Как исправно и правильно платить за воду, чтобы ее не отключили

Чтобы вода оставалась в наших кранах, за нее нужно исправно рассчитываться. Корреспондент агентства «Минск-Новости» выяснил нюансы.

Фото Depositphotos

Начисленному верить

Сегодня, чтобы оплатить услуги водопотребления, существует множество вариантов. Буквально на каждом шагу есть инфокиоски, отделения почты и банков. Можно завести личный кабинет в ЕРИП, воспользоваться интернет-банкингом или мобильным приложением. Но чтобы оплатить, сумму должны начислить. Исполняющий обязанности заместителя начальника Центра по расчетам с потребителями «Водосбыт» УП «Минскводоканал» Татьяна Кузнецова поясняет:

— Согласно действующему законодательству начисление платы за услуги водоснабжения и водоотведения производится по показаниям приборов учета расхода воды. Если их нет — по норме водопотребления, а если такие приборы установлены, но сведения по ним не передаются, — по среднему значению водопотребления, определяемому автоматически исходя из двух предыдущих месяцев, в которых производилась плата по показаниям приборов учета.

С показаниями приборов все понятно. А что такое норма водопотребления и среднее его значение, определяемое автоматически? Норма сегодня — 270 л холодной и 130 л горячей воды в сутки на человека. В месячном исчислении это около 12 кубометров. Использовал меньше или больше, но если счетчика у тебя нет, именно за такой объем нужно заплатить. В настоящее время около 97 % домохозяйств в Минске оплачивают воду как раз по показаниям счетчиков. Так выгоднее.

Среднее — просто подсказка

А теперь о среднем значении водопотребления, определяемом автоматически.

— Когда мы оплачиваем в ЕРИП жилищно-коммунальные услуги, в графе лицевого счета «Текущие показания прибора учета» появляются показания счетчика, которые формируются на основе среднего объема нашего расхода воды. Это что-то вроде подсказки, — говорит Татьяна Кузнецова. — Мы должны изменить эти условные показания на фактические. Сведения попадают в базу, и в конце месяца специалисты расчетно-справочных центров делают расчет, чтобы в следующем месяце мы оплатили услугу в том объеме, в каком она потреблена.

Фото Depositphotos

Сложности начинаются, когда мы забываем скорректировать предложенные системой показания. Отсюда казус: у потребителя, который своевременно оплачивает жилищно-коммунальные услуги, но не подает фактические показания, может образоваться долг, поскольку средняя цифра, предлагаемая автоматически, лишь частично отражает фактическое потребление. За среднее системой берутся вносимые плательщиком показания за два месяца: например, в одном месяце он указал 10 м3, в другом — 2 м3. Значит, среднее значение, которое будет предложено, — 6 м3. При этом фактический расход может достигать и 8, и 10 кубов. И когда приходит контролер для плановой сверки показаний приборов учета, то нередко он сталкивается с тем, что на водомере — 100–200 кубов, а то и больше, против того, что оплачено.

— Такое часто случается, — делится Татьяна Николаевна. — Затем люди приходят к нам, просят рассрочку, мол, я не знал, я добросовестный плательщик. Этого мы не оспариваем. Просто просим смотреть на водомеры и не соглашаться со средними значениями, предлагаемыми системой. А если уж согласились, то в следующий раз нужно постараться ситуацию исправить — указать фактические показания счетчиков. Тем более что сегодня нет привязки тарифа к объемам потребления.

Долг красен платежом

Погасить образовавшуюся задолженность необходимо не позднее 25-го числа календарного месяца, рассрочка не предусмотрена. В противном случае стоит быть готовым к тому, что искомую сумму вычтут из зарплаты или пенсии. Нужно помнить и о том, что в соответствии с законодательством в случае задержки оплаты начисляются пени в размере 0,3 % от суммы не поступившего платежа за каждый день просрочки.

Тем не менее регулярная неуплата фиксируется примерно по каждому 12-му лицевому счету.

— Вместе со специалистами расчетно-справочных центров, представителями других предприятий — поставщиков услуг и жилищных организаций регулярно выходим в рейды, посещаем неплательщиков, предупреждаем, — говорит Татьяна Кузнецова. — Если не можем воздействовать и результата нет, оказание услуг вынуждены приостанавливать. Каждый месяц воду отключают примерно в 80 квартирах.

Отключение — крайняя мера. Прежде задействуют другие методы, направленные на снижение задолженности. Сначала по почте должнику направят уведомление с напоминанием о необходимости оплаты. Если потребитель не реагирует, готовят исполнительную надпись. И только после этого отправляют специалистов, чтобы те отключили воду. Водоснабжение может быть восстановлено в течение двух суток после предоставления документов о погашении задолженности и компенсации затрат, связанных с возобновлением предоставления услуг.

Фото Depositphotos

Водомеры и тарифы

При наличии приборов учета среднестатистический минчанин потребляет ежемесячно около 4,5 кубометра воды. Это почти в три раза меньше, чем норма, установленная для тех, кто не желает дружить со счетчиками. Существуют два тарифа для потребителей-физлиц — субсидируемый и экономически обоснованный. На сегодняшний день в Минске они одинаковы независимо от наличия приборов учета и иных факторов. Однако в других областных и районных центрах тарифы могут разниться. Пересматривается тариф ежегодно с 1 января. В 2020 году кубометр воды для потребителей-физлиц стоил в Минске 1,45 рубля, с 1 января 2021-го — на 7 копеек больше.

Средний срок эксплуатации водомера — 4–6 лет в зависимости от марки. При плановой замене, как и в случае выявления неполадок, «Минскводоканал» меняет их бесплатно. Чтобы обнаружить неполадки своевременно, потребители должны внимательно следить за приборами учета. В случае остановки или появления в работе водомера каких-либо несоответствий необходимо незамедлительно сообщить об этом в «Водосбыт», удобнее всего по короткому номеру 119. На место оперативно прибудет работник «Минскводоканала» и зафиксирует поломку актом. В этом случае будет произведен перерасчет объема потребленной услуги по норме водопотребления за период с начала месяца, в котором была выявлена проблема, по дату устранения неисправности.

Если выход прибора из строя обнаружит не пользователь, а контролер, прибывший для плановой сверки показаний, перерасчет будет сделан с момента последней достоверной сверки, но не более чем за 3 года. Это относится ко всем нештатным ситуациям: остановился или разбит счетчик, повреждены пломбы, причем независимо от того, выявлены ли признаки вмешательства. Компенсировать придется разницу между фактически оплаченным объемом и нормой водопотребления, то есть как если бы прибора учета в этот период не было вообще. И сумма может оказаться немаленькой.

Фото БелТА

В случае истечения срока поверки и необходимости замены водомера контролер выписывает соответствующее уведомление, представляет под подпись акт в двух экземплярах и информирует потребителя о необходимости оформления им заявки на замену прибора учета. На замену дается 30 дней. Когда этот срок заканчивается, автоматически начинает применяться общая норма водопотребления без возможности последующего перерасчета. Например, если семья из трех человек оплачивает по счетчику около 13 кубометров воды в месяц, то в случае проволочки с его заменой придется заплатить за 36 м3. Поэтому очень важно быть внимательным.

О плановых сверках показаний приборов учета специалисты «Минскводоканала» сообщают заранее: развешивают у подъездов объявления, указывают номера телефонов, по которым с ними можно связаться. Если неудобно принять контролера в обозначенное время, он придет в другое, нужно лишь уведомить об этом специалистов.

Вместо послесловия

— Общее число должников все же снижается, пусть не так ощутимо, как того хотелось бы, — отмечает Татьяна Кузнецова. — Граждане осознают, что потребляемые услуги необходимо оплачивать вовремя. И если не оплатить сегодня, завтра привычных благ цивилизации можно попросту не дождаться. По номеру 119 специалисты колл-центра ЦРП «Водосбыт» с готовностью помогут разобраться во всем, что касается начисления сумм платежей и расчетов. Помните: своевременная и полная оплата услуг водоснабжения — самая надежная гарантия отсутствия проблем.

Справочно

В Минске около 850 000 лицевых счетов. Каждый год с плановой сверкой показаний приборов учета специалисты «Минскводоканала» проходят половину города, раз в два года бывают в каждой квартире.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ