Как стать студентом стоматологического факультета, не сдавая ЦТ

Выпускник гимназии № 18 Даниэль Трухан вернулся из Венгрии, где с 15 по 20 июля проходила международная биологическая олимпиада. Белорусскую сборную на интеллектуальном состязании представляли четыре участника. Все ребята вернулись с медалями: три «бронзы» и одно «серебро». Последнюю завоевал Даниэль. Корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорила с парнем об учебе в гимназии, олимпиадах и как поступить в университет, не сдавая ЦТ.

Представлять страну — большая ответственность. Конкуренцию минскому юноше составили более 300 ребят со всего мира. Первое, что сделал Даниэль после приезда, отправился в родную гимназию — помочь привести клумбы в порядок к началу нового учебного года. Медалиста встретили с фотоаппаратом: нужно сделать портрет победителя для музея и на сайт гимназии.

Не умничай

— Ты же и потом приходи к нам, уроки будешь проводить у младших школьников, — обращается к выпускнику директор Алла Венская.

— Показывай медаль! — спешим попробовать на зуб серебряную награду.

— Она керамическая, — смеется Даниэль.  Хотя раньше биологам вручали металлические. Кстати, в наших школьных нет ни грамма драгоценного металла. Их просто покрывают нитридом цинка.

— Не умничай, — улыбается учитель Наталья Городович и обращается к нам: — Нет у него золотой медали!

— В 8-м классе я получил восьмерку по географии. Сам виноват, ленился, — засмущался олимпиадник.

Учеба завершилась в марте

Когда одноклассники корпели над учебниками и дрожали от мысли о предстоящих экзаменах и ЦТ, Даниэль чувствовал себя спокойно. Он знал: студенческий билет в один из самых престижных вузов страны — медицинский — ему гарантирован. Такую уверенность принес диплом первой степени на республиканской олимпиаде по биологии. Парень выбрал стоматологический факультет.

— Пойдете лечить зубы к своему ученику? — в шутку спрашивают коллеги у Н. Городович.

Учительница, воспитавшая победителя, на мгновение задумывается, а потом категорически:

— Нет! Даже к родителям ученика. Они у Даниэля тоже врачи. И не потому, что страшно, наверное, как-то неловко.

У школьника два варианта поступить в вуз

— Первый — сдать хорошо ЦТ, второй — стать победителем предметной олимпиады. Натаскивать себя на тесты скучно, поэтому выбрал последний, — рассказывает Даниэль.  При централизованном тестировании не нужно глубоко понимать предмет, ты его просто учишь. Например, в русском языке запомнил условно тысячу исключений из правил — и у тебя будет гарантированный результат.

Даниэль с учителем биологии Натальей Городович

— А тесты пробовал сдавать?

— Да. Однажды написал репетиционный. В итоге — 87 баллов по биологии. Вывод: просто не умею писать тестирование. Каждое испытание рассчитано на определенные знания. В олимпиадах, к примеру, их черпаешь из учебников 1–3-го курсов биофака.

— Каких абитуриентов больше ценят: олимпиадников или стобалльников по ЦТ?

— Олимпиадников. Большая вероятность, что из них выйдут хорошие ученые, которые будут создавать новые знания, а не потреблять готовые, удобно упакованные в какую-нибудь формулу.

— В гимназии ты звезда, а в вузе чуть ли не каждый второй одаренный…

— Меня это не смущает. Есть такие слова: если вы самый умный человек в комнате, то вы не в той комнате, где должны находиться. Надо быть с людьми, у которых можно чему-то научиться.

Важно не бросить ученика на полпути

Юноша участвовал в олимпиадах с 7-го класса. А в 8-м выступал на состязании с ребятами старше его на год.

— Это лучший вариант. Даже если восьмиклассник, который соревнуется с девятиклассником, не займет призового места, такой опыт будет для него крайне важен. Он посмотрит задания, поварится в атмосфере соперничества, — считает Н. Городович.

Д. Трухан вспоминает: больше всего любил проводить время с единомышленниками и преподавателями на учебных сборах, которые устраивают перед республиканским этапом олимпиады. От занятий в школе ребят освобождают, они ездят на биофак БГУ. А там особый круг общения, беседы с интересными людьми мотивировали расширять кругозор.

— Роль школьного учителя в подготовке олимпиадника — вовремя увидеть талантливого ребенка. Верно?

— И не бросить на полпути. Один мой ученик упорно готовился к олимпиаде несколько лет.

В 11-м классе отправился на республиканский финал и не взял диплом. Стали с ним готовиться к централизованному тестированию. Втягивая в олимпиадное движение, я несу ответственность за их судьбы. Если что-то не получилось, школьник не должен один расхлебывать сложившуюся ситуацию, — говорит Н. Городович.

Даниэль впервые пришел к ней на занятия в 7-м классе. Не слушал учителя, бесконечно отвлекался, на уроке смотрел в окно, был рассеянным и стеснительным. Олимпиада его раскрепостила. Теперь он уверен в себе.

Последние годы минская команда прекрасно выступает на республиканском уровне. В этот раз на финальный этап отправились 15 столичных школьников — и все с дипломами. С ребятами работает психолог: его нужно обязательно посещать. Несмотря на то что школьника сопровождает команда учителей и вузовских преподавателей, если сам он не стремится к победе, ничего не выйдет.

Справочно

Учитель рекомендует олимпиадникам найти полезное хобби. Так, Даниэль занимался стрельбой — учился концентрации. Можно начать играть в шахматы.

В практической части международной олимпиады по биологии ребятам предлагали несколько заданий. Например, провести электрофорез — выделить ДНК. Также предстояло из куриного крыла извлечь нерв длиной не менее 8 см.

Фото Сергея Лукашова

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ