Как проходит обучение ребенка с аутизмом в столичной школе, и о чем мечтает его мама
Илия Иванов — особенный ребенок, таких еще называют детьми дождя. У мальчика расстройство аутистического спектра. Как он учится в столичной школе и о чем мечтает его мама — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
На две страны
— Илия — наш единственный и долгожданный сын, — рассказывает мама Кристина Лавыш. — К тому времени, когда он появился на свет, мы с супругом Бояном Ивановым успешно реализовали себя в профессии. Были готовы подарить ребенку много тепла и родительской любви. Наслаждались счастьем и не подозревали, что у нас растет особенный малыш. Некоторые странности в поведении и проблемы с речью списывали на возраст и двуязычную среду. Ближе к 3 годам стало очевидно: у сына серьезные нарушения развития речи. А когда ему исполнилось 10 лет, Илии поставили диагноз «расстройство аутистического спектра».
По мнению специалистов, аутизм включает нарушения психического и психологического развития. При этом наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения. Такие дети отличаются от сверстников: живут внутри себя. Загадочное заболевание (до сих пор ученые не выяснили причин его возникновения) еще называют болезнью гениев. Уровень интеллекта может быть от самого высокого до минимального.
— У сына диагностировали также нарушения обмена веществ: глютеновую непереносимость и лактазную недостаточность. Это значит, что Илии нельзя есть злаковые, молочные продукты, сладости, — поясняет его мама.
До того как диагноз мальчика стал известен, Ивановы-Лавыш жили на две страны. Домом интернациональной семьи были и Болгария, и Беларусь. На одной из консультаций медики обратили внимание, что для детей с аутизмом более благоприятна одна языковая среда. Так Кристина и Илия переехали в Минск.
— Супруг археолог. В области антропологических изучений он штучный специалист. Оставить работу не мог — в любой другой стране будет не востребован, — объясняет Кристина. — Я же долгое время трудилась в Национальной академии наук Беларуси и тоже хотела продолжить научную деятельность. На семейном совете решили, что мы с сыном будем жить в Минске. Папа приезжает к нам зимой, а мы к нему — летом.
Незаурядные способности
Сейчас Илии 11 лет. Он учится в 3-м классе столичной школы № 76. Мальчик посещает уроки не один: на протяжении всего учебного дня его сопровождает мама.
— Детям с расстройствами аутистического спектра необходим тьютор — воспитатель индивидуального сопровождения, — поясняет собеседница. — Пройдя специальную подготовку, с прошлого учебного года я работаю в школе — помогаю сыну включаться в учебный процесс.
Математика, чтение, русский язык — на уроках Кристина следит за тем, чтобы сын не забыл повторить нужное правило или записать в тетрадь условие задачи. Такое бывало. Как потом объяснял ученик, он просто не знал, где писать на белом листе. У ребят с аутизмом есть проблемы с концентрацией внимания, они легко отвлекаются, не отличаются образцовой дисциплиной. Но вместе с тем такие дети часто обладают незаурядными способностями. Например, сложные задачи Илия решает в уме.
— Сын легко усваивает знания, — говорит его мама. — Прекрасно формулирует предложения, но их произношение дается ему с трудом. Для развития речи с 6 лет занимаемся вокалом. К слову, поет и читает мальчик намного лучше, чем говорит: в этом почти не отличается от сверстников. А еще посещает логопеда, занятия по гимнастике, воскресную школу. В числе предпочтений Илии — детские спектакли, концерты органной музыки, чтение.
Как отмечает заместитель директора по учебной работе СШ № 76 Наталья Козулина, когда Кристина стала тьютором сына, мальчик значительно изменился в лучшую сторону: стал более спокойным, открытым, у него улучшилась успеваемость.
— Безусловно, мама вкладывает в развитие и образование Илии много времени и сил, — отмечает педагог. — Поддерживает его во всем.
Истинные ценности
Несмотря на сложности, Кристине удается совмещать воспитание сына и работу. Точнее, даже две.
— Выполняю обязанности тьютора в школе, а также тружусь в Центре исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси. Моя специализация — изучение изобразительного и декоративно-прикладного искусства, — рассказывает она. — Я кандидат искусствоведения, автор монографии и научных статей.
Мама особенного ребенка подчеркивает: с появлением Илии жизнь изменилась. Стало очевидно, что имеет истинную ценность, а что второстепенно.
— Сейчас все подчинено сыну — его здоровью, развитию, воспитанию, — делится Кристина. — Думала ли, что так произойдет? Никогда! Но смогла принять тот факт, что у моего ребенка аутизм. Перестала себя жалеть. Научилась помогать ему концентрировать внимание, проявлять чувства. Мечтаю, чтобы он получил знания, обрел профессию. Стал самостоятельным и нашел свое место в мире.
— Интегрированное обучение и воспитание позволяют ребенку жить в семье и посещать обычную школу. Подобная форма организации образовательного процесса существует у нас более 10 лет. Первый выпускник — Илья Хасан — окончил школу два года назад, — рассказывает директор средней школы № 76 Елена Полоневич.
По словам директора, в этом учебном году осваивают программу десять девчонок и мальчишек с особенностями развития. Из них шесть учатся в 3-м классе, четыре — в 1-м. У всех ребят есть трудности в обучении. У одних — тяжелые нарушения речи, у других — расстройства аутистического спектра или иные особенности. В связи с тем что школу посещают особенные дети, в штатном расписании ввели должность «воспитатель сопровождения». Так, тьюторами работают две мамы. Они прошли соответствующее обучение и сопровождают ребенка на протяжении всего учебного дня.
Справочно
По данным комитета по образованию Мингорисполкома, каждый десятый ребенок в столице нуждается в особом внимании и поддержке. Интегрированное обучение и воспитание охватывают около 80 % таких детей. Количество классов, где они могут комфортно учиться наравне со здоровыми сверстниками, постоянно растет.
Фото Ирины Малиновской