Как провести урок так, чтобы он был интересен всем школьникам. Мнение минского учителя

Когда студентом пятого курса педуниверситета Максим Евланов пришел работать в СШ № 45, ученики принимали его за десятиклассника. Позже выяснилось, что и одна из коллег считала Евланова школьником. Спустя время ситуация изменилась. Ребята к урокам физики стали относиться серьезнее, а учителя — уважать преподавателя, который занял призовое место в районном конкурсе «Мы — молодые», победил на районном этапе состязаний «Столичный учитель — столичному образованию» и представил Первомайский на городском этапе этого конкурса. Корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала у молодого педагога, как провести урок, чтобы он был интересен всем ученикам.

учитель школьники СШ 45— Остальные участники соревнования ваши ровесники?

— Нет. Большинство педагогов среднего возраста, есть очень опытные. Профессиональные состязания для меня — это возможность посмотреть, какими навыками обладают коллеги, что-то для себя почерпнуть и поделиться своими знаниями. Но конкурсная составляющая присутствует. Все-таки это соревнования.

— Один из туров состязания «Столичный учитель — столичному образованию» — демонстрация методического приема. Чем удивляли коллег?

— Я презентовал методику «Физика на кухне». Задача учащихся — найти физические процессы в обычных для нас действиях на кухне: варка, жарка, тушение, запекание… А с точки зрения физики это плавление, кристаллизация, теплообмен. И школьникам нужно выяснить, как меняются физические свойства предметов. На сцене мы готовили запеченный помидор, а в конце ребята должны были ответить, какие физические процессы произошли за это время. Хотелось представить свой предмет необычно, показать, что физика может быть не просто нудным изложением теории.

— Ученики знают, что вы участвовали в состязании?

— Не все. Я это не афишировал. Да, есть ребята, которые помогали, ездили со мной на открытый урок.

— А почему вы выбрали профессией преподавание физики и математики?

— Это предметы, требующие глубоких знаний, поверхностным заучиванием определений тут не обойдешься. Нужно знать физические процессы, уметь проводить опыты — для этого нужна большая подготовка. Я физику с математикой выбрал давно. Этими предметами меня заинтересовали школьные учителя. Причем я учился в сельской школе в Речицком районе. В один прекрасный день туда пришел работать молодой математик, который сумел увлечь учеников. Таким же был и учитель физики, и в результате я решил связать жизнь с этими предметами. Окончил педагогический университет по специальности физика-математика. Сегодня преподаю в основном физику. Математику веду только в одном классе, где я классный руководитель.

учитель школьники СШ 45— Какие темы у учеников вызывают интерес, а какие — трудности?

— Им очень нравятся темы по электричеству и оптике. Изучая их, мы проводим наглядные эксперименты и лабораторные работы. Интересны и некоторые темы механики — рычаги, блоки, наклонная плоскость. Я всегда привожу примеры из жизни, стараюсь показать ребятам необычное в обычном. Ведь качели, весы, горки — всё это физика. Говорим с мальчишками о футболе, можно вспомнить соответствующие темы из механики и кинематики.

Что касается трудностей, то в 11-м классе это задачи по оптике — там простые алгоритмы решения, но большие математические выкладки. Для учеников помладше наиболее сложные для восприятия разделы — кинематика и динамика.

Не скажу, что все увлечены моим предметом, да это и нереально. Но есть дети, которым он интересен, — в каждой параллели, каждом классе, и это радует. Есть и те, кому он просто не дается. Думаю, с этим сталкивается преподаватель любой дисциплины. К таким ребятам нужны другой подход и иная подача материала. Да, они не станут физиками, но сохранят интерес к предмету.

— Как провести урок так, чтобы он был интересен всем ученикам?

— На построение урока влияет то, какую тему изучаем, сколько на нее отведено часов, какие результаты надо получить. Очень важный момент — лабораторные работы, когда ученики могут увидеть приборы и механизмы, потрогать руками, посмотреть их в действии. Применяю на уроках мобильные технологии.

— Те, кто преподает физику, обычно ведут еще и уроки астрономии…

— Да, я не исключение. Астрономию начинают проходить только в 11-м классе, но предмет ребятам интересен. Бывает, что они самостоятельно изучают дополнительные материалы. В университете этот предмет нам преподавал Александр Альбертович Шимбалев. Он один из авторов учебника по астрономии, увлеченный человек, которому я благодарен за подаренные знания. Конечно, сложно воспринимать и изучать принципы существования небесных тел, которые находятся от нас невообразимо далеко — их нельзя потрогать руками. Но ведь в реальной жизни можно смотреть на звездное небо, находить там созвездия и поражать своими знаниями друзей и девушек! Главное, чтобы была хорошая погода.

Фото Сергея Пожоги

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ