Остались без света. Как коммунальщики обесточивают квартиры должников за ЖКУ

За какой период задолженности по коммунальным платежам собственникам и нанимателям квартир отключают некоторые жилищно-коммунальные услуги и как это происходит? Подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Юрисконсульты РСЦ № 2 Советского района Анастасия Юндина и Юлия Кишкевич – хрупкие симпатичные девушки. Общение с должниками – их повседневная работа. Нажимая на кнопку звонка квартиры, говорят они, невозможно предугадать, откроют ли дверь, и если да, то какой человек предстанет на пороге и как отреагирует на известие, что его пришли отключать. Уверенности придают сопровождающие девушек один-два работника ЖЭУ, которые выполняют техническую часть мероприятия по приостановлению предоставления ЖКУ. Такие обходы совершаются еженедельно. График адресов РСЦ разрабатывает совместно с ЖЭУ.

Основания для отключения ЖКУ – электроэнергии, горячей воды, ТВ-каналов, газа – прописаны в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2005 г. № 1466. В нем, в частности, говорится: «Организация, предоставляющая коммунальные услуги, вправе приостановить предоставление данных услуг гражданину, имеющему без уважительных причин задолженность по их оплате за два и более расчетных периода и не погасившему эту задолженность в течение 5 дней после получения письменного предупреждения, которое доставляется по почте заказным письмом или вручается гражданину под расписку».

Чаще всего квартиры неплательщиков только обесточивают. Это технически проще сделать, тем более если электрощиток расположен на межэтажной площадке или в тамбуре, а не в квартире. Коммунальных благ не лишают семьи с зарегистрированными несовершеннолетними детьми, а также тех, кто идет на контакт и обосновывает причину задолженности.

Какого-то документально утвержденного перечня уважительных причин образования задолженности не существует, поэтому каждую ситуацию в РСЦ и ЖЭУ рассматривают индивидуально, – рассказывает начальник РСЦ № 2 Советского района Светлана Тяглик. – Человек мог заболеть, выехать за пределы страны, потерять работу, получить инвалидность. Должником можно стать и в одночасье, когда в ходе сверки показаний индивидуальных приборов учета воды выясняется, что фактически потребленный объем гораздо больше заявленного и оплаченного. В таких случаях по заявлению гражданина составляется график погашения задолженности – он будет выплачивать сумму частями в течение нескольких месяцев и при этом пользоваться всеми ЖКУ. Нередко бывает: пришли отключать, хозяин квартиры просит подождать и тут же бежит оплачивать долг. Идем навстречу.

Тем временем в РСЦ прибывает электромонтер ЖЭУ № 2 Советского района Дмитрий Потупчик. Как позднее пояснит главный инженер этого жилищно-эксплуатационного участка Николай Потупчик, сантехника или хаус-мастера для отключения горячей воды (холодную воду в целях предотвращения распространения антисанитарии оставляют) направляют только при наличии большой задолженности, когда ранее предпринятые меры не были эффективны. Опять же, чтобы поставить заглушку на стояк в конкретной квартире, туда еще нужно попасть. Большинство жильцов, у которых перекрывают электроснабжение, вносят необходимые платежи, поэтому попытаться отключить и воду у двухмесячных уклонистов нет необходимости.

Все в сборе, можно отправляться. Нам предстоит посетить 8 квартир: на ул. Берестянской, Платонова, Гикало и Краснозвездной.

Застать дома, конечно, удастся не всех жильцов, а кто-то может просто не открыть дверь, – вводит в курс дела Ю. Кишкевич. – Тогда сразу производим отключение, если щиток на площадке, а в двери оставляем памятку с информацией о приостановлении технического обслуживания электрощитка, которое будет возобновлено после погашения задолженности и оплаты затрат, связанных с подключением. Если счетчик в квартире, возвратимся повторно через какое-то время. Также оформляем исполнительные надписи о принудительном взыскании задолженности, подаем соответствующие исковые заявления в суд, и к делу подключается судебный исполнитель.

Начали с дома № 18 на ул. Гикало, в котором живет неплательщица с задолженностью 228 рублей. Первое препятствие, возникающее, впрочем, по всему маршруту, – дверь в подъезд. Юрисконсульты набирают на панели домофона номер квартиры, но в ответ – тишина. Приходится сигналить другим жильцам, пока не впустят.

На звонок и стук в квартиру реакции не последовало.

Благо распределительный щиток на площадке.

Д. Потупчик отключает автомат на квартиру – табло на электросчетчике гаснет. Для пущей уверенности проверяет вольтметром отсутствие напряжения. Затем отсоединяет от токоведущих частей автомата контактные провода… Дальнейшие действия по понятным причинам оглашать не будем.

Теперь гражданину нужно оплатить долг, принести в ЖЭУ подтверждающий документ, получить квитанцию на оплату подключения – это 8,62 рубля, снова сходить на почту или в банк, принести чек. По закону возобновить подачу электроэнергии нужно в течение не более двух суток, но обычно делаем это гораздо быстрее, – поясняет Дмитрий.

По следующему адресу – дом № 15 на ул. Берестянской – дверь открыла женщина средних лет.

У вас задолженность 179 рублей 78 копеек, и мы вынуждены принять меры по отключению электроэнергии, – объясняют юрисконсульты.

Ой, все забываю. Обещаю завтра оплатить. Не отключайте, пожалуйста, у меня маленький ребенок…

Хорошо, но если платеж не поступит, отключения уже не избежите.

– Спасибо большое…

Электромонтер, уже открывший щиток на площадке, закрыл дверцы. Возможно, через день ему придется снова побывать по этому адресу и уже выполнить вышеописанную техническую процедуру.

Идем дальше.

Ребенок, кстати, в этой квартире не зарегистрирован, – уточняет по дороге А. Юндина. – Но учитывая, что раньше задолженности за владельцем не числилось, вошли в положение. К должникам, которые периодически «забывают» по несколько месяцев платить за ЖКУ, отношение иное.

Удалось достучаться еще до двух «уклонистов».

Так, проживающий в доме № 6 на ул. Краснозвездной пенсионер объяснял причину маленькой пенсией, нехваткой денег и заверил, что оплатит. По этому адресу платежи поступали нерегулярно, иногда частями, при этом зарегистрированы несколько человек, которые должны нести солидарную ответственность за оплату ЖКУ. Электросчетчик расположен в квартире. Проверяющие потребовали пройти для отключения, но пенсионер захлопнул дверь. В дальнейшем разбираться с владельцем, предпринимать меры по взысканию задолженности будет судебный исполнитель.

В доме № 33 на той же улице диалога как такового не состоялось. Из распахнувшейся двери в нос ударил запах антисанитарии, вылетело несколько мух, а мужчина, от которого, кстати, спиртным вроде и не пахло, казалось, не понимает, чего от него хотят. Электроэнергию отключили (щиток на площадке).

По некоторым из оставшихся намеченных адресов либо не удалось побеседовать с жильцами, и их квартиры обесточивали, либо электроэнергия уже была отключена. В последних случаях цель визита заключалась в том, чтобы пообщаться, разъяснить возможные последствия, а также проверить, не было ли самовольных подключений. Есть среди жильцов такие умельцы…

Справочно

По информации филиала «Единый расчетно-справочный центр г. Минска» КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома», в столице за январь – май текущего года предупреждения о приостановлении предоставления некоторых ЖКУ были направлены 37 756 собственникам и нанимателям квартир. В итоге были отключены 7 595 потребителей: 6 874 от электроэнергии, 39 – от горячего водоснабжения, 681 – от ТВ-каналов, 1 – от газоснабжения.

Фото Сергея Лукашова

ТОП-3 О МИНСКЕ