Как обуздать любителей спиртного за рулем – мнение ГАИ

Антиалкогольные поправки в законодательство вступили в силу 24 октября 2013 года и вызвали большой резонанс в среде автомобилистов.
 Суммы штрафов за пьяную езду увеличились с 15–35 до 50–100 базовых величин. Среди самых обсуждаемых нововведений была угроза конфискации автомобиля за повторное в течение года управление транспортным средством подшофе.
– Как только закон вступил в силу и был открыт счет уголовным процессам, связанным с конфискацией транспортных средств, количество задержанных в пьяном виде за рулем резко сократилось, – сказал корреспонденту агентства «Минск– Новости» исполняющий обязанности начальника отдела ГАИ Центрального РУВД Сергей Бабич. – Однако сухой закон любители спиртного блюли недолго. Уже в следующем, 2014 году сотрудники Госавтоинспекции задержали в столице 3.896 водителей в состоянии опьянения, из них 250 так называемых повторников. Все они дружно вошли в число кандидатов на конфискацию автомобиля. В Центральном районе с 2013 года по настоящее время привлечены к ответственности более 900 нетрезвых водителей, из них 53 отважились дважды за год сесть за руль подшофе. И сегодня в обычные дни инспекторы дорожно-патрульной службы останавливают в Минске более десятка автолюбителей под градусом. С приходом выходных количество задержанных увеличивается.
Пьян и опасен
Вряд ли найдется водитель, который бы не знал о последствиях нетрезвой езды. Так почему же нарушают? Многие ошибочно полагают, что встреча с сотрудником ГАИ обойдет их стороной, что инспектор не остановит, не заметит. И не задумываются над тем, что на пути может оказаться столб, машина или пешеход.
– Чаще всего попадаются водители либо с малой степенью алкогольного опьянения, либо в изрядном подпитии, – продолжает Сергей Бабич. – В первом случае оправдывают свои действия хорошим самочувствием, во втором, как правило, спиртное затмевает разум настолько, что человек уже не контролирует своих действий.
Внимание экипажа ГАИ привлек автомобиль, который двигался по ночному городу с включенными фарами. Требование остановиться водитель проигнорировал. Уже на первом повороте он едва не снес оборудование с остановки общественного транспорта. На перекрестке улиц Первомайской и Чапаева не справился с управлением и врезался в дерево. А мог бы остановиться и отделаться меньшими последствиями. Инспекторам пояснил, мол, был уверен, что скроется от погони.
Уже потом, отрезвев под утро, горе-водители раскаиваются в содеянном. Хотя в ГАИ это называют преступлением. Ведь пьяный за рулем представляет огромную опасность. И не только для себя самого, но и для окружающих.
– У одного из водителей во время медосвидетельствования обнаружили в крови 3,6 промилле алкоголя, а в выдыхаемом воздухе и того больше – 4,6, что нередко приводит к алкогольной коме, – замечает сотрудник ГАИ. – Но мужчина оказался крепким и самостоятельно отправился пешком домой. Были и курьезные случаи. В отдел ГАИ приехала девушка. Она неосмотрительно оставила авто в зоне действия запрещающего парковку знака. Инспектор, выходя из здания, решил отреагировать на нарушение. Оформляя протокол, почувствовал запах спиртного. В итоге выяснилось, что на рассмотрение административного дела об управлении в нетрезвом состоянии девушка приехала в легкой степени опьянения.
Их не заметишь?
Отдельная тема – наркоманы за рулем. Их, конечно, не так много, как выпивох. И все же. Ответственность за вождение под кайфом такая же, как и за употребление спиртного. Но как определить нарушителя правил, от которого не исходит запах спиртного?
– Для этого мы приглашали в отдел ГАИ врачей-наркологов, – говорит Сергей Бабич. – Специалисты рассказывали инспекторам, как по внешним признакам, поведению, психическому состоянию можно выявить наркомана: покрасневшие или мутные глаза, нарушение координации движений… Большинство таких нарушителей прекрасно осознают последствия управления авто под воздействием наркотиков. Если экспертиза покажет наркотическое опьянение, значит, последует не только административное наказание, но и как минимум постановка на учет как наркозависимого. Поэтому нарушители зачастую отказываются от медосвидетельствования, что не спасает их от административного наказания.
Звонок в ГАИ
По словам сотрудника ГАИ, чаще всего в нетрезвом виде раскатывают за рулем по городу молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет на не очень дорогих автомобилях. Злостных нарушителей правил в основном задерживают в период с пятницы по воскресенье с восьми вечера до шести утра. В летний сезон, когда многие предпочитают отдых на природе за городом, число остановленных подшофе увеличивается. Находясь под градусом, отдельные любители спиртного проявляют агрессию по отношению к инспекторам дорожно-патрульной службы в ходе задержания. Однако уже на приеме в ГАИ ведут себя, словно ангелы. Раскаиваются и просят, чтобы сильно рублем не наказывали. Осознают, что в наше время без водительского удостоверения сложно обойтись. Ведь для многих автомобиль – помощник в работе.
– Иногда работники ночных заведений либо прохожие сообщают в ГАИ о нетрезвых водителях. И мы реагируем на звонки, – говорит Сергей Бабич. – Колесят под градусом те, кто недавно получил права и уже успел с ними распрощаться, молодежь, пожилые и даже женщины. Вот и в ночь на 25 мая во дворе дома № 75, корпус 1, на проспекте Победителей задержали нетрезвого водителя. По словам таксиста, который около 6 утра вызвал милицию, компания распивала спиртные напитки в «сеате». А потом один из них поехал кататься. Благо вовремя подоспел наряд ГАИ.
По мнению Сергея Бабича, лишение водительского удостоверения на три года не способно решить проблему пьянства за рулем. Как говорится, можно человека лишить прав управления, но не навыков вождения. И нарушитель продолжает кататься без прав.
– Эффективной мерой могло бы стать введение в административный кодекс статьи, предусматривающей ответственность (крупный штраф либо продление срока лишения) за неисполнение постановления о лишении права управления транспортными средствами, – подытожил Сергей Бабич. – По аналогии со ст. 417 Уголовного кодекса, которая предусматривает наказание за уклонение осужденного от исполнения приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Дополнительная информация
В Минске в 2011 году задержаны 6.194 пьяных водителя, в 2012-м – 5.808, в 2013-м – 4.338 (395 повторно в течение года), в 2014-м – 3.896 (250), за 4 месяца 2015-го – 1.171 (56).
Степень опьянения Признаки
Легкая (допустимая) Сильно превышает скорость.Часто меняет полосу движения без необходимости.Часто обгоняет.

Движется зигзагообразно, резко поворачивает руль.

Поздно включает сигналы поворота

Средняя (превышение норм алкоголя в крови в малых количествах) Проезжает на желтый и красный сигналы светофора.Останавливается на зеленый сигнал.Начало движения резкое, двигатель глохнет при трогании.

Движется неоправданно медленно, часто вблизи бордюра

Сильная (превышение норм алкоголя в крови многократно) Заезжает на бордюр или тротуар.Поворачивает не с той полосы движения.Выезжает на встречную полосу или движется по ней.

При остановке у светофора выезжает на перекресток.

Не подает предупредительных сигналов

 

Самое читаемое