Как реагировать на нервозность подростка? Какие витаминные комплексы для школьников можно порекомендовать?

18 февраля в агентстве Минск-Новости прошла онлайн-конференция с главным внештатным детским неврологом комитета по здравоохранению Мингорисполкома, ассистентом кафедры детской неврологии  БелМАПО Еленой Филипович.

Елена Константиновна ответила и на читательские вопросы, и на те, которые задала корреспондент Минск-Новости.

— Елена Константиновна, с какими проблемами к вам сегодня обращаются чаще всего? Что у вас как специалиста вызывает беспокойство?

— К сожалению, растет количество обращений по поводу головных болей, болей в спине у детей, судорожных синдромов. Причин головных болей — десятки, и разобраться в каждом конкретном случае можно только с помощью специалиста. Не исключено, что иногда «ширмой» головной боли ребенок пользуется для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослых. И это – тоже сигнал. Важно, чтобы родители «услышали» его, восполнили тот дефицит любви, заботы, участия, от которого страдает их сын или дочка, а не просто дали таблетку. Что касается болей в спине, то остеохондроз молодеет. Из-за больших учебных нагрузок, малоподвижного образа жизни, продолжительного сидения за компьютером,   многие современные дети страдают нарушением осанки. Есть общемировая тенденция: выхаживание детей с малым и очень малым весом ведет к росту инвалидности, и в первую  очередь — из-за неврологических заболеваний.

—   Что такое головная боль напряжения? Как ее отличить от головной боли иной этимологии? Следует ли лечить медикаметозно?

—  Головная боль напряжения — это первичная головная боль.  Причины ее происхождения — это не органические поражения мозга (опухоли, аневризмы, кисты). Ее возникновение и прекращение не зависит от колебания артериального давления (АД), не является следствием повышенного внутричерепного давления. Ее первому появлению способствует мышечное (длительное нахождение в неудобной позе, начало ношения очков, коррегирующего корсета) или психоэмоциональное (подготовка к контрольной работе, экзаменам и т.д.) напряжение,  наличие психотравмирующей ситуации (переезд, развод родителей, конфликты со сверстниками или учителями). Если неблагоприятные факторы сохраняются, боль из разряда эпизодической переходит в хроническую. Симптомы головной боли напряжения: постоянная, не пульсирующая головная боль; чувство напряжения, давления в области головы и шеи; возможно снижение аппетита, повышенная чувствительность к свету или звукам; ощущение общего дискомфорта, которое не усиливается или только слегка увеличивается во время выполнения каждодневных дел. Основная  особенность головных болей в детском возрасте — это их самопроизвольное, на фоне отдыха, купирование. Поэтому  этой категории ребят обязательно нужно соблюдать режим дня, питания, чередовать умственные и физические нагрузки, систематически гулять  на свежем воздухе, делать гимнастику, хорошо высыпаться. Взрослые должны следить за тем, чтобы ребенок не засиживался долго за компьютером или телевизором. Детей следует учить правильно решать возникающие проблемы, вовремя переключать внимание. В стрессовых ситуациях возможен прием препаратов растительного происхождения (персен, новопассит, седавит, экстракт валерианы и др.). Необходимо   создать условия для предотвращения длительного мышечного напряжения в неудобной позе во время учебы и работы, организовать достаточную освещенность, провести коррекцию зрительных нарушений с правильным подбором очков или линз. При возникновении головной боли можно принять безрецептурные обезболивающие препараты (парацетамол, ибупрофен, спазмалгон, цитрамон) для облегчения боли. Однако ими не стоит злоупотреблять. Слишком частое применение таких лекарств может привести к так называемому эффекту отдачи. При жалобах на подобную головную боль посоветуйте ребенку расслабиться, отдохнуть или поспать в темном тихом помещении, принять теплый душ, наложите прохладный компресс на голову. При частых головных болях необходима консультация врача-невролога для определения необходимого объема обследований и подбора необходимой терапии.

— О чем надо помнить родителям гиперактивного ребенка? Можно ли «перерасти» этот диагноз?

— Зачастую родители «живчиков»и «вечных двигателей» приходят на прием к неврологу после неоднократных замечаний воспитателей детского сада, школьных педагогов. Редко когда молодая мама акцентирует свое внимание на повышенную подвижность ребенка до его появления в коллективе. Родителям необходимо помнить о ряде факторов, способствующих появлению гиперактивности. Важную роль играет наследственность, возможное поражение ЦНС ребенка во время беременности и родов (болезни матери, внутриутробная гипоксия и т.п.), социальные факторы (взаимоотношения в семье, отношение к ребенку, условия жизни). В зависимости от ведущего фактора  в каждом конкретном случае и будут даны рекомендации. Дам общие советы  родителям гиперактивных детей. Позаботьтесь о создании постоянства в семье (ровные и доброжелательные взаимоотношения, одинаковые требования, совместное времяпровождение), строгое соблюдение режима дня (подъема и отхода ко сну, приема пищи, прогулки, создание определенных ритуалов), обязательная возможность выхода энергии( прогулки на свежем воздухе ежедневно, занятия плаванием, бегом, гимнастикой, танцами, занятия в театральной студии). Постарайтесь не делать замечания по поводу поведения, а внимательно смотреть за малышом и при появлении признаков снижения концентрации  внимания — сменить деятельность (что-то принести, убрать), чаще хвалить, обнимать дома (в детском саду и школе ему неоднократно делают замечания, снижая тем самым самооценку). Не стоит отдавать таких детей на занятия в центры раннего развития, а вот посещение коллектива детского сада после 3-х лет желательно. Часто дети своей гиперактивностью и непослушанием просто привлекают к себе внимание взрослых. В большинстве случаев гиперактивность постепенно «перерастается» при соблюдении вышеперечисленных условий. Порой  требуются занятия с психологом, психотерапевтом, а то и медикаментозная коррекция. Крайне редко  гиперактивность сохраняется и у взрослых, что значительно снижает качество жизни.

—  Как реагировать на нервозность подростка? Какие витаминные комплексы для школьников этого возраста вы бы порекомендовали? 

— Раздражительность, необоснованная агрессивность, нервозность — характерные особенности подросткового возраста. Их появление в первую очередь связано с последствием резкого изменения физического и психологического состояния. У мальчиков и девочек  начинают вырабатываться новые гормоны: за это отвечает нервная система, которая не может в краткий период адаптироваться под новую для себя функцию. Из-за этого происходят внутренние конфликты на разных уровнях. Подростку  трудно осознать и принять изменения в собственном теле. Гормональные изменения могут приводить к плохому самочувствию, повышенной утомляемости, головным болям, колебаниям АД и т.д. Порой отмечается  некоторая неловкость, неуверенность в движениях. Родители по-прежнему видят и относятся к ним «как к детям», а подростки уже считают себя взрослыми и выступают в защиту своих «ущемленных прав». Зачастую юноши и девушки в этот период чувствуют одиночество  из-за своей эмоциональной нестабильности. Им кажется, что их никто не понимает, что всем основным людям чужды его интересы и безразличны чувства. Витаминные комплексы можно принимать любые, разрешенные для данного возраста. Но в первую очередь важен здоровый образ жизни и доброжелательная обстановка любви и понимания в семье. Достаточный сон, полноценное питание, закаливающие процедуры, чередование труда и отдыха, физические нагрузки  — вот самое лучшее «лекарство» для стабилизации эмоциональных нарушений.

— Что вы могли бы сказать о таком тяжелом и загадочном заболевании как эпилепсия? Насколько оно распространено, появляются ли новые знания об этом недуге?     

— Процент людей, имеющих эпилептические приступы (это не всегда те, кому поставлен диагноз «эпилепсия»), в любой стране примерно одинаков — от 0, 5 до 1 %. Загадочной болезнь всегда считалась, видимо,  из-за клинических проявлений, которые вызывают страх. На самом деле разновидностей эпилептических приступов более 40, и они не всегда выглядят пугающе. Новые подходы в лечении этого недуга, новые препараты, конечно, появляются. И наша кафедра детской неврологии  БелМАПО старается доносить эти знания, пропагандировать их не только среди специалистов, но и среди родителей пациентов, страдающих эпилепсией. Начало этому положил профессор Георгий Георгиевич Шанько, который долгие годы возглавлял кафедру но, к сожалению, не так давно умер. В стране есть система помощи больных эпилепсией. В Минске в целом ряде учреждений есть специалисты, у которых можно получить квалифицированную консультацию по этой патологии, рекомендации по препаратам для противосудорожной терапии. Думаю, в скором времени у нас появится специальность эпилептолог, которая уже существует в мире.

— Какую главную мысль вы хотели бы донести до нашей многочисленной аудитории?

—  Прежде чем становиться родителями, к этому нужно подготовиться.   Нужно постараться во время беременности  максимально беречь себя, сделать все, чтобы  здоровье малыша не пострадало. С момента зачатия постарайтесь «питать» ребенка уверенностью в том, что он самый лучший. И еще на каждом возрастном этапе следует обращать внимание на физическое развитие сына и дочери. Растущему организму нужны адекватные физические нагрузки. Замечательно, когда мамы и папы должны собственным примером воспитывать у своих детей привычку делать зарядку, заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, двигаться. И об укреплении психического здоровья детей тоже нельзя забывать. Если ребенок растет в доброжелательной обстановке, где его понимают, выслушивают, то он будет спокоен, уравновешен, уверен в себе. Такие мальчики и девочки меньше  болеют, у них гораздо меньше вероятность неврологических нарушений. Ведь все  дети проходят через адаптацию к детскому садику, школе, институту. Но у одних она проходит легко, у других крайне болезненно: и многое тут от родительских усилий и стараний, от их любви.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ