1200 90

Как минчанка Ирина Цымбал стала прима-балериной прославленной Венской оперы

Вот уже 15 лет минчанка Ирина Цымбал — прима-балерина прославленной Венской государственной оперы. С ней пообщался корреспондент агентства «Минск-Новости».

IMG 2045 e1580216733850Прима с чемоданом

Окончив хореографическое училище, она приняла предложение станцевать первую для себя ведущую партию — Жизель — в Риге, не собираясь оставаться за границей. Поработав год в Латвии, артистка оказалась востребована в Вильнюсе, потом в Будапеште. И уже оттуда переехала в австрийскую столицу.

— Первые 5 лет, — рассказывает актриса, — я работала со своим педагогом Галиной Синельниковой. Выпускаясь из училища, точно осознавала, что хочу стать ведущей балериной, но для этого еще недостаточно созрела. Мне было важно иметь рядом учителя, который меня готовит и направляет. Но потом Галина Георгиевна вернулась на родину, а я пошла своим путем. Оказалась в Национальном театре в Будапеште, танцевала там 3 года. А в 2005-м меня пригласили в Венскую государственную оперу.

— Дьюла Харангозо?

— Да. Он учился в Москве, был директором балетной труппы в Венгерском оперном театре. Получив такую же должность в Вене, позвал меня с собой. Причем я себя в Будапеште очень хорошо чувствовала, у меня были прекрасный репертуар, отличные отношения с коллегами. Никогда не думала, что из страны бывшего соцлагеря переберусь за железный занавес. В другой, по сути, мир. Но так вышло. Мной всегда двигало желание узнать новое, расширить репертуар, получить другие перспективы и опыт.

IMG 0110 e1580216945831— И срываться с места не боялись?

— Конечно. Я сама принадлежала себе, чемодан был со мной. Это сейчас совсем другая история. Здесь у меня семья, за которую я в ответе, муж — пилот, работает на Ирландских авиалиниях. Подрастают двое сыновей: Лукасу чуть меньше 3 лет, Паулю нет и года.

— Вы сразу стали прима-балериной?

— Я во всех театрах была первой солисткой. И здесь также.

— Вена действительно считается одним из красивейших городов Европы? Быстро ли вы освоились?

— Я была наслышана о красоте Вены. Но когда приехала, город меня не принял. Мы целый год притирались друг к другу. Сразу он показался мне аристократично-холодным, чопорным, гордым. Но за 15 лет увидела, насколько здесь открытые, добродушные, толерантные люди. Появилась теплота, словно спала завеса.

IMG 2044 e1580216988167Станцевала с Легри в Токио

— Вы живете далеко от работы?

— Да, зато близко от Шёнбрунна — красивейшего парка, где находится летняя резиденция Габсбургов. Мы снимаем там квартиру. На работу добираюсь общественным транспортом, и достаточно быстро. Вена — скученный город, в центр на машине не пробиться, особенно в час пик. Очень многие ездят на велосипеде. К тому же сейчас появились скутеры, которые можно в любой точке как взять, так и оставить.

— А вам не хотелось бы тоже сесть на двухколесного друга?

— Когда мы поступили в хореографическое училище, нам строго-настрого велели про велосипеды и лыжи забыть. Но, наверное, пришла пора осваивать (смеется). Все тут на выходные семьями выезжают на Дунай и бог весть куда еще, просто благодать. Так же и с лыжами, ведь есть Альпы. Придется, наверное, себя преодолеть ради семьи и пойти к инструктору, когда мальчишки чуть подрастут.

— Кто за ними присматривает, когда вы на работе?

— В Австрии можно брать отпуск по уходу за ребенком до 2 лет. В садик отдают с года. Часто приезжают помогать свекровь из Испании и мои родители из Минска.

— Ваш театр известен в мире как оперная Мекка. А насколько популярен балет?

— 10 лет назад так и было. Негласно считалось, что это балет при опере. Но с приходом в театр директора Доминика Мейера, пригласившего француза Мануэля Легри, ученика Рудольфа Нуреева, возглавить балетную труппу, всё поменялось. Они дуэтом подняли венский балет на очень высокий уровень. Билеты быстро раскупают, зрители ходят на спектакли с большим удовольствием. Мануэль — всемирно известная звезда и прекрасный балетный педагог, немало часов репетирует с солистами и кордебалетом. Это настоящий трудоголик, преданный профессии, хотя и требовательный.

Поскольку у меня мальчики родились один за другим, единственное, что я между беременностями успела, станцевать с Легри на гала-концерте в Токио. При своей должности и в свои 55 он еще танцует. Такие личности рождаются раз в 100 лет.

IMG 2042 e1580217016700Елизарьев — балетный отец

— Отдаете предпочтение классике или модерну?

— Сейчас, пожалуй, неоклассике. Первым опытом стал «Ромео и Джульетта», имела счастье станцевать в нем 20-летней балериной на сцене Большого театра Беларуси в спектакле Елизарьева. Всегда считала Валентина Николаевича своим балетным отцом, ощущала его опеку на протяжении всей учебы в Минске и благодарна ему по сей день.

В молодости очень любила классику: «Жизель», «Спящую красавицу», «Лебединое озеро», «Щелкунчика», «Дон Кихота». А в последнее время с удовольствием танцевала, например, в «Майерлинге» Макмиллана, обожаю Татьяну в «Онегине» Джона Кранко. Пьер Лакотт у нас поставил «Сильфиду», нравится хореография Иржи Килиана. Репертуар весьма интересный и насыщенный.

— Уже задумываетесь о будущем вне сцены?

— Разумеется. Учусь заочно в Московской государственной академии хореографии. Большое желание продолжить карьеру в качестве педагога-хореографа.

— У вас случались серьезные травмы?

— В основном от перегрузок. Но самая серьезная, после которой не возвращаются на сцену, настигла меня после «Сильфиды». Безумно хотелось сделать партию бесшумной и воздушной, я танцевала фактически на своих пальцах, как в свое время Мария Тальони, и это, к сожалению, усугубило мою старую травму. Пришлось лечь под нож, прооперировали обе ноги сразу, в них сейчас шурупы.

Слава Богу, хирурги прекрасно сделали свою работу, я по-прежнему танцую. Сейчас пока в отпуске по уходу за ребенком, но планирую в марте вернуться. А восстанавливалась благодаря пилатесу. Тогда же решила и сама получить подобное образование. Так выстроилась идея будущей карьеры — сочетание балета с пилатесом.

IMG 2047— Почему с пилатесом?

— Это замечательная техника. Немец Йозеф Пилатес многое перенял из балета, ведь цель обоих направлений — правильная осанка, а значит, здоровье. Благодаря занятиям позвоночник вытягивается, мышечный корсет укрепляется. Правильно натренированное тело очень долго служит.

— Ирина, вы счастливый человек?

— Конечно. У меня любимая семья, на жизненном пути встретились замечательные педагоги, которые до сих пор играют важную роль в моей жизни, поддерживают, сопереживают и просто любят.

Фото из архива Ирины Цымбал

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Мороз ночью и до +3 °С днем ожидаются в Беларуси 24 ноября

Облачно с прояснениями будет в республике 24 ноября, температура воздуха ночью составит -1…-7 °С, днем – -2…+3 °С, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на «Белгидромет».

22 10 2024 priroda osennie parki foto terehina 26 kopiya

Фото носит иллюстративный характер

В воскресенье местами по стране прогнозируются небольшой снег, не исключая мокрого, и слабый гололед, а ночью и утром – слабый туман. На отдельных участках дорог гололедица. Ветер будет умеренным, его порывов не предвидится.

В Бресте и Гродно в дневные часы ожидается +1…+3 °С, Минске, Витебске и Могилёве – -1…+1 °С, в Гомеле – 0…+2 °С.

В. Полякова-Макей о сотрудничестве с Мурманском: можем обменяться интересным опытом в сфере культуры

Вопросы сотрудничества в области культуры обсудили в Минске директор Белорусского государственного академического театра юного зрителя Вера Полякова-Макей и председатель комитета по культуре администрации города Мурманска Елена Крынжина, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

img 6102 kopiya

Культурная дружба между городами-героями началась 19 ноября, когда Белорусский государственный академический театр юного зрителя представил спектакль «Мастер и Маргарита» на II Международном театральном фестивале «Арктическая сцена» в Мурманске.

— Два года назад я приезжала на фестиваль «Арктическая сцена» со спектаклем «Каренина». Мы подружились с председателем комитета по культуре Еленой Крынжиной и другими известными деятелями культуры Мурманской области и договорились о встрече в Минске, — рассказала В. Полякова-Макей.

В фестивале поучаствовали 14 театров из России, Беларуси, Армении, Казахстана и Сербии. Коллективы привезли спектакли, основанные на всемирной классике и шедеврах русской литературы.

— На фестиваль мы не смогли привезти свои декорации: играли на белых простынях, тканях и стульях из подбора — только голый талант. Нас высоко оценили зрительское и профессиональное жюри. Дмитрий Климович получил награду за лучшую роль второго плана, а я — за лучшую женскую роль. Мы несказанно этому рады, — поделилась директор.

img 6092 kopiya

Международный театральный фестиваль «Арктическая сцена» организован Мурманским областным драматическим театром и региональным отделением Союза театральных деятелей России при поддержке правительства Мурманской области.

— Сегодня к нам приехала известный театральный деятель Елена Крынжина, и в нашем театре проходят переговоры по вопросам перспектив развития взаимодействия между театрально-зрелищными организациями Минска и Мурманска. Мы очень хотим организовать масштабные гастроли с Мурманском, так как уверены, что можем обменяться интересным опытом друг с другом в сфере культуры, —сообщила В. Полякова-Макей.

В Минске коллеги из Мурманска презентовали спектакль детской театральной школы «Дети военного Мурмана».

img 6113 kopiya

— Это не просто общение, а развитие связей между культурно-досуговыми учреждениями. Мы обсуждаем вопросы библиотечных систем, домов и дворцов культуры, взаимодействие музыкальных и театральных школ. И, конечно, речь идет о дополнительном образовании в сфере культуры. Я считаю, что это крайне важно, поскольку у нас общее культурное пространство, и в условиях Союзного государства открываются большие перспективы для взаимного культурного сотрудничества, — отметила Е. Крынжина.

После переговоров состоялся показ спектакля по пьесе Николая Гоголя «Женитьба».

— Это одна из наших последних премьер. Легкий, свежий и необычный спектакль, созданный молодым режиссером. Мы считаем, что молодые должны ставить спектакли для молодежи. Энергия такой режиссуры находит отклик как у юного зрителя, так и у старшего поколения. Наш слоган — «от 0 до 99 лет», и мы с радостью приглашаем зрителей всех возрастов на постановки, — подытожила директор В. Полякова-Макей.

Фото автора