Как не попасть под сокращение

Последние несколько месяцев в Беларуси количество уволенных превышает количество занявших вакансии.

По данным Белстата, только в феврале уволено 53,1 тыс. белорусов, что на 3,5 тыс. человек больше, чем принято на работу. Как не попасть в списки тех, кто потерял свое место, и уверенно себя чувствовать даже во время массовых сокращений? Об этом рассказала эксперт, бизнес-коуч, директор департамента продаж компании «АксИнтерьер» Елена Буцевицкая.

– Елена Антоновна, как обычно действуют работники во время кризиса и как они должны действовать?

– По реакции на кризис можно разделить людей на три типа. Первые занимают позицию ожидания: что будет дальше? Они ничего не предпринимают, пока ситуация не затрагивает лично их. Вторые начинают «стрессовать». Если в компании дела пошли нехорошо, они все бросают и увольняются. Третьи начинают действовать, работать больше и лучше, чтоб стать более конкурентоспособными. Как правило, именно третьи и удерживаются в компании в кризис, поскольку организация оставляет себе тех, кто максимально полезен для дальнейшего существования. Сотрудника, который активен, результативен, никогда не сократят, его не отправят на сокращенную рабочую неделю, потому что он приносит реальную пользу компании.

Одно из определений термина «интеллект» звучит так: это умение человека приспосабливаться к изменениям окружающей среды. Кризис – это и есть изменение условий, нужно проявить интеллект, выйти из зоны комфорта. Действовать вдвое эффективнее в сравнении с тем, как работал человек в период стабильности. Кризис – это еще и лучшее время для сотрудника, чтобы показать, на что он способен.

Также отмечу, что у эмоциональных людей шансов сохранить свое рабочее место меньше, чем у людей рациональных и уравновешенных.

– Как поступать, если руководство говорит: если ты такой активный, возьми дополнительную неоплачиваемую работу?

– Во время сокращений часто тот объем работы, которые выполняли уволенные, перекладывают на тех, кого не сократили. И когда в компании есть активный человек, действительно хочется «навесить» на него побольше. Здесь можно разделить людей на два типа: первые всегда готовы к сотрудничеству, вторые всегда оспаривают решение руководителя: что бы они ни сделал, как бы себя ни повел, они будут против. В кризис выигрывают те, кто готов к диалогу, к сотрудничеству. Поэтому если сложилась ситуация, когда нужно где-то помочь, сработать командой, поддержать командный дух, стоит это сделать.

Однако нужно заранее оговорить с руководством период, когда именно вы будете выполнять дополнительную работу и как ее разделят между другими действующими сотрудниками. Что будет видимым индикатором для открытия вакансии сокращенного сотрудника.

– Что делать, если руководство шантажирует сотрудников, дает понять, что их можно быстро заменить кем-то новым?

– Если сотрудник ценный, к нему такие меры никогда не применят. Если руководство выбирает авторитарный режим управления, осознанно идет на шантаж, нужно подумать, стоит ли оставаться в компании. Иногда бывает, что увольнение – это единственный разумный шаг, который приведет человека к лучшему результату. Не стоит работать там, где вас не понимают, не ценят, не уважают, если вы действительно стараетесь, выкладываетесь и соответствуете установленным требованиям.

Если увольняться не хочется, если считаете, что достойны места, которое занимаете, единственным выходом будет диалог с руководством, который приведет к конструктивным решениям. Предложите провести аттестацию, докажите, что вы действительно сильный сотрудник. Будут ли новые сотрудники настолько компетентными, как вы?

– Представим ситуацию: человек хочет уволиться, но понимает, что на дворе кризис, работы мало. Как поступить?

– Он должен задать себе вопрос: что мне даст увольнение? Надо взять лист бумаги и разделить его на две части, в первой колонке написать о плюсах данного решения, во второй – о минусах. Это поможет определиться с выбором. Если оказывается, что лучше пока не увольняться, стоит разобраться в себе, понять, что именно толкает вас на такой шаг. Также стоит помнить, что интеллект – это умение приспосабливаться к изменениям.

– Что делать, если у человека с трудоустройством все хорошо, но он живет в страхе из-за того, что каждый день слышит о «кошмарной» безработице, сокращенных рабочих неделях, закрытых заводах, задержанных зарплатах?

– Ситуация, когда человек начинает жаловаться, переживать, бояться только потому, что так делают остальные, в психологии называется индукцией. Чтобы не поддаваться ей, необходимо обладать сильной внутренней референцией. Что это значит? Люди с внешней референцией принимают решения, больше ориентируясь на мнение других, и если другие одобрят то или иное явление, то это подтолкнет к действию. Люди с сильной внутренней референцией слушают больше себя, это черта лидера. Стоит прислушиваться к окружающим, но правильнее самим анализировать: неужели действительно все так плохо?

– Бывает, люди увольняются и переходят к конкурентам, рассказывают им подробности о бывшем работодателе, в том числе разглашают коммерческую тайну. Как к таким относится руководство?

– Во время кризиса такие люди могут быть полезны, поскольку дают организации возможность узнать, чем дышит конкурент. Но грамотное руководство относится к ним очень осторожно, понимая, что некоторую информацию от подобных сотрудников лучше ограничивать.

 

Самое читаемое