Рождение «Городских мифов»: организатор фестиваля стрит-арта о популярных в Минске граффити

Как стрит-арт открывает Беларусь миру и почему уличное искусство не всегда про красоту, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал организатор проекта Urban Myths и координатор сообщества SIGNAL Олег Ларичев.

Минувшей осенью уличные художники разных стран мира начали переносить на стены минских домов «Городские мифы» (Urban Myths). Благодаря этому фестивалю стрит-арта в Минске появились муралы «Девушка в вышиванке» на Рабкоровской улице, «Человек в капюшоне» на Воронянского и несколько других, о которых знают не только здесь — три работы уже попали в мировые рейтинги, где Беларусь отметилась впервые. Но главное, каждую из настенных картин художники из Австралии, Греции, Испании, Италии, Украины посвящают Минску.

Улица Аэродромная, 4, корпус 3. Mutus (Беларусь). Сентябрь, 2015 (здание снесено в начале июня 2016 года)

IMG_8162 copy

Когда мы думали над темой, советовались с местными краеведами, — рассказывает Олег Ларичев. — Большинство семей живут в этом районе поколениями. Многие так или иначе связаны с аэропортом, авиаремонтным заводом. Так что у нас вышло своеобразное посвящение уходящей эпохе. Когда делали этот рисунок, знали, что здание снесут, так что это не стало сюрпризом.

Улица Воронянского, 13, корпус 1. iNO (Греция). Октябрь, 2015

2 copy

iNO назвал работу «Человек без имени». Он обратил внимание на вопросы поиска своей идентичности, национального самоопределения. У всех, с кем общался в Минске, iNO спрашивал: «Что для вас Беларусь?» Его впечатлило, что на разных этапах истории наша территория принадлежала разным государствам. Свечка на рисунке — символ памяти о трагических страницах в истории страны. Работа попала в топ streetartnews.com.

Улица Аэродромная, 17. Kislow (Украина). Октябрь, 2015

IMG_8134 copy

— Хотя Kislow из Севастополя, о Беларуси он тоже мало знал. Когда показали ему город и стали думать над эскизом, зацепились за историю Немиги — реки, которая есть, но которая давно спрятана в коллекторе. Автор придумал город, который существует на этих невидимых берегах. Получилась «Легенда о реке Немиге» в духе советских панно.

Улица Брилевская, 24. Millo (Италия). Октябрь, 2015

IMG_3411 copy

— Millo на эскиз вдохновила панельная застройка. К нему подходили местные, рассказывали, что в этом районе еще с 1950-х годов жители устраивали совместные праздники, активно общались между собой, многие работали вместе на авиаремонтном заводе и до сих пор дружат семьями. Сегодня же горожане, которые живут в спальных районах, даже не знакомы между собой. И работа, собственно, об этом: мальчик заглядывает в панельные коробки и приглашает выходить оттуда — играть, знакомиться. Работа попала в годовой отчет isupportstreetart.com.

Улица Рабкоровская, 15. Guido van Helten (Австралия). Ноябрь, 2015

_MG_9514 copy

— Guido говорит, что в Австралии, где он живет, нет понятия «австралиец» — там живут британцы, французы. Он сам гражданин Великобритании, но постоянно в разъездах по всему миру. Его интересует тема национальной идентичности, особенно в странах Восточной Европы. Вышиванке, которая использована для эскиза, 150 лет. Знакомые помогли нам найти девушку, у которой она сохранилась от прабабушки. Такую носили в центральных регионах Беларуси в позапрошлом веке. Работа тоже попала в топ streetartnews.com.

Улица Рабкоровская, 13. Deih (Испания). Май, 2016

IMG_2770 copy

— Художника заинтересовала белорусская мифология. В образе бога солнца Ярило, которого он изобразил, зашифрована история создания жизни на Земле.

ларичев copy

Организатор проекта Urban Myths и координатор белорусского стрит-арт сообщества SIGNAL Олег Ларичев

— Обычно на фестивалях художнику дается три-четыре дня на работу, эскиз рисуется заранее, — говорит организатор проекта Urban Myths и координатор белорусского стрит-арт сообщества SIGNAL Олег Ларичев. — Но про Беларусь зарубежные авторы практически ничего не знают, и было бы странно просить у них делать эскиз заранее. Идея нашего фестиваля в том, чтобы художники приехали к нам, познакомились с городом и только потом решили, что хотят изобразить.

— Не проще ли обратиться к белорусским художникам?

Они тоже участвуют в фестивале, но через стрит-арт интересно открыть Беларусь миру. Все художники, которые к нам приезжали, часто бывают на других фестивалях и теперь рассказывают там о нашей стране. Все отмечают, что их представления о ней до и после Urban Myths отличаются. Когда провожаем в аэропорту, говорят: «Это была самая крутая поездка!» Работы попадают на международные новостные сайты, откуда люди во всем мире узнают о культуре Беларуси.

Выбираем участников из обзоров мирового авторитетного блога streetartnews.com. Критерии — сложившийся стиль, опыт создания муралов, сюжетность работ. Предлагаем приехать при условии, что гонораров у нас нет. Оплачиваем дорогу, проживание, питание и организуем общение с публикой. Мотивация тех, кто отзывается, — возможность разработать концепцию на месте, самому выбрать стену, посмотреть страну, в которой никогда не был.

— Художники создают работы по своим впечатлениям о Минске. Как знакомите их с городом, что показываете?

— Зависит от предпочтений каждого. Deih’a, например, интересовала религия, трансформация языческих традиций. Мы были в церквях, в Музее валунов, в этнографическом музее университета культуры. Guido тоже интересовался народной культурой, орнаментами. Millo архитектор, поэтому обращал внимание на застройку. Мы специально ездили в спальные районы. iNO спрашивал, какой отпечаток наложила история страны на современную жизнь белорусов. Kislow хотел связать с настоящим сказки из прошлого.

IMG_8143 copy

— Насколько оправдала себя концепция фестиваля, все ли работы получились близкими минчанам?

— Каждый художник интересен в своем стиле, поэтому нельзя сказать, что кто-то лучше или хуже справился с задачей. Вижу, что местные жители в восторге от того, что иностранцы пытаются понять Беларусь. Если проанализировать работы наших участников в других странах, минские заметно выделяются — точно такие же не могли появиться в Марокко или Исландии. Так что у нас все получилось.

— Неоднозначную реакцию вызвал мурал iNO на улице Воронянского с человеком в капюшоне. Одни просили его закрасить, другие активно поддерживали. Что все-таки с ним будет?

—По-моему, все уже привыкли к нему. Это даже стало достопримечательностью района — туда ходят фотографироваться туристы, городские квесты и велоэкскурсии проводятся. В опубликованном решении худсовета города было предложено изменить образное решение или закрасить рисунок, но оно носит рекомендательный характер и пока никто не собирается идти на такие меры. Стрит-арт не обязан быть красивым и всем нравиться. Он должен вызывать споры и эмоции. iNO, после того как попал в мировой топ с белорусским муралом, чаще приглашают на фестивали. Когда его график и наш бюджет позволят, он снова приедет в Минск.

ino copy

— Сейчас многие активно ищут финансовую поддержку для своих проектов с помощью интернет-ресурсов, где любой может поддержать инициативу, перечислив деньги.

— Мы пробовали, но в прошлом месяце собрали на краудфандинговой платформе Indiegogo всего 469 долларов. Попробуем снова объявить сбор средств. Хотя такие проекты редко собирают нужную сумму — она слишком большая. Обычно у них есть государственная поддержка, помощь от мэрии и один большой спонсор. В первом сезоне нас поддержала IT-компания Vizor Interactive. Второй сезон мы начали с трудом — в последний момент к нам присоединилась Targetprocess и мы смогли пригласить Deih’a. Теперь снова ищем спонсора, чтобы продолжить.

— Сколько тратится, например, на одну стену?

— В среднем на одного художника, независимо от страны, нужно три тысячи долларов. Самое затратное — аренда подъемника (120–170 долларов в сутки) и материалы. Краски закупаются у официального дистрибьютора MTN-94 в Минске. Плюс валики, 20–30 литров топлива для вышки в день, проживание и питание, дорога и виза. У нас есть договоренности со многими стрит-артерами из России, Испании, Чили, которые уже готовы приехать в Беларусь, но пока все упирается в бюджет.

Самое читаемое