Как проверить, пластик биоразлагаемый или обычный? Говорим о «биобудущем» с белорусским ученым
О критериях биоразлагаемой упаковки и ее внедрении в обиход в Беларуси корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал директор Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси Валерий Гончаров.
— Валерий Валерьевич, что значит «биоразлагаемая упаковка»?
— В зарубежных стандартах прописаны основные требования: при определенных условиях среды — температуре, влажности, газовом режиме — она должна разложиться за 90 дней. У нас пока своих стандартов нет, мы пользуемся международными. Но такая работа в Беларуси ведется. Есть важный момент: разлагаются пластики при определенных условиях, и их смешение с традиционными недопустимо, поскольку нарушатся режимы разложения. Значит, для перехода на биопластики нужно строго придерживаться системы раздельного сбора и сортировки отходов. Требуются такие условия, при которых человек будет глубоко убежден, что он должен поступать по совести и участвовать в этой кампании. Поэтому важна работа с людьми, переработчиками, операторами вторичных сырьевых ресурсов. Но не только. Например, плата за утилизацию может включаться в цену товара, перекладываться на торговые сети или осуществляться третьими сторонами, что требует регулятивных экономических механизмов. Ключевые игроки на этом поле — Министерство антимонопольного регулирования и торговли, Минэкономики, Министерство по налогам и сборам. То есть нужны усилия всех сторон.
— Что необходимо для получения биоразлагаемой упаковки?
— С одной стороны, исследования и разработки новых составов, технологий, с другой — взаимодействие с уже известными вещами. Например, с бумагой или картоном, которым можно придать специальные свойства. Изготовление упаковки на основе бумаги достаточно рентабельное и при определенных условиях даже дешевле по сравнению с пластиковыми пакетами, которые раздаются в торговых сетях. Значит, должны быть регулятивные механизмы, которые не просто заставляют, но и делают невыгодным производство пластика в прямом виде.
— Мы сейчас ведем разговор не только об упаковке, которой пользуются люди в торговых сетях, но и о фабричной, куда фасуется товар на предприятии. Она отличается от обычной?
— Да, следует учитывать и технологические цели. Например, Минсельхозпрод ставит задачу, что для тех же самых колбас, когда они коптятся, требуется упаковка с определенными качествами, и схемы давно отработаны. Чтобы перейти на новую, нужно провести эксперимент и доказать, что для технологических целей она подойдет. Следующий этап. Произвели продукт — его нужно транспортировать, сохранить. Значит, упаковка должна не просто обладать качествами биоразложения, но и прочностью, устойчивостью, в том числе к внешним загрязнениям. Поэтому решение требуется не только по одному вектору, нужно просчитывать все последствия.
Далее — продажа и сеть. Да, там нам дают условно бесплатные полиэтиленовые пакеты, хотя цена прямо или косвенно заложена в себестоимость товара. Как от них отказаться? Можно просто запретить либо сделать экономически невыгодными, а бумажные — наоборот. Очень важно отношение к этому потребителя. Он должен быть ответственным и бороться за исключение загрязняющей природу упаковки.
— Как проверить, какой пластик — биоразлагаемый или обычный?
— Вот мы и дошли до стандартизации и сертификации, хотя с этого нужно начинать. Потому что мало написать на пакете «био», как это часто делают. От этого он биоразлагаемым не станет. Значит, надо прописать, при каких условиях он разлагается, и иметь лабораторию, где можно было бы устанавливать биоразлагаемость. Пока своей аккредитованной в стране нет, можно использовать услуги зарубежных. Для создания своей лаборатории требуется целый набор оборудования и специальное место для хранения. Где 90 дней содержать пакет и проверять процесс разложения. Это большая работа, но мы ее ведем и планируем завершить в этом или следующем году.
Еще один важный момент — сознание людей. Весь социум должен быть настроен на то, что мусорить вредно. Ведь даже брошенная в лесу бумага, хоть она и биоразлагаемая, сама по себе быстро не исчезнет. Размокнет под осадками, растащится птицами вместе с остатками пищи, что по сути приведет к загрязнению окружающей среды. Поэтому включаем и механизмы гражданского общества — то, что прописано в целях устойчивого развития, как с отходами следует поступать. У нас эта работа весьма активно ведется, и Беларусь по этому направлению входит в лидирующую группу. Если же мы плюс к биоразлагаемой сможем наладить вторичный оборот и «вредной» упаковки, по сути замкнем круг и ничего в природе не будет оставаться.