всякой возможности они садятся на стульчики и сидят. У воспитанников старших групп школа не ассоциируется с чем-то новым и интересным. Они и без того уставшие, задерганные родителями, – грустно улыбается психолог. – «Ты должен, ты должен…» Родители сами бегут в этом колесе и увлекают за собой детей. Эффект толпы заразителен, но ему надо уметь противостоять. Судите сами: женщина вынашивает ребенка положенный срок и даже думать боится, что он родится раньше. Почему же мы считаем абсолютно нормальным торопить малыша с чтением, письмом?
Нынешний детсад ориентирован на запросы родителей. Опытным педагогам порой бывает сложно переубедить мам и пап в том, что не нужно как-то особенно готовиться к школе. Совет воспитателя вечером поиграть с сыном в его машинки, а с дочкой порисовать в альбоме звучит для нас как-то неубедительно. Куда весомее: «Хочет или не хочет, но усадите за письменный стол, откройте учебник с заданиями, и пусть выполняет их по порядку». Не правда ли?
– Но даже в этой ситуации можно все обратить в игру, – уверена Анна Скорнякова. – В тексте можно наперегонки зачеркивать, например, все «А». Три минуты – и букву выучили, и внимательность потренировали, и повеселились.
Увлекательная совместная игра, помимо всего прочего, учит соблюдать установленные правила. Спустя годы этот навык поможет строить отношения внутри семьи, коллектива. Но в наших реалиях, отмечает специалист, акцент сместился на материальное поощрение. В итоге ребенок не радуется взаимодействию, а ждет награды – наклейку, конфетку, оценку, привыкая так соответствовать чьим-то требованиям и ожиданиям.
В детских садах сейчас время проверки старших ребят на готовность к школе. Педагоги-психологи подчеркивают, что этот диагностический срез – лишь промежуточный показатель. Ребенок растет и развивается не линейно, а скачкообразно. По результатам тестов педагог-психолог дает родителям подсказку, на что обратить внимание в общении с дошкольником.
– Мы пытаемся донести до родителей мысль, что ребенок готов к школе не тогда, когда он считает до ста или читает. Будущему первокласснику важно уметь четко выражать свои мысли, понимать, кто такой учитель, знать, что на уроках не отвлекают и не отвлекаются. Нужно воспитывать в ребятах умение решать вопросы сообща. Научите завязывать шнурки, кушать кашу, ходить в туалет, пользоваться носовым платком, – советует Анна Скорнякова. – Ребенок, решающий в уме задачки, смотрится мило, но сначала все-таки научите его определять дни недели, месяцы, расскажите, что такое вчера и завтра. Малышу, готовому к школе, будет приятно выполнять ваши задания и поручения. Важна и эмоциональная зрелость – учите сына или дочку понимать свои чувства и ощущения, выражать их в словесной форме, справляться с неудачами и сопереживать другим.
– Есть одно средство, которое отлично помогает подготовиться к школе, развить одновременно память, внимание и фантазию. Мы все о нем знаем, но часто не придаем должного значения. А зря. Речь идет о чтении детям, – обращает внимание специалист. – Большинство лучше усваивает информацию зрительно. Но в школе-то знания чаще воспринимаются на слух. Читая сыну или дочери перед сном, вы научите ребенка слушать и слышать. А еще при чтении тренируется воображение. Оно не менее важно для будущего школьника, чем память, внимание, мышление. Именно воображение поможет в будущем понимать теоретический материал по физике, химии. И только благодаря воображению можно, например, представить расстояние от Земли до Луны.
Итак, до первого класса осталось полгода? Прекрасно! Рисуйте, пойте, займитесь танцами и лепкой, аппликацией, а то и ткачеством. Наслаждайтесь и восхищайтесь произведениями детского творчества. Но главное – верьте в детей и в их силы, любите их.
Дополнительная информация
В стандартах Кодекса Республики Беларусь об образовании нигде не написано, что дошкольника нужно специально готовить к первому классу. Выпускник детсада должен считать до 10 и обратно, узнавать цифры от 0 до 9, делить на несколько частей, понимать, что такое целое, половина и часть, различать предметы по ширине, высоте и другим параметрам.
По мнению психологов, родители должны помочь маленькому школьнику стать самостоятельнее и при этом непременно надо привить ему правила безопасного поведения. Для этого научите ребенка:
– внимательно переходить улицу;
– не открывать дверь посторонним;
– пользоваться телефоном для вызова экстренных служб;
– произносить четко домашний адрес, номера телефонов и имена родителей.