«Как понять, какие можно срезать? А если ошибемся?» Обязаны ли жильцы сами приводить в порядок провода в подъезде

Жители дома № 20 на ул. Берута утверждают, что их просят самостоятельно привести в порядок провода в подъездах. Правомерно ли это? В ситуации разбирался корреспондент агентства «Минск-Новости».

Предыстория

Это раньше в квартирах были телевизор, стационарный телефон да радиоточка. В новом столетии к ним добавились Интернет, кабельное ТВ, домофонная связь. Количество слаботочных сетей выросло в разы: каждый оператор (провайдер) тянул свой провод по стенам лестничных маршей в квартиру потребителя. В результате во многих подъездах абонентские линии хаотично переплетены, плохо закреплены, провисают. В столице принято решение их упорядочить.

В Минском городском жилищном хозяйстве (МГЖХ) нам рассказали, что к этим работам привлечены крупные операторы. При этом в первую очередь уделяется внимание жилым домам, где недавно проводился или близится к завершению капитальный ремонт, а также подъездам, в которых выполняется плановый текущий ремонт.

Обращение

Жители дома № 20 на ул. Берута прислали в редакцию коллективное обращение. В нем говорится, что в доме около года идет капитальный ремонт, в подъездах на каждом этаже висит большое количество проводов. Предположительно некоторые из них не нужны, так как проложено оптоволокно. Однако позиция местного ЖКХ неприятно удивила. Администрация ЖЭС № 16 уведомила жильцов: «В связи с тем, что слаботочные сети в подъезде смонтированы с нарушением требований СТБ 1662-2006, собственниками которых являетесь Вы, убедительная просьба закрепить слаботочные сети самостоятельно либо с привлечением подрядной организации. Данные работы необходимо выполнить до 07.08.2020».

Встреча

На встрече с жителями нашего корреспондента забросали вопросами.

— Почему мы должны заниматься этими проводами? Идет капремонт — пусть рабочие и приведут их в порядок.

— Как понять, какие из них работают, а какие просто болтаются и их можно срезать? А если ошибемся? Это должен определять специалист.

— А у нас на этаже висит высоковольтный кабель, он плохо заизолирован. Что с ним делать?

— ЖЭС поставил нам сроки. Что дальше? Будут штрафовать?

Поднимаемся на лифте на последний, девятый этаж 1-го подъезда.

В одной части большого холла на стене на высоте примерно двух метров от пола параллельно проложены два пластиковых короба.

Нижний — это новый оптоволоконный кабель, его сразу закрыли. А верхний короб закрепил муж, — рассказывает хозяйка одной из квартир.

Но такая инициатива жильцов в общих холлах — редкость (в отличие от квартирных тамбуров). На всех последующих этажах рядом со спрятанным в короба оптоволокном тянулись провода. Большинство закреплены, но есть и провисающие. Встречались до десяти частично переплетенных кабелей разной толщины, но в основном плоские двухжильные. Одни — под самым потолком, другие — рукой достать можно.

Примерно такая же картина в 2-м подъезде.

Вскоре к дому прибыла ведущий инженер отдела капитального ремонта ЖКХ № 1 Фрунзенского района Ирина Матвеева. Она сообщила, что раньше провода прибивали маленькими гвоздями к штукатурке. Время, хлопанье дверей, усадка домов и другие факторы привели к тому, что сети провисли. Изменились и технические требования к распределительным системам: теперь действует ТКП, согласно которому провода нужно прокладывать в коробах.

Почти в каждом доме есть сети «Белтелекома», «Космос ТВ», А1, МТИС. Мы неоднократно направляли письма операторам, объясняли: приведите в порядок ваши сети. Реагируют по-разному. Например, к А1 нет претензий. Их работники приехали и в вашем доме всё сделали, уложили в короба. По сути, провисают только провода, которые предположительно относятся к «Белтелекому» и/или организации, обслуживающей домофонную систему, — отметила Ирина Матвеева и показала последний ответ из «Белтелекома».

В нем сказано, что осмотры, профилактическое обслуживание и ремонт сетей электросвязи, принадлежащих МГТС в жилых домах Минска, «осуществляется на постоянной основе, в плановом порядке с установленной нормативными документами периодичностью один раз в пять лет. Работы по упорядочению и демонтажу высвобожденных в результате реконструкции сетей связи по ул. Берута, 20, выполнены. Новая оптическая сеть уложена в короба».

Представитель ЖКХ-1 отметила, что еще раз обратятся в «Белтелеком» и домофонную службу.

Вместе с тем Ирина Матвеева подчеркнула: согласно ст. 1 Жилищного кодекса слаботочные сети — имущество граждан. Жители не должны самоустраняться. Тем более что зачастую сложно установить, какая организация прокладывала провода. Нередко бывает, что собственник квартиры поменял оператора, а старые сети остались. В таких случаях жильцам предлагается подать заявку в ЖЭУ на оказание платной бытовой услуги. Электрик придет, определит, к какой квартире какие сети подключены, какие из них не работают, и закрепит либо демонтирует их. Также можно обратиться в стороннюю электромонтажную организацию. Это, видимо, и хотела донести до горожан ЖЭС № 16 в своем уведомлении.

Никакие штрафные санкции жителям не грозят. Но нужно понимать, что болтающиеся провода легко повредить, не говоря о том, что это не красит облик подъезда, — обратила внимание специалист.

Что касается толстого и, возможно, высоковольтного кабеля с нарушенной изоляцией, устанавливается его балансодержатель, и затем будет принято решение, что с ним делать.

Официально

В МГЖХ, в частности, сообщили, что обслуживание и ремонт сетей электросвязи не входят в перечень видов работ по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту жилищного фонда.

ЖКХ № 1 Фрунзенского района с участием А1, «Космос ТВ», МТИС, «Белтелеком», МТС (далее — операторы) 3–5 августа 2020 г. организовано обследование мест общего пользования в подъездах № 1 и 2 дома № 20 на ул. Берута на предмет приведения слаботочных сетей в надлежащее эстетическое и техническое состояние. Сейчас операторы закрепляют слаботочные сети, маркируют их по принадлежности, демонтируют неиспользуемые. В последующем работы по демонтажу также будет выполнять эксплуатирующая организация.

МГЖХ с декабря 2018 г. взаимодействует с операторами для выработки единого подхода к приведению слаботочных сетей в надлежащее состояние. ЖКХ районов совместно с операторами в первом полугодии 2020 г. обследовали все подъезды жилых домов. В результате установили, что в 19 673 подъездах (82 %) сети приведены в удовлетворительное состояние, в 4 203 (18 %) — требуется выполнение работ. Операторам направлены адресные списки и уведомление о необходимости в срок до 1 октября 2020 г. упорядочить слаботочные сети.

ЖКХ районов работают с крупными операторами и не владеют полной информацией обо всех провайдерах, так как жители самостоятельно (напрямую) заключают договоры на поставку услуг связи и не сообщают об этом в эксплуатирующую организацию.

Упорядочить сети жители могут самостоятельно или с привлечением других организаций, в том числе ЖЭУ в порядке оказания платных услуг.

При выявлении неудовлетворительного состояния кабельных сетей ЖКХ, ЖЭУ районов с участием операторов и жителей проводится разбирательство на предмет принадлежности сетей и определяется порядок их приведения в надлежащее состояние.

В соответствии с п. 7.2, 7.15 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, утвержденных постановлением Совета Министров Беларуси от 21.05.2013 г. № 399 (далее — Правила), граждане обязаны соблюдать установленные для проживания санитарно-эпидемиологические и технические требования, правила пожарной безопасности, а также иные требования, установленные законодательством, в том числе вытекающие из договоров на оказание жилищно-коммунальных услуг.

За нарушение Правил предусмотрена ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 21.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Фото Сергея Пожоги

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ