Как молодежь впутывают в кибераферы, и почему «обнальщики» сейчас в дефиците
Какой процент киберпреступлений раскрывается в Беларуси и как уберечь детей от легких денег и тяжелых последствий их получения, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
— Два с половиной года назад, когда к нам только пришло понятие «вишинг», мошенники активно использовали молодежь в качестве «обнальщиков». Работа непыльная: задача заключалась в том, чтобы найти банкомат и произвести несколько операций. «Обнальщику» выдавали стопку карточек, высылали к каждой из них ПИН-код. Полученные деньги нужно было передать третьему лицу. Готовую поучаствовать в преступной схеме молодежь искали, как правило, в Telegram-каналах — сейчас многих прельщает так называемый легкий заработок, — рассказывает начальник управления по противодействию киберпреступности ГУВД Мингорисполкома Алексей Новаш.
Когда ребят начали привлекать к ответственности за соучастие в совершенных хищениях, на «обнальщиков» образовался определенный дефицит. Но мошенникам по-прежнему нужно было как-то выводить полученные обманным путем средства. Сейчас деньги уже не обналичивают в Беларуси — их дробят на несколько банковских счетов.
Это обосновывается тем, что аферистам не всегда удается перевести довольно крупную сумму за границу. Этому препятствуют в том числе антифродовые банковские системы защиты.
— Сбыт средств платежа с корыстной целью — это уголовно наказуемое деяние, — еще раз подчеркивает А. Новаш, предостерегая искателей легких денег. — К сожалению, наша молодежь на это клюет. Поэтому мой основной посыл направлен в сторону родителей. Необходимо обращать внимание на материальное благосостояние своих чад и сопоставлять его с тем достатком, который мы сами обеспечиваем детям. Если у ребенка начинают появляться какие-то деньги, которые родители ему точно не выделяли, или банковские карточки, то это очевидный повод задуматься и провести с подростком беседу, а также в случае чего принять меры по пресечению противоправных действий.
Кураторы мошеннических операций, как и сами организаторские call-центры, находятся, как правило, за рубежом. На данный момент, по словам А. Новаша, ведется активная совместная работа с Российской Федерацией по противостоянию аферистам.
— По результатам 2022 г. раскрываемость киберпреступлений составила 20 %. На первый взгляд цифра небольшая, но необходимо учесть, что параллельно с расследованием относительно недавних случаев мошенничеств, мы работаем и над раскрытием преступлений, совершенных несколько лет назад. Получение важной цифровой информации, в том числе из-за пределов нашего государства, занимает немало времени, потому расследование некоторых случаев растягивается не то что на дни и месяцы — на целые годы в силу обстоятельств, — комментирует начальник управления по противодействию киберпреступности ГУВД Мингорисполкома.