Как работает Центр допризывной подготовки, и чему там учат юных минчан

В 2012 году на базе СШ № 203 начал работу Центр допризывной подготовки. Сложно ли наладить работу с ершистыми подростками, приезжающими сюда со всего района, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказали руководители и преподаватели.

Директор школы Светлана Пурынзина сначала поделилась, почему для организации центра выбрали именно это столичное учебное заведение.

— Десять лет назад мы были одним из немногих учебных заведений района, не имевшим изюминки. К тому же здесь училось мало детей, можно было отдать допризывникам четыре кабинета. Не каждое учреждение образования в состоянии такое себе позволить. В том же военном городке дети занимались в две смены. А еще хорошее расположение — к нам довольно легко добираться со всего Первомайского. Вероятно, поэтому приняли решение организовать подготовку будущих защитников Отечества именно в нашей школе. Было сложно создать материальную базу, собрать учебные, наглядные пособия, подготовить тир. Но мы справились.

Светлана Пурынзина Центр допризывной подготовкиВ центре каждую четверть новые учащиеся. В первый же день объясняем ребятам правила поведения. Они должны понимать, что пришли сюда на учебу, а не на прогулку. За все годы происшествий не было — подростки ведут себя разумно. Думаю, способствует этому и то, что их учителя — мужчины. Несовершеннолетние, особенно из неполных, проблемных семей, тянутся к офицерам, преподавателям военного дела. Им нужен авторитет, пример для подражания. Очень хорошо, когда в школе есть такие педагоги.

— С юношами работают четыре преподавателя допризывной подготовки. Все офицеры, и это важно, — отметил заместитель директора по учебной работе, руководитель межшкольного центра допризывной подготовки Владимир Зенько. Обучать военному делу должны профессионалы. Я, например, несколько лет служил в роте почетного караула, встречал президента США Ричарда Никсона, кубинского лидера Фиделя Кастро, поэтому строевые приемы воспринимаю иначе, нежели гражданский человек. Равно как и уставы, я прочувствовал их на себе — ходил в караулы, наряды, на стрельбы. У нашего педагога Сергея Запевалова есть опыт боевых действий в Афганистане. Юрий Давлетшин — председатель районной организации ДОСААФ. Если воинские дисциплины преподает гражданский человек, получится совсем другой результат. Когда приводишь примеры из собственной жизни, это производит впечатление.

Ученики 10-х и 11-х классов приходят на занятия раз в неделю на протяжении четверти. В некоторых центрах обучение построено иначе: школьники неделю-другую занимаются только военной подготовкой.

— Мне кажется, что наш вариант лучше. Если учебный материал изучать одним куском, то полученные знания очень быстро вылетят из головы. А мы работаем постепенно, и все навыки хорошо усваиваются, — резюмирует В. Зенько.

Владимир Зенько Центр допризывной подготовки

Хотя в любом случае первые занятия в центре для подростков сложные, даже выполнение команды «равняйсь». Ребят предупреждают: на четыре учебных часа они становятся военнослужащими. В это время у них не класс и не группа, а взвод, который живет по уставу. Так понемногу парни привыкают к дисциплине.

Юноши и девушки проходят подготовку по отдельности.

— На первом уроке предлагаем девчатам осваивать «мужскую» программу. Ведь есть среди них и те, кто планирует связать свою судьбу с силовыми структурами. Когда дело доходит до огневой подготовки, еще раз спрашиваем, желает ли кто-нибудь присоединиться. Проводим инструктаж и допускаем девочек в тир. Им стрелять тоже нравится.

После 10-го класса у мальчиков несколько дней учебно-полевых сборов, которые проводим на базе 120-й отдельной механизированной бригады, Военной академии и в/ч 3214. Изучаем технику, спецсредства, смотрим, как живут солдаты и курсанты.

Центр допризывной подготовкиВстречаются парни, которые про занятия говорят: «Это не мое». Но бывают и обратные примеры.

— В 2019-м 17 юношей из нашего района выбрали военную карьеру. В 2018-м таких было 26. Может, это связано с тем, что в Первомайском расположены два военных вуза, много воинских частей. К нам часто приходят офицеры из Военной академии, Института пограничной службы, отряда пограничного контроля «Минск», представители военных факультетов других вузов. После таких встреч школьники, бывает, подходят ко мне, спрашивают, где проще или сложнее учиться, насколько напряженная офицерская служба. Рассказываю. Пусть размышляют.

Преподаватель допризывной подготовки Сергей Запевалов на первом же уроке рассказывает подросткам о проведенном в Афганистане времени.

Центр допризывной подготовки— Вспоминаю пробитые осколками документы. Говорю ребятам: вы мужчины, дай бог, чтобы вам не пришлось воевать. Но предугадать это невозможно. Поэтому постараюсь научить вас определенным навыкам.

Самые интересные для мальчишек темы, конечно же, связаны с оружием.

— Показываю учебные патроны, говорю, чем они отличаются друг от друга, какими стреляют различные виды оружия, как снаряжать магазин, пулеметную ленту. Есть и практические занятия — собрать и разобрать автомат. Заодно рассуждаем, будет ли он стрелять, если убрать крышку ствольной коробки. Можно ли перезарядить его одной рукой и как это сделать. Демонстрирую — пусть знают. Учу разным способам сборки. В принципе автомат Калашникова прост, но все навыки нужно отработать, особенно тем, кто планирует принимать участие в состязаниях допризывников. Тому, кто уверен, что освоил нужные приемы, советую сделать это с закрытыми глазами — проверить свои силы. Рассказываю об офицерской службе. Находятся ребята, которые хотели бы поступить в военную академию, но по здоровью не подходят. Советую им подавать документы в вузы, где есть военная кафедра. Ведь если действительно о чем-то мечтаешь, то всегда найдешь способ добиться желаемого.

Фото Ирины МалиновскойУчитель медицинской подготовки Ирина Климович считает, что умение правильно действовать в критической ситуации всегда может понадобиться.

— Учим девочек оказывать первую помощь при клинической смерти, обморожениях, солнечных и тепловых ударах, обрабатывать раны, останавливать кровотечение. Мне не раз приходилось применять свои знания на практике. Помню случай, когда мальчишки очень сильно избили товарища. Пришлось вызывать скорую, а до приезда врачей оказывать подростку первую помощь. Так что заинтересовываю учениц, рассказывая истории из жизни.

Центр допризывной подготовкиЛетом девушки проходят практику в медучреждениях района. Доверяют школьницам немногое, в основном они смотрят и слушают. Но лекция из уст доктора звучит иначе, чем тема, рассказанная учителем. Самое главное — девчата наблюдают за тем, как работают медики, видят реальные ситуации.

Фото Ирины Малиновской

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ