Как Голливуд рассказывает о нас, и как мы рассказываем о себе. Есть разница?

В рамках IV Фестиваля документального кино стран СНГ «Евразия. DOK» в кинотеатре «Беларусь» состоялась встреча с известными деятелями российского документального кино, которую организовал Международный медиаклуб «Формат А-3», передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

В разговоре на тему «Культурное пространство России и Беларуси: надо ли его защищать?» приняли участие режиссер телекомпании «НТВ» Александр Зиненко, режиссер-документалист, директор кинофестиваля «Русское зарубежье» Сергей Зайцев, ведущий обозреватель НТВ Владимир Чернышев, директор дирекции документальных программ Первого канала Светлана Колосова и другие. Модератором встречи стал белорусский историк, политолог и публицист, декан факультета философии и социальных наук БГУ Вадим Гигин.

Дискуссия началась необычно. Для затравки разговора были показаны отрывки из телевизионного сериала «Чернобыль», созданного в 2019 году американским телеканалом НВО совместно с британской телесетью Sky. Фильм состоит из пяти серий и посвящен аварии на Чернобыльской АЭС, ликвидации ее последствий и расследованию ее причин. Картина была отмечена многими критиками за стремление ее создателей к достоверности, за то, что авторы уважительно отнеслись к подвигу людей, противостоявших катастрофе. Однако среди зрителей были и те, кто посчитал, что фильм субъективен и искажает события. Почему так принципиально не совпадают оценки? И почему кинематографисты стран СНГ видят чернобыльские события по-другому? А если по-другому, то всегда ли их взгляд точнее? И всегда ли их фильмы лучше? На чем основана сама эта разница во взглядах? Разные творческие подходы? Разные школы? Или всё дело в идеологии?

В этом и разобрались участники встречи. Причем и между ними самими не обошлось без споров.

Так, в контексте начатого разговора был упомянут и французско-бельгийский фильм «Курск», снятый датским режиссером Томасом Винтербергом в 2018 году и посвященный катастрофе российской подводной лодки. Один из участников дискуссии задался вопросом:

Почему, если на экране появляется российский адмирал, то и лицо у него испитое, и соображает он с трудом, и телефон у него не работает? А если в кадре адмирал американский, то это обязательно безупречный во всех отношениях красавец? Может быть, так оно есть и в жизни?

— Да бросьте! — донеслась из зала реплика немолодого интеллигентного человека.

Он поднялся со своего места и добавил:

— Я полковник в отставке, и где вы видите испитое лицо? А что касается боевых качеств, то, уверяю вас, наши офицеры никогда, никому ни в чем не уступали.

Вспомнили собравшиеся и прекрасные фильмы советского кино. Снимается ли сейчас что-нибудь подобное? И надо ли тянуться за западными оскароносными образцами? И здесь участники дискуссии совершенно неожиданно перешли к обсуждению многосерийного мультика «Маша и Медведь». Милое произведение создавалось без какой-либо оглядки на западные образцы и вкусы — создавалось исключительно для нас и наших детей. И завоевало весь мир!

Корреспонденту агентства «Минск-Новости» на этой встрече особенно запомнился вопрос, который задала из зала молодая учительница младших классов:

Перед Днем Победы я в школе рассказала ребятам о войне, о своем дедушке. Мне, еще маленькой, он говорил, как был пулеметчиком, и как погиб его товарищ, подносивший патроны… Дети слушали внимательно. А вечером мне начали звонить родители: не травмируйте ребят. Как быть?

Конечно, жизнь — не кино. Но кино — это тоже жизнь. И у него впереди, как всегда, много работы. Не надо ни от кого защищать культурное пространство Беларуси и России. Но это пространство необходимо строить — создавать талантливо, активно и неравнодушно. На этом участники встречи и сошлись.

ТОП-3 О МИНСКЕ