Как у «Минскрекламы» рождаются идеи для праздничного оформления города

Что главное в создании наружной рекламы и как рождаются идеи для праздничного оформления города? Об этом корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорила с ведущим художником-конструктором отдела дизайна КПУП «Минскреклама» Сергеем Глуховым.

— Почему выбрали профессию дизайнера?

— Всегда тяготел к творчеству. У меня за плечами музыкальная и художественная школы, художественно-реставрационное училище в г. п. Мир. Высшее образование получил архитектурное, окончил БНТУ, посчастливилось учиться на курсе мэтра архитектуры профессора В. Н. Аладова.

В дизайн я пришел, будучи студентом. Рано женился, родилась дочь, так что нужно было кормить семью. В начале 1990-х устроился в рекламное агентство. По сути, тогда реклама в нашей стране делала первые шаги. Каждая уважающая себя коммерческая фирма должна была иметь свои вывеску, бланк, визитки, таблички. Увеличивался спрос на газетную рекламу и полиграфию. Что касается наружной, то на тот момент всё резали и клеили на стекла объектов вручную, под карандашную разметку. Через год в агентстве появился компьютер с первой графической программой CorelDRAW 4.0, которую я освоил. Постепенно пришел к мысли, что дизайн — дело действительно мне интересное.

— Как ваш жизненный путь пересекся с «Минскрекламой»?

— Работаю на предприятии уже 20 лет. Когда заканчивал срочную воинскую службу, узнал, что сюда требуется художник-оформитель. На собеседование пришел в армейской форме накануне дембеля: не хотел упустить своего шанса.

Мне повезло работать в компании, в которой представлены все возможные виды рекламы и дизайна — полиграфический, уличный, экспозиционный, праздничный, интерьеров и другие. Причем творческие задачи универсальные. Условно говоря, сегодня дизайнер получает полиграфический заказ, завтра — задание разработать концепцию праздничного оформления города, послезавтра — предложить билборд для коммерческой компании. Это держит в тонусе и дает возможность творчески развиваться, а заказчикам — получать свежие идеи и проекты.

— Ваша работа всегда на виду, и степень ответственности очень велика. Это помогает или мешает?

— Я бы сказал, стимулирует. Когда твой труд обсуждает большое количество людей, поначалу это даже пугает. Ощущения как у альпиниста: при первом восхождении боится, дрожат коленки. А где-то после пятого-шестого начинает получать удовольствие: хочется вернуть ощущение высоты. Считаю, подобная ответственность дорогого стоит, год такой работы в плане профессионального роста идет за два. Я хорошо вижу это по молодым ребятам, которые к нам приходят.

Сложность нашей работы еще и в том, чтобы сочетать креатив и запросы общества. С одной стороны, в дизайне должны отражаться самые свежие и модные тенденции, то, что сейчас в тренде у молодежи. С другой — как любое искусство, он должен воспитывать: формировать установки на здоровый образ жизни, безопасную жизнедеятельность, духовность, здоровую семью, народные традиции. Умение чувствовать этот тонкий баланс и соблюдать его в работе приходит с опытом.

— Благодаря чему удается совмещать полет мысли и пожелания заказчика?

— Это важная составляющая нашей работы. Ведь мы не город на Луне проектируем, ставятся конкретные земные задачи. Для меня критерием успешной работы дизайнера за определенный период является процент эскизов, с первого раза согласованных заказчиком. Если выше 50 % — это успешный дизайнер. Если 80-90 % — талантливый мэтр.

Прежде всего клиента надо изучить, понять его мироощущение. К неожиданным решениям в дизайне готов далеко не каждый, большинство предпочитает что-то более традиционное, не хочет рисковать. Заказчик признает: да, идея предложена классная, и я всегда любил черный цвет. Но как общество воспримет черный автобус с рекламой моего продукта?

Честно сказать, для меня не является идеальным клиент, которому все сразу нравится. Хотя, конечно, это тешит профессиональное самолюбие. Интереснее работать с людьми, которые задают перца. Потому что именно они помогают развиваться в профессии. В качестве примера могу привести один из успешных заказов на серию плакатов для известной в Беларуси сети кафе. В какой-то момент пришлось перечеркнуть первоначальные наработки и начать с нуля. И оно того стоило. Результатом нашего труда компания пользовалась несколько лет, просили при повторной печати не менять сюжет.

— Вам больше нравится создавать социальную рекламу или коммерческую, на огромных билбордах или в миниатюре?

— Это тот случай, когда размер имеет значение. Для меня самый благодатный заказ — оформление городской среды. Когда видишь на улицах свои работы, то на миг ощущаешь себя Алисой в Стране чудес внутри созданного тобой мира. И если результатом доволен и ты, и окружающие, чувствуешь эйфорию, как спортсмен, только что выигравший Олимпиаду. При работе с утилитарным дизайном едва ли удается испытать такие сильные эмоции.

В моей работе есть объект, который веду много лет и считаю своим главным кусочком счастья. Это масштабное флажковое панно на здании педагогического университета на площади Независимости — 40 м в высоту и 18 м в ширину. Абсолютный хенд-мэйд: изображение вручную собирается почти из 8 тысяч цветных лоскутков шелковой ткани. На стадии производства рабочим бригадам раздают персональные карточки с узором, и они привязывают флажок за флажком. Потом прямо на объекте соединяют готовые модули. Только когда последний, 66-й защелкнулся, наступает момент истины: ты видишь, насколько это совпадает с твоей задумкой. По моим эскизам реализованы уже порядка 50 неповторяющихся панно, в соавторстве разработаны еще около 20. И все равно каждый раз волнуюсь. Присутствуя на монтаже с авторским надзором, наблюдаю за реакцией проходящих мимо людей. И когда вижу, что им нравится, — это моя минута славы!

— Придумывать каждый раз новый наряд для города к красным дням календаря нелегко. Где черпаете идеи?

— Подготовка начинается за много месяцев. Мой личный рецепт таков: я заново погружаюсь в праздник, переосмысливаю его, и приходят образы. Сейчас, к примеру, работаем над концепцией оформления столицы к 9 Мая. Для меня это важный день: один прадед во время войны пропал без вести, второй был узником. Мои оба деда воевали, и я с гордостью храню их боевые ордена и медали.

В прошлом году при разработке концепции мне пришла идея напомнить историю орденов и военных песен. Кто-то их подзабыл, а молодежь иногда и вовсе не знает. Так родились две серии тематических плакатов, которые на билбордах разместили по всему городу. На одной — ордена и медали Великой Отечественной, на другой — фрагменты живописных полотен со строчками из известных песен о войне. Нынешней весной также постарался предложить в общую копилку оформительских идей что-то стоящее, тема мне близка.

— Дети пошли по вашим стопам?

— Младшая, Елизавета, учится в лингвистической гимназии, но думает стать врачом. Старшая, Алена, окончила Минский государственный лингвистический университет и успешно осваивает сферу маркетинга. Дизайн — работа непростая, зачастую жесткая и подходит далеко не каждому. Но она позволяет проживать яркую и насыщенную жизнь, и лично я никогда не жалел о своем выборе.

Фото Сергея Лукашова

Самое читаемое