1200h90 2

Как отличить антикварный фарфор от подделок? Методику разрабатывает аспирантка НАН

Аспирантка НАН Беларуси Нонна Шаркова получила стипендию Президента для создания методики художественной атрибуции фарфора и фаянса в частных и музейных собраниях республики. О тонкостях исследования она рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости».

nonna sharkova

Н. Шаркова окончила исторический факультет БГУ по специальности «культурное наследие и туризм» и магистратуру Института подготовки научных кадров НАН как искусствовед. Сейчас учится в аспирантуре Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН и работает над диссертацией под руководством доктора искусствоведения, профессора Валерия Жука.

Тему для кандидатской девушка выбрала неслучайно. По ее словам, любовь к фарфору началась с детства, когда у бабушки она увидела сервиз Ленинградского (Императорского) фарфорового завода. Уже студенткой Н. Шаркова почувствовала интерес к экспертной работе. Ей хотелось знать, как по внешним признакам определить время и место создания произведения искусства, попробовать «свой глаз».

В Беларуси есть обширные коллекции художественной керамики в музеях и в частных коллекциях. Но целостной методики художественной атрибуции для этого направления в национальном искусствоведении не было. Это значит, что ошибка в определении подлинности фарфора в прямом смысле стоит очень дорого. В прежние века он был предметом роскоши, поэтому, наряду с другими ценными произведениями искусства, фарфор активно подделывают на протяжении столетий.

По словам Н. Шарковой, для экспертизы художественной керамики необходима комплексная оценка. При проведении атрибуции произведений фаянса используются методы искусствоведческого, технико-технологического и историко-источниковедческого исследований.

Технико-технологические исследования разделяют на физико-химические и физико-оптические методы (исследования при общем, монохромном, рассеянном освещении, в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазоне излучения, методом рентгенографии и др.). Физико-химические методы, требующие отбора проб, могут использоваться лишь в исключительных случаях, т. к. сделать это без ущерба для керамического предмета, особенно старинного, нельзя.

Только совокупность выявленных данных и оценка их соответствия друг другу позволяют установить подлинность произведения. Многое здесь зависит от мастерства и опыта эксперта.

Я очень благодарна нашим музеям и владельцам частных коллекций, которые предоставили мне предметы из своих собраний для атрибуции, — отметила Н. Шаркова. Мне удалось выявить и проанализировать типичные проблемы искусствоведческой экспертизы.

По словам Н. Шарковой, она также определила основные информативные признаки керамики и фарфора для установления подлинности произведений. И уже сегодня полученные в ходе исследований аспирантки результаты систематически используются в экспертной работе Научно-практического центра Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь и Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН.

Фото предоставлено Нонной Шарковой

Смотрите также:

Современная почта, ее цифровизация и новые виды услуг.Современная почта, ее цифровизация и новые виды услуг.
Минский курьер. Обзор событий столицы с 4 по 10 мартаМинский курьер. Обзор событий столицы с 4 по 10 марта
telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Напавшие на «Крокус» рассматривали Красную площадь как объект атаки

Организаторы нападения на концертный зал «Крокус Сити Холл» рассматривали Красную площадь как объект атаки. Об этом заявил адвокат обвиняемого Далерджона Мирзоева Олег Власов, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на ТАСС.

000026 1742472444 703832 big

Стало известно, что обвиняемые для совершения теракта рассматривали Красную площадь, синагогу в центре Москвы и один из торговых центров. Они побывали в этих местах и изучили обстановку.

Напомним, теракт в концертном зале «Крокус Сити Холл» произошел 22 марта 2024 г. Его жертвами стали 145 человек.

Фото БЕЛТА

Трибьют-шоу «Точь-в-точь» объединило молодежь Московского

Районное трибьют-шоу «Точь-в-точь», приуроченное к 80-летию Великой Победы, состоялось в центре дополнительного образования «Ранак» 20 марта, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

2025 03 20 kultura patriotrizm toch v toch malinovskaya20 kopiya

Трибьют-шоу «Точь-в-точь» — это уникальный проект Московского районного комитета ОО «БРСМ», созданный несколько лет назад по аналогии c популярным телешоу.

На этот раз шоу прошло в необычном формате. Впервые участие в конкурсе приняла учащаяся молодежь, а песни были посвящены 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

2025 03 20 kultura patriotrizm toch v toch malinovskaya26 kopiya

2025 03 20 kultura patriotrizm toch v toch malinovskaya22 kopiya

2025 03 20 kultura patriotrizm toch v toch malinovskaya24 kopiya

2025 03 20 kultura patriotrizm toch v toch malinovskaya16 kopiya

— Сегодня в Московском районе мы открываем новую историю трибьют-шоу «Точь-в-точь». До этого выступали исключительно команды работающей молодежи. А сейчас, в таком знаковом году, мы решили провести конкурс и среди молодежи школ, гимназий и колледжей. Ребята с удовольствием откликнулись и подготовили номера с образами известных советских исполнителей и современных артистов, — отметил первый секретарь Московского районного комитета ОО «БРСМ» Егор Никитин.

2025 03 20 kultura patriotrizm toch v toch malinovskaya07 kopiya

2025 03 20 kultura patriotrizm toch v toch malinovskaya04 kopiya

2025 03 20 kultura patriotrizm toch v toch malinovskaya30 kopiya

2025 03 20 kultura patriotrizm toch v toch malinovskaya11 kopiya

Участники подготовились основательно. Например, одна команда представила номер-пародию на популярную песню Татьяны Куртуковой «Матушка», другая решила зажечь зал легендарной «Катюшей», третья устроила перформанс с композицией «Синий платочек». Члены жюри оценивали сборный образ: манеру исполнения, костюмы, дополнительные атрибуты, декорации.

В завершение конкурса памятные дипломы получили все участники, а победители и призеры награждены призами от Московского районного комитета БРСМ.

2025 03 20 kultura patriotrizm toch v toch malinovskaya03 kopiya

2025 03 20 kultura patriotrizm toch v toch malinovskaya14 kopiya

2025 03 20 kultura patriotrizm toch v toch malinovskaya13 kopiya

2025 03 20 kultura patriotrizm toch v toch malinovskaya28 kopiya

Фото Ирины Малиновской