Как отличить антикварный фарфор от подделок? Методику разрабатывает аспирантка НАН
Аспирантка НАН Беларуси Нонна Шаркова получила стипендию Президента для создания методики художественной атрибуции фарфора и фаянса в частных и музейных собраниях республики. О тонкостях исследования она рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости».
Н. Шаркова окончила исторический факультет БГУ по специальности «культурное наследие и туризм» и магистратуру Института подготовки научных кадров НАН как искусствовед. Сейчас учится в аспирантуре Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН и работает над диссертацией под руководством доктора искусствоведения, профессора Валерия Жука.
Тему для кандидатской девушка выбрала неслучайно. По ее словам, любовь к фарфору началась с детства, когда у бабушки она увидела сервиз Ленинградского (Императорского) фарфорового завода. Уже студенткой Н. Шаркова почувствовала интерес к экспертной работе. Ей хотелось знать, как по внешним признакам определить время и место создания произведения искусства, попробовать «свой глаз».
В Беларуси есть обширные коллекции художественной керамики в музеях и в частных коллекциях. Но целостной методики художественной атрибуции для этого направления в национальном искусствоведении не было. Это значит, что ошибка в определении подлинности фарфора в прямом смысле стоит очень дорого. В прежние века он был предметом роскоши, поэтому, наряду с другими ценными произведениями искусства, фарфор активно подделывают на протяжении столетий.
По словам Н. Шарковой, для экспертизы художественной керамики необходима комплексная оценка. При проведении атрибуции произведений фаянса используются методы искусствоведческого, технико-технологического и историко-источниковедческого исследований.
Технико-технологические исследования разделяют на физико-химические и физико-оптические методы (исследования при общем, монохромном, рассеянном освещении, в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазоне излучения, методом рентгенографии и др.). Физико-химические методы, требующие отбора проб, могут использоваться лишь в исключительных случаях, т. к. сделать это без ущерба для керамического предмета, особенно старинного, нельзя.
Только совокупность выявленных данных и оценка их соответствия друг другу позволяют установить подлинность произведения. Многое здесь зависит от мастерства и опыта эксперта.
— Я очень благодарна нашим музеям и владельцам частных коллекций, которые предоставили мне предметы из своих собраний для атрибуции, — отметила Н. Шаркова. — Мне удалось выявить и проанализировать типичные проблемы искусствоведческой экспертизы.
По словам Н. Шарковой, она также определила основные информативные признаки керамики и фарфора для установления подлинности произведений. И уже сегодня полученные в ходе исследований аспирантки результаты систематически используются в экспертной работе Научно-практического центра Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь и Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН.
Фото предоставлено Нонной Шарковой
Смотрите также:

