Как работает студотряд на Минском автомобильном заводе

Сервисный студенческий отряд трудится на Минском автомобильном заводе с 10 июля. Корреспонденты агентства «Минск-Новости» отправились на предприятие, чтобы испытать на себе работу, которую выполняют ребята.

Минский автомобильный завод (МАЗ) — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» – одно из крупнейших предприятий в Восточной Европе по выпуску большегрузной автомобильной, пассажирской, автокрановой и прицепной техники.

Сегодня здесь трудятся порядка 14,5 тыс. человек. Примкнуть на месяц к числу работников в этом году довелось и 9 учащимся Минского государственного профессионального лицея № 9 автомобилестроения. Большинство — в цехе сборки автомобилей № 4, где находится главный сборочный конвейер грузовых автомобилей протяженностью 330 м.

Первое, что здесь бросается в глаза, – множество деталей, подвесных конструкций. Приходится смотреть и под ноги, и по сторонам, и даже над головой. Внимание привлекает и то, что вокруг нет ни грязи, ни мусора. Хотя рабочий процесс идет полным ходом. Все чем-то заняты, никто не сидит без дела.

Среди тружеников цеха невозможно не заметить лицеистов: они одеты в рабочую форму с логотипом студенческого отряда. Как и у остальных, в ушах беруши, чтобы обезопасить себя от производственного шума, и для защиты — перчатки на руках. Работают пять дней в неделю с 7:00 до 15:20. Перерыв на обед с 11:00 до 11:20. Форма оплаты труда — сдельно-премиальная. И приятный бонус — освобождение от уплаты подоходного налога (для всех студотрядовцев).

На участке подсборки рам трудятся в поте лица Алексей Зайцев и Александр Омельченко. Первый устанавливает на «МАЗы» воздуховоды, второй закручивает детали на баллоны (ресиверы).

Прошлым летом тоже подрабатывал на заводе, только на участке сборки кабин. Ставил антенны и верхние фары. То, чем занимаюсь сейчас, не менее интересно, – делится Алексей. – Да и зарплату неплохую обещают. За смену что-то около 37 рублей. Хотелось бы после лицея распределиться сюда.

А это, как отмечает секретарь первички БРСМ на ОАО «МАЗ» Алексей Ламекин, несложно. МАЗ сотрудничает с автомеханическим колледжем и лицеем № 9, поэтому многих выпускников распределяют именно сюда. Также сотрудники автомобильного завода присматриваются к практикантам и студотрядовцам. Лучших просят направить к ним.

Проходил зимой практику на МАЗе. Понравилось. Узнал, что можно летом подработать на заводе в составе студотряда. Согласился без раздумий, – рассказывает Александр. – Собирать ресиверы несложно. Хотите, научу?

Еще бы. За этим ведь сюда и пришла. Надеваю форму, специальные очки и под руководством будущего молодого специалиста приступаю к работе.

Александр выдает мне специальные детали: клапаны, гайки, которые я должна прикрутить к баллону. Казалось бы, ничего сложного. Но сразу возникает множество вопросов: куда что закручивать, сильно или слабо. Понимаю, что без теории никуда.

Работники завода подсказывают: чтобы правильно прикрутить, нужно знать направления резьбы, общее устройство автомобиля.

Как собирать и куда устанавливать – снизу, сверху или сбоку – зависит от номера машины, – добавляет Саша. С его помощью сначала руками, а потом шестигранным имбусовым ключом и пистолетом прикручиваю гайки. Две минуты – и готово.

На очереди участок сборки автомобилей № 1. Знакомимся с мастером участка Артемом Янковским. Под его чутким руководством трудится третьекурсник Николай Жук. Артем Олегович сам еще молодой специалист и не понаслышке знает, как ценен профессиональный опыт. После окончания автомеханического колледжа его по распределению направили на МАЗ слесарем, и через год он уже стал мастером участка.

– В обязанности Николая входит подсборка и установка нижней поперечины. Нареканий к нему никаких нет. Могу оценить его работу на 10 из 10, – отмечает мастер. – А вообще к нам на практику и в качестве студотрядовцев приходят разные ребята. Не у всех есть желание работать. Это касается как учащихся лицеев, так и студентов вузов.

Николай на производстве автомобильного завода впервые. До этого проходил практику на тракторном, но там ему не понравилось, решил применить свои профессиональные умения на МАЗе. Узнав, что хочу научиться так же ловко устанавливать поперечину, парень охотно согласился мне помочь.

У нас есть специальный блокнот, куда записывают номера автомобилей, которые предстоит собрать. Ведь от номера зависит сборка поперечины, – вводит в курс дела молодой человек. – Поэтому для начала заглядываем в блокнот и только потом отправляемся собирать агрегат.

Определив, какой автомобиль на очереди, приступаю к сборке. Сначала ставлю поперечину на рабочий стол, затем выбираю подходящие трубки насоса подъема кабины. Мой напарник объясняет, что для машины, в которую будем вставлять поперечину, нужна только одна. Сгибаю ее, затем протягиваю: с одной стороны край длиннее, с другой – короче. Закрепляю кляммерами и резинками. После этого ставлю ее на рамку. Поперечина, надо сказать, нелегкая. Но таскать железо, в прямом и переносном смысле, мне не привыкать, поэтому справляюсь с этой задачкой быстро. Остается только зафиксировать раму 8 болтами. Ну и, конечно же, расписаться в паспорте за качественное выполнение операции. Работа примитивная. Но убеждаюсь еще раз: не зная теории, далеко не уедешь. И без помощи опытных специалистов тоже не разберешься.

Дальше отправляемся на участок сборки автомобилей № 4. Здесь нас встречает третьекурсник Влад Гандыш. В его обязанности входит прикручивать гайки на колеса.

Проходил здесь практику: на литейном заводе работал токарем. Работа не из легких. Не то что сейчас, – признается Влад. – Ходишь туда-сюда, гайки насаживаешь, и всё.

И тут не поспоришь! Минута на вводный инструктаж – и готовы уже несколько десятков колес. Взяла 10 гаек в одну руку, вручную прикрутила и одно колесо есть! Можно приступать к следующему.

– Наверное, наскучивает делать одно и тоже? – интересуемся у Влада.

Да нет, все устраивает. За смену зарабатываю около 30 рублей. Я считаю, что это хорошие деньги. Да и вообще идея со студотрядами – это отличная возможность подзаработать во время учебы, – рассуждает юноша. – Конечно, то, что сейчас делаю, – не предел моих мечтаний. Хотел бы работать в автопроме Renault автослесарем. Мне нравится моя профессия. Я с детства постоянно в гараже: помогаю папе чинить автомобили.

В целом проведенные в цехе пара часов впечатлили, ведь до этого ни разу не была на автомобильном заводе. Как-никак режимный объект. Простого смертного туда не пустят. Но вот работа, которую выполняют студотрядовцы, показалась мне скучной. С моим неусидчивым характером я бы выбрала другую подработку на лето.

Справочно

В нынешнем году в составе студенческих отрядов Заводского района — более 250 человек. Молодежь трудится на таких предприятиях и в организациях, как ОАО «КСП-92», УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», ОАО «Заводской райпищеторг», УО «Белорусская государственная академия авиации», ОАО «Белбакалея», ОАО «МАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ», ГП «Зеленстрой Заводского района г. Минска», ООО «Премьер Маркет», оздоровительный лагерь им. Е. М. Чайки филиала столбцовского производственного управления «Столбцыгаз», ГП «Белаэронавигация», ОДО «Виталюр» и другие.

*За подготовку материала автор благодарит первого секретаря Заводского районного комитета ОО «БРСМ» Наталью Куис и секретаря первички БРСМ ОАО «МАЗ» Алексея Ламекина.

Фото Елизаветы Добрицкой

ТОП-3 О МИНСКЕ