Как молодой педагог с инвалидностью нашел свое место в жизни

Социальный педагог Юрий Марьенков не стесняется говорить с учениками о своей инвалидности и помогает подросткам пережить первую безответную любовь. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Под безбарьерной средой сегодня должно подразумеваться не только создание условий для свободного перемещения по городу и посещения социальных и культурных объектов. Важный аспект — снятие необоснованных барьеров в вопросах трудоустройства. В последние годы в решении этой проблемы наблюдается позитивная тенденция. Все больше людей с ограниченными возможностями, вызванными нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, осваивают профессии, которые еще лет 10 назад были им недоступны.

Юрий Марьенков с отличием окончил Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка, получил специальность «социальный педагог». В 2015 году по распределению пришел работать в СШ № 203.

У молодого педагога гемипарез (частичный паралич) левой части тела. Это последствие падения с 5-го этажа. На тот момент Юрию было всего 10 месяцев.

Хотел, наверное, полететь в космос. Под окнами росли деревья, и, как потом рассказывали очевидцы, когда падал, ухватился за ветку, что и смягчило приземление. Реанимация, переливание крови, реабилитация… — рассказывает он.

Раздался звонок с урока, и в кабинет социального педагога один за другим стали заглядывать учащиеся.

Не удивляйтесь! Так всегда на переменах. Ребята знают, что ко мне можно зайти, пообщаться, посоветоваться, — говорит Юрий.

Сегодня он уверен, что нашел свое место в жизни. Его не смущает, что некоторые считают работу в школе малопрестижной и низкооплачиваемой. Ему важно другое: здесь он может себя реализовать в полной мере. Прежде всего с профессиональной точки зрения.

Провожу профилактические мероприятия, консультирую родителей. В школе все время что-то происходит. Случаются и конфликты, ведь это же дети. Когда ученики переходят из младшей школы в среднее звено и к ним в класс приходят новенькие, возникают сложности во взаимоотношениях. На протяжении прошлого учебного года по четвергам работал с одним из шестых классов, чтобы создать там более дружественную атмосферу. В этом году ситуация нормализовалась.

Со старшеклассниками недавно провели круглые столы, где обсуждали темы любви и влюбленности, разговаривали о том, как справиться с ситуацией, если твои чувства остаются неразделенными.

Педагог отмечает: особенность физического развития никак не мешает ему выполнять профессиональные обязанности. Если дети задают прямой вопрос на такую тему, от ответа не уклоняется.

Чаще мальчишки спрашивают, но только те, с которыми отношения уже выстроены. Они, правда, долго собираются с мыслями. А я всегда говорю им правду о том, что со мной произошло. Когда сам учился в школе, всякое бывало, но сильного прессинга не припомню. А вот с садиком были проблемы: меня туда брать не хотели, тактично отказывали, оправдываясь, что нет свободных мест. В те годы не хватало специалистов, которые могли бы работать с такими детьми. Сейчас ситуация гораздо лучше, — отмечает Юрий.

Он оптимист. Придерживается в жизни принципа «ставь цель и добивайся».

У меня много знакомых с особенностями, некоторые из них занимают позицию «мне все должны». Это неправильно! Это тупиковый путь! Нужно общаться на равных, предлагать свои идеи, например, как улучшить ситуацию с той же безбарьерной средой, с инклюзией людей с инвалидностью в наше общество, — рассуждает молодой человек.

В школе есть интегрированные классы. Появился театр, в котором занимаются ребята с особенностями психофизического развития и обычные учащиеся.

Идею подсказали десятиклассники. Наш театр участвовал в конкурсе социальных проектов. Одна театральная постановка уже состоялась — сказка «Красная Шапочка». К 8 Марта готовим спектакль по «Цветику-семицветику». Желающих стать актерами очень много, — поделился Юрий. — Работа для меня в первую очередь хобби, место, где можно отдыхать морально. Основная деятельность — общение с детьми. Из-за не очень большой разницы в возрасте у нас практически нет барьеров, мы хорошо понимаем друг друга.

Сейчас Юрий работает над очередным социальным проектом. Он будет посвящен вопросам профилактики правонарушений среди учащихся 9-11-х классов. Надеется запустить его в течение года.

Справочно

Юрий Марьенков в 2018 году стал финалистом городского конкурса профессионального мастерства «Столичный учитель — столичному образованию» в номинации «Педагог социальный».

Фото Ирины Малиновской

ТОП-3 О МИНСКЕ