1200 90

Как проходит обучение ребенка с аутизмом в столичной школе, и о чем мечтает его мама

Илия Иванов — особенный ребенок, таких еще называют детьми дождя. У мальчика расстройство аутистического спектра. Как он учится в столичной школе и о чем мечтает его мама — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

12 09 2024 obrazovanie deti s autizmom malinovskaya08 kopiya

На две страны

Илия — наш единственный и долгожданный сын, — рассказывает мама Кристина Лавыш. — К тому времени, когда он появился на свет, мы с супругом Бояном Ивановым успешно реализовали себя в профессии. Были готовы подарить ребенку много тепла и родительской любви. Наслаждались счастьем и не подозревали, что у нас растет особенный малыш. Некоторые странности в поведении и проблемы с речью списывали на возраст и двуязычную среду. Ближе к 3 годам стало очевидно: у сына серьезные нарушения развития речи. А когда ему исполнилось 10 лет, Илии поставили диагноз «расстройство аутистического спектра».

По мнению специалистов, аутизм включает нарушения психического и психологического развития. При этом наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения. Такие дети отличаются от сверстников: живут внутри себя. Загадочное заболевание (до сих пор ученые не выяснили причин его возникновения) еще называют болезнью гениев. Уровень интеллекта может быть от самого высокого до минимального.

12 09 2024 obrazovanie deti s autizmom malinovskaya11 kopiya

У сына диагностировали также нарушения обмена веществ: глютеновую непереносимость и лактазную недостаточность. Это значит, что Илии нельзя есть злаковые, молочные продукты, сладости, — поясняет его мама.

До того как диагноз мальчика стал известен, Ивановы-Лавыш жили на две страны. Домом интернациональной семьи были и Болгария, и Беларусь. На одной из консультаций медики обратили внимание, что для детей с аутизмом более благоприятна одна языковая среда. Так Кристина и Илия переехали в Минск.

Супруг археолог. В области антропологических изучений он штучный специалист. Оставить работу не мог — в любой другой стране будет не востребован, — объясняет Кристина. — Я же долгое время трудилась в Национальной академии наук Беларуси и тоже хотела продолжить научную деятельность. На семейном совете решили, что мы с сыном будем жить в Минске. Папа приезжает к нам зимой, а мы к нему — летом.

Незаурядные способности

Сейчас Илии 11 лет. Он учится в 3-м классе столичной школы № 76. Мальчик посещает уроки не один: на протяжении всего учебного дня его сопровождает мама.

Детям с расстройствами аутистического спектра необходим тьютор — воспитатель индивидуального сопровождения, — поясняет собеседница. — Пройдя специальную подготовку, с прошлого учебного года я работаю в школе — помогаю сыну включаться в учебный процесс.

12 09 2024 obrazovanie deti s autizmom malinovskaya12 kopiya

Математика, чтение, русский язык — на уроках Кристина следит за тем, чтобы сын не забыл повторить нужное правило или записать в тетрадь условие задачи. Такое бывало. Как потом объяснял ученик, он просто не знал, где писать на белом листе. У ребят с аутизмом есть проблемы с концентрацией внимания, они легко отвлекаются, не отличаются образцовой дисциплиной. Но вместе с тем такие дети часто обладают незаурядными способностями. Например, сложные задачи Илия решает в уме.

Сын легко усваивает знания, — говорит его мама. — Прекрасно формулирует предложения, но их произношение дается ему с трудом. Для развития речи с 6 лет занимаемся вокалом. К слову, поет и читает мальчик намного лучше, чем говорит: в этом почти не отличается от сверстников. А еще посещает логопеда, занятия по гимнастике, воскресную школу. В числе предпочтений Илии — детские спектакли, концерты органной музыки, чтение.

Как отмечает заместитель директора по учебной работе СШ № 76 Наталья Козулина, когда Кристина стала тьютором сына, мальчик значительно изменился в лучшую сторону: стал более спокойным, открытым, у него улучшилась успеваемость.

Безусловно, мама вкладывает в развитие и образование Илии много времени и сил, — отмечает педагог. — Поддерживает его во всем.

12 09 2024 obrazovanie deti s autizmom malinovskaya09

Истинные ценности

Несмотря на сложности, Кристине удается совмещать воспитание сына и работу. Точнее, даже две.

Выполняю обязанности тьютора в школе, а также тружусь в Центре исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси. Моя специализация — изучение изобразительного и декоративно-прикладного искусства, — рассказывает она. — Я кандидат искусствоведения, автор монографии и научных статей.

Мама особенного ребенка подчеркивает: с появлением Илии жизнь изменилась. Стало очевидно, что имеет истинную ценность, а что второстепенно.

Сейчас все подчинено сыну — его здоровью, развитию, воспитанию, — делится Кристина. — Думала ли, что так произойдет? Никогда! Но смогла принять тот факт, что у моего ребенка аутизм. Перестала себя жалеть. Научилась помогать ему концентрировать внимание, проявлять чувства. Мечтаю, чтобы он получил знания, обрел профессию. Стал самостоятельным и нашел свое место в мире.

Интегрированное обучение и воспитание позволяют ребенку жить в семье и посещать обычную школу. Подобная форма организации образовательного процесса существует у нас более 10 лет. Первый выпускник — Илья Хасан — окончил школу два года назад, — рассказывает директор средней школы № 76 Елена Полоневич.

zasedanie okruzhnyh komissij lukashov 09 kopiya

По словам директора, в этом учебном году осваивают программу десять девчонок и мальчишек с особенностями развития. Из них шесть учатся в 3-м классе, четыре — в 1-м. У всех ребят есть трудности в обучении. У одних — тяжелые нарушения речи, у других — расстройства аутистического спектра или иные особенности. В связи с тем что школу посещают особенные дети, в штатном расписании ввели должность «воспитатель сопровождения». Так, тьюторами работают две мамы. Они прошли соответствующее обучение и сопровождают ребенка на протяжении всего учебного дня.

Справочно

По данным комитета по образованию Мингорисполкома, каждый десятый ребенок в столице нуждается в особом внимании и поддержке. Интегрированное обучение и воспитание охватывают около 80 % таких детей. Количество классов, где они могут комфортно учиться наравне со здоровыми сверстниками, постоянно растет.

Фото Ирины Малиновской

Читайте также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
«Росток» вновь принимает особенных деток. Посмотрели, как работает обновленный центр

Центр социальной реабилитации, абилитации детей-инвалидов и инвалидов «Росток» после обновления вновь принял ребят, жизнь которых в корне отличается от привычной. Корреспонденты агентства «Минск-Новости» посмотрели, как преобразилось учреждение, и пообщались с его подопечными.

Равные среди равных

13 11 2024 soczialka czentra reabilitaczii rostok pozhoga 14

Антону 22 года. Он второй ребенок в семье Придыбайло.

Роды были тяжелыми. Из-за кислородного голодания у малыша развилась гидроцефалия, состояние осложнялось множественными врожденными пороками развития, — вспоминает его мама Галина. — Так с первых дней жизни началась борьба за жизнь сына.

Лечение, реабилитация, санаторно-курортное оздоровление — семья прикладывала все усилия, чтобы помочь Антону. Благодаря поддержке близких мальчик, пусть и позднее, чем ровесники, стал ходить в 4 года, а в 5 лет заговорил.

В 7 лет Антон пошел в специальную школу-интернат № 10, — продолжила мама. — Научился читать, считать, стал общаться со сверстниками. Примерно в это же время впервые попал на реабилитацию в «Росток», и с тех пор мы растем вместе с ним.

Г. Придыбайло отмечает, что центр реабилитации и абилитации в Острошицком Городке — уникальное учреждение.

13 11 2024 soczialka czentra reabilitaczii rostok pozhoga 18

Здесь инвалиды не только получают лечение, помощь реабилитолога, психолога, логопеда. Они также учатся выстраивать отношения с окружающими, — отметила она. — Общаются, влюбляются, чувствуют себя равными среди равных. Здесь я могу без опасений отпускать сына одного и не переживать, что на него кто-то не так посмотрит или обидит словом.

По словам Галины, за смену в «Ростке» Антон прошел ряд процедур, курс ЛФК, занятий с логопедом, но главное, многому научился. Приобрел социально-бытовые навыки: раньше помогал только что-то нарезать, а теперь может самостоятельно приготовить бутерброд, гренки. Стал лучше рисовать, освоил керамику, делает объемные фигуры из бисера.

Для наших детей крайне важна социализация, ведь жизнь в четырех стенах для инвалидов — это путь к регрессу, — подчеркнула Галина. — Люди с особенностями здоровья хотят быть полноценной частью общества, чтобы их воспринимали как равных.

Первая ласточка

13 11 2024 soczialka czentra reabilitaczii rostok pozhoga 27

Идея проведения социальной реабилитации детей-инвалидов возникла еще в 2015 году. Тогда «Росток» впервые принял особенных ребят на оздоровление. Городские власти выделили средства на его реконструкцию, после чего центр значительно преобразился. Главный корпус, он же реабилитационно-оздоровительный, стал более современным. Подросли на этаж спальные корпуса. В этом же здании открылись кабинеты электросветолечения, массажный, а также фитозал и спелеокомната. Рядом построен и соединен переходной галереей корпус с бассейном, инфракрасными саунами, тренажерным и актовым залами, столовой.

13 11 2024 soczialka czentra reabilitaczii rostok pozhoga 24

— «Росток» — своего рода первая ласточка. Учреждение нового типа в системе социального обслуживания в стране, где дети-инвалиды и инвалиды получают комплексную помощь, — обратила внимание его директор Елена Филимонова. — Это значит, что, помимо физкультурно-оздоровительных процедур, восстанавливают утраченные в результате травмы либо развивают уже имеющиеся социально-бытовые навыки. Простыми словами, учатся, насколько это возможно, жить самостоятельно.

Учреждение рассчитано на 150 мест, из них 30 предназначены для сопровождающих. Таких мам и пап, к примеру, как Галина. Курс реабилитации рассчитан на 30 дней. Дети-инвалиды и инвалиды получают помощь бесплатно. Сопровождающие оплачивают только питание.

13 11 2024 soczialka czentra reabilitaczii rostok pozhoga 26

При поступлении в центр каждый подопечный проходит диагностику. Комиссия составляет план индивидуальной социальной реабилитации. В нее входит обучение пользованию техническими средствами и устройствами самостоятельной ориентации, передвижения, коммуникации, оказание психологической помощи, развитие трудовых навыков. Ребята получают их в швейной, гончарной, полиграфической мастерских, а также в пекарне, — продолжила Е. Филимонова. — Если выясняется, что у кого-то есть склонности к трудовой деятельности, подключаем специалиста, он составляет маршрут инвалида, и далее оказываем содействие при поступлении в колледж. Ребята, которые трудиться не могут, получают направление в территориальный центр. То есть по окончании курса реабилитации подопечному выдается заключение о ее результатах.

Руководитель обращает внимание: каждую семью, где растет ребенок-инвалид, либо молодого человека с особенностями здоровья на протяжении всего курса реабилитации сопровождают высококвалифицированные специалисты. От себя добавлю, что это не только профессионалы своего дела, но и люди с добрым, открытым сердцем. Во многом благодаря их заботе, а она проявляется даже в мелочах — вкусном обеде, приветливой улыбке, уютной обстановке, люди с инвалидностью чувствуют себя в центре «Росток» как дома. Отдыхают телом и душой, учатся смотреть на жизнь другими глазами, познают окружающий мир.

13 11 2024 soczialka czentra reabilitaczii rostok pozhoga 08

Компетентно

Ольга Василевская, заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома:

— В «Росток» направляются дети-инвалиды от 7 лет и инвалиды, проживающие в Минске, у которых есть медицинские показания и нет медицинских противопоказаний. Для прохождения курса реабилитации необходимо обратиться в территориальный центр соцобслуживания населения по месту регистрации и предоставить следующие документы: заявление, удостоверяющий личность документ, в том числе подтверждающий полномочия законного представителя (в случае обращения последнего), удостоверение инвалида, согласие на обработку персональных данных, индивидуальный план реабилитации и абилитации инвалида (при наличии), заключение ВКК о нуждаемости в реабилитации, выписку из медицинских документов. Путевку на прохождение курса социальной реабилитации выдает комитет по труду, занятости и социальной защите.

Что сделано в Беларуси за последние 5 лет для людей с инвалидностью
2022 год в обновленной Конституции в отдельной статье закреплены принципы равноправия и недискриминации инвалидов
2023 год вступил в силу Закон «О правах инвалидов и их социальной интеграции»
2024 год начали действовать изменения, внесенные в Трудовой кодекс, для родителей, воспитывающих ребенка с инвалидностью, вступил в силу закон по вопросам социального обслуживания и социальных выплат
2025 год с 1 января в рамках закона по вопросам государственных пособий семьям, воспитывающим детей, вступит в силу ряд новаций по социальной поддержке инвалидов

Фото Сергея Пожоги

Столичный школьник распылил в лицо незнакомцу перцовый газ. Узнали подробности истории

Вынесен приговор 17-летнему ранее не судимому горожанину, которого обвиняли в совершении особо злостного хулиганства, рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости» в прокуратуре Заводского района.

samozashhita perczovyj balonchik 1

Фото носит иллюстративный характер

Вечером фигурант с приятелями ехал в автобусе № 61. Они громко разговаривали, используя нецензурные выражения. Один из пассажиров сделал им замечание.

Выйдя на остановке «Кольцевая», подростки увидели того мужчину. Обвиняемый достал из кармана перцовый баллончик, догнал человека и распылил ему в лицо газ, после чего компания скрылась.

Бригада скорой помощи доставила 50-летнего потерпевшего в больницу. После хулигана задержали, в отношении него возбудили уголовное дело. Вину он полностью признал, в содеянном раскаялся.

— Обвиняемый обучается в 11-м классе одной из столичных школ, ранее к уголовной ответственности не привлекался, — прокомментировала старший помощник прокурора Заводского района Наталья Михайловская, выступавшая по уголовному делу государственным обвинителем. — Суд признал его виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 339 УК Республики Беларусь (особо злостное хулиганство), и назначил наказание в виде трех лет лишения свободы. В соответствии с ч. 2 ст. 77 УК Республики Беларусь суд отстрочил его исполнение на два года.