Как проходит подготовка юных астрономов перед финальным этапом республиканской олимпиады

Заключительный этап республиканской олимпиады школьников пройдет во время весенних каникул, с 26 по 30 марта, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в комитете по образованию Мингорисполкома.

Масштабное интеллектуальное соревнование традиционно проводят по 17 учебным предметам. Районный и областной туры позади, впереди финал, к которому талантливая молодежь готовится годами. А чтобы углубить знания и систематизировать накопленный материал, накануне решающего испытания устраивают учебные сборы. Вот и сейчас такой серьезный интенсив предстоит пройти сборной Минска по астрономии. В нее входят 6 мальчишек и девчонок из разных школ и гимназий столицы. Но что примечательно, все ребята из класса с символической буквой «А», то есть астрономического, шутят участники сборов.

Дети собрались в Лицее № 1 — на одной из главных городских площадок по подготовке юных знатоков Вселенной. Занятия проводит Владимир Гребень, педагог данного учреждения образования и опытнейший тренер по астрономии. Он воспитал плеяду победителей не только республиканского, но и международного уровня.

Программа республиканской олимпиады по этому учебному предмету обширна. Знаний требуется даже больше, чем в состязании по физике, — замечает Владимир Михайлович. — Например, нужно знать законы сохранения момента импульса, смещения Вина, Стефана-Больцмана, эффекта Доплера. Иначе юным астрономам не справиться.

Наука о космосе, по мнению учителя, всегда будет привлекать внимание людей. В начале февраля миллионы смотрели трансляцию запуска ракеты-носителя Falcon Heavy, возможности которой впечатляют. Агрегат способен доставить на Марс около 17 т груза! Во время первого запуска в космос под песню Space Oddity Дэвида Боуи отправили автомобиль Tesla. За рулем находился манекен в скафандре.

— Где после побед находят себе применение ваши талантливые ученики?

— Продолжают обучение на факультете радиофизики и компьютерных технологий БГУ, занимаются аэрокосмическими исследованиями. В Беларуси есть свои спутники, следовательно, нужны специалисты, которые будут обслуживать высокотехнологичное оборудование, расшифровывать космические снимки.

— Не в каждой школе есть телескоп. Без хорошей оптики можно подготовить олимпиадника?

— Труднее. И увлечь астрономией сложнее. Когда есть оборудование для наблюдения за небесными светилами, ребята видят то, о чем читают в учебниках. Это завораживает. В то же время отсутствие дорогостоящей материально-технической базы стимулирует детей к самосовершенствованию, заставляет их думать и совершать открытия. Так, мой ученик Владислав Попов смастерил телескоп и сделал красивые снимки Юпитера. Благодаря отлично сделанному прибору и превосходным знаниям астрономии выиграл республиканскую научно-практическую конференцию и получил Гран-при Союзного государства. Часто мамы и папы покупают детям телескопы. Увлечешься астрономией в школе — это на всю жизнь. У нас в лицее так бывает: во время занятий ребята могут выносить телескоп на улицу и наблюдать астрономические явления. А один мой бывший ученик Андрей Шохан читал даже лекции в Минском планетарии — рассказывал о новейших открытиях ученых в науке о Вселенной.

Минское ночное небо ребята знают в совершенстве, ведь они могут наблюдать за ним постоянно. А как быть с Южным полушарием, когда его небесные светила не над нами? Школьников выручают современные компьютерные программы.

— Еду в метро, открываю в смартфоне приложение Stellarium — виртуальный планетарий, в котором отображается реалистичное небо, — рассказывает участник республиканской олимпиады Игорь Красовский.

Знаете Ивана Утешева? Школьник из Мордовии, который победил на Международной олимпиаде по астрономии и астрофизике. Мальчик, который лучше всех знает звездное небо. Он решал задачи по Южному полушарию, хотя ни разу не видел его вживую, — приводит пример Лера Сельчёнок, участница учебных сборов.

Астрономия помогает понять физические процессы, происходящие на земле. Вместе с тем человек всегда будет стремиться освоить космос.

Не всё во Вселенной так упорядоченно, как казалось ученым ранее. Есть много вещей, которые до конца не понятны. Например, наличие темной материи и темной энергии. Дело в том, что видимое нами вещество (частицы, планеты, люди — всё, что нас окружает) — лишь 5 % того, из чего состоит наш мир. Все остальное — нечто, о чем мы почти ничего не знаем, — Лера пытается объяснить удивительную загадку, над которой ломают голову ученые-астрономы последние годы.

А еще школьникам нравится изучать экзопланеты, находящиеся вне Солнечной системы, потому что на них возможна жизнь.

Мы до сих пор не знаем точного возраста Земли, ее состава, как появилась Луна, откуда на нашей планете вода. Изучая астрономию, люди могут найти ответы на многие вопросы. Верю в то, что Вселенная огромна, в ней много еще не известных нам планет. И на какой-нибудь из них обязательно обнаружат живые организмы, — считают Лера и Игорь.

Справочно

Ребята, которые представят Минск на республиканской олимпиаде по астрономии:

Сергей Насеко, 10 «А», Лицей № 1;

Даниил Гурин, 11 «А», Лицей № 1;

Лера Сельчёнок, 11 «А», гимназия № 50;

Елизавета Малиновская, 11 «А», СШ № 19;

Игорь Красовский, 11 «А», гимназия № 42;

Игнатий Белоцкий, 11 «А», Лицей БНТУ.

Фото автора

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ