Как это было. Ветеран Великой Отечественной войны – о боях под Ленинградом и взятии Берлина

Ветеран Великой Отечественной войны Рувим Маркович Розенблюм поделился с корреспондентом агентства «Минск-Новости» воспоминаниями о боях под Ленинградом и штурме Берлина.

 

Уйдя из горящего Минска (о довоенном Минске читайте в газете «Вечерний Минск» или на сайте http://www.vminsk.by/), Рувим попал в Могилев, а оттуда на поезде уехал под Сталинград. Там его взяли на работу в колхоз. Когда ему исполнилось 18 лет, Рувим Розенблюм бежал. Уйти из колхоза в те годы можно было лишь таким радикальным способом. Он пришел в военкомат и был принят в ряды Красной Армии. Затем была учеба в Тамбовском арттехучилище.

– Там нас учили работать с полевыми и танковыми орудиями, – говорит Рувим Маркович. – Целый день мы разбирались в их конструкции, особенностях стрельбы. Постигали все тонкости правильной организации снабжения и ремонта пушек. Муштровали нас в ускоренном темпе, не оставляя даже лишней минуты на передышку.

Т-34 на улицах Ленинграда
Т-34 на улицах Ленинграда

Вскоре новоиспеченный младший лейтенант, окончивший училище с отличием, был направлен в блокадный Ленинград. Начиналась зима 1942 года, и в город он попал по льду Невы. Там его определили в 220-ю танковую бригаду. На плечи Рувима Розенблюма легли снабжение и ремонт техники. Он должен был следить за исправностью танковых пушек, выполнять их обслуживание и ремонт, пополнять танковый боекомплект.

Т-26 на одном из заводов блокадного города
Т-26 на одном из заводов блокадного города

– Это была тяжелая работа, – говорит ветеран. – Осматривать стволы нужно было ежедневно. В бой должны были идти только исправные машины. Малейшее подозрение на поломку – и сразу техники приступают к работе.

Износившиеся ствол или боевой механизм могли привести к взрыву снаряда в орудии, а это равносильно уничтожению пушки. Хорошо, если только разорвет ствол – его можно заменить. Если рванет в башне, то минимум контузит экипаж. Ну а если детонирует боекомплект, от танка мало что останется. Не меньше проблем было и со снабжением: найти и доставить нужные снаряды, патроны, проследить за комплектованием боекомплекта, чтобы соседствовали бронебойные и фугасные снаряды для пушек, правильно чередовались трассирующие и обычные патроны для пулеметов, и так далее. И конечно, готовить боекомплект согласно поставленной цели: если танки пойдут против пехоты – больше осколочно-фугасных, против укреплений и бронетехники – упор на бронебойные.

Тяжелый советский танк КВ-1
Тяжелый советский танк КВ-1

В бригаде были в основном средние танки Т-34 и легкие Т-60 и Т-26. К началу прорыва блокады доставили несколько новых тяжелых КВ. Зима им не была помехой: четыре аккумулятора позволяли быстро разогреть двигатель и масло.

Т-26. Зима 1942 года
Т-26. Зима 1942 года

Но больше всего в бригаде любили Т-26 за бензиновый двигатель. Он быстро нагревался и всю ночь служил своеобразным обогревателем для экипажа, уснувшего на броне. В январе 1943 года 220-я бригада участвовала в прорыве, а в январе 1944 года – в окончательном снятии блокады Ленинграда.

220 бригада в боях по снятию блокады. январь 1943

Часто Рувим Маркович бывал на передовой. Каждый офицер в бригаде мог заменить любого бойца – от пехотинца до командира отделения. Пять раз Рувим Розенблюм водил танки в атаку, выступая в роли командира боевой машины. Выполнив задачу, вновь приступал к работам по обслуживанию орудий.

т-60 под ленинградом

– Легкие и средние танки лучше всего подходили для боев под Ленинградом, – говорит Рувим Маркович. – Они могли пройти по болотистым землям, по льду рек и озер. Кроме того, они очень быстрые и маневренные. Это было важно при прорыве обороны, насыщенной противотанковыми пушками. Правда, их орудия ничего не могли сделать с броней немецких «Тигров».

Подбитый немецкий «Тигр»
Подбитый немецкий «Тигр»

С ними бригаде приходилось сталкиваться довольно часто. Например, в боях за Гатчину в январе 1944 года Т-34 и Т-60 пытались остановить эти немецкие танки. Победить можно было, лишь сбив гусеницу или зайдя к ним в тыл. Но это было очень тяжело: танкисты одновременно сражались и с пехотой, и с пушками противника.

Красное знамя над освобожденной Гатчиной
Красное знамя над освобожденной Гатчиной

Тяжелые танки часто использовали вторым эшелоном, для удержания занятых позиций. Они были медленными и могли пройти только по твердой почве, зато обладали крепкой броней и, выйдя на рубежи, становились настоящими дотами. Переправиться через реки они могли лишь по очень крепкому льду или наведенной переправе. Специально для КВ даже заливали на Неве лед, увеличивая его толщину в два-три раза.

После победы под Ленинградом 220-я отдельная танковая бригада получила почетное наименование Гатчинской и отправилась на пополнение. Ее основу составили средние танки Т-34-85 и самоходки ИСУ-122.

Залп «катюш» перед атакой советских танков
Залп «катюш» перед атакой советских танков

– Наверное, самые тяжелые бои были за Зееловские высоты, – рассказывает Рувим Маркович. – Немцы создали вокруг Берлина мощную линию обороны. К этому времени мне уже было запрещено участвовать в боях. Сказалась тяжелая контузия, полученная во время танкового боя. Лишь взяв с меня клятву, что не окажусь на передовой, мне разрешили остаться в бригаде и заниматься снабжением и ремонтом. Пусть я и не был среди наступающих, но видел все происходящее. Сам маршал Жуков накануне наступления был в нашей бригаде.

Самоходная артиллерийская установка СУ-76 ведет бой на улицах Берлина
Самоходная артиллерийская установка СУ-76 ведет бой на улицах Берлина

Штурм укреплений начался под яркий свет прожекторов после массированной артподготовки «катюшами». Нашим войскам удалось сломать оборону противника ценой неимоверных усилий. Дальше наступать было во много раз легче. Даже сражаться на улицах Берлина. Под прикрытием танков и самоходок пехота зачищала развалины домов. Солдаты указывали танкистам, где замаскированы пушка или пулемет. Их уничтожение было уже делом техники. Было тяжело понять, где проходила линия фронта, поэтому подвозили снаряды практически на передовую. Наша бригада участвовала в штурме здания министерства авиации, имперской канцелярии. На стенах последней я оставил автограф.

Фотографии с сайта http://waralbum.ru/

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ