Как учатся и живут воспитанники единственной в городе вспомогательной школы-интерната

Много уроков труда и красная икра на обед: как учатся и живут воспитанники единственной в городе вспомогательной школы-интерната, выяснила корреспондент агентства «Минск-Новости».

Школа-интернат № 7 расположена на ул. Семашко. Уникальное для столицы учреждение специального образования некогда соседствовало с домами частного сектора, которые снесли. Скоро тут вырастет новый и современный жилой комплекс «Санкт-Петербургский квартал». Территория учреждения довольно просторная. Здесь растут ивы, установлены уличные тренажерные комплексы, много лавочек и прогулочных дорожек, как в санатории.

Школа-интернат № 7 появилась в 1986-м.

Нынешний директор Наталья Котова назначена на должность в апреле 2018-го. И первым делом принялась за ремонт образовательного комплекса, обновление его материально-технической базы. Казалось бы, прошло полгода, а здание не узнать. Спортзал и фойе, как в современной школе, цвета стен рекреаций подобраны со вкусом. В библиотеке — камин и мультимедийный комплекс. Есть теперь и игровая комната.

Наталья Владимировна обижается, когда люди по незнанию называют учреждение интернатом.

— Мы школа-интернат. В начале названия указано слово «школа». В первую очередь мы оказываем детям полноценные образовательные услуги. Далее воспитываем ребят, жизнеустраиваем, формируем необходимые бытовые и социальные навыки. Кроме того, продолжаем поддерживать их и помогать, когда они оканчивают наше учреждение образования, — говорит Наталья Владимировна.  И нас не нужно жалеть. Мы открыты к общению, хотим, чтобы общество нас принимало.

В школе-интернате 98 воспитанников 6–18 лет. Это ребята с особенностями психофизического развития, обучающиеся по программе для детей с легкой, умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Ко всему прочему у большинства медицинские карты неимоверной толщины — много сопутствующих хронических заболеваний. И у каждого помимо непростого диагноза своя сложная семейная история.

В школе работают два отделения. Первое — для воспитанников с легкой степенью интеллектуальной недостаточности, второе — для более сложных деток. Здесь они учатся до 10-го класса. Школа-интернат для них второй дом, находятся в нем 24 часа в сутки. По выходным некоторых ребят забирают родственники, патронатные родители. Педагоги посещают с воспитанниками спортивные центры, бассейн, ходят на экскурсии.

В столовой обновили технологическое оборудование. В день нашего прихода у детей на обед были щи, салат с черносливом, гуляш из говядины. Меню разнообразное: ребятам дают красную икру и котлеты из горбуши.

Когда к ребятам приходят в гости, они со всеми здороваются своим привычным способом — обнимаются.

Все разные — с модными стрижками, в стильных нарядах. Интересуюсь, как они формируют свой гардероб, и тут же невольно краснею, понимая, что мои вопросы для педагогов могут показаться наивными.

— Одежду и обувь закупаем централизованно. Вместе с кастеляншей, которая знает размеры всех детей, выезжаем на склады. Подбираем обновки с учетом пожеланий воспитанников. Заметьте, все одеты современно. На уроки они приходят в костюмах делового стиля, а для повседневной носки выбирают джинсы, кроссовки, модные курточки, — рассказывает директор.  У учреждения есть партнеры, которые оказывают спонсорскую помощь. К нам приходят учащиеся колледжа сферы обслуживания — делают девочкам маникюр и прически на праздники.

Образовательный процесс несколько отличается от учебы в обычной школе. Первое, что бросается в глаза, — оборудование классных кабинетов. Все продумано до мелочей. Помимо ученической мебели, стендов, дидактических материалов для педагога есть уголок для отдыха ребят с телевизором и мягким инвентарем.

— Большинство наших детей принимают медицинские препараты. Для некоторых высидеть 45 минут урока — настоящий подвиг, — объясняет директор.  В любой момент они могут прилечь на диван, отдохнуть, если чувствуют себя неважно.

Заходим в кабинет к четвероклассникам. Нас встречают веселые и говорливые мальчишки. У них каникулы.

— Ай-яй, разве можно с полным ртом здороваться! — с улыбкой пожурила директор малыша, который одной рукой пытался обнять гостью, а другой держал булочку.  Детей не надо жалеть, их нужно понимать, разговаривать с ними. Они приходят ко мне в кабинет, делятся проблемами, радостями.

По дороге в спортзал обращаем внимание на стеллаж с кубками и наградами. За каждой победой воспитанника — неимоверный труд учителя.

— Мы, как и в любой другой школе, учим детей побеждать, преодолевать трудности, быть успешными, — поясняет директор.

У ребят в расписании привычные математика, русский язык, история… Но есть предметы, которым в массовой школе не учат. Например, социально-бытовая ориентировка. Занятия проходят в помещении, стилизованном под настоящую квартиру. Там есть ванная, санузел, кухня. Дети учатся готовить, прибирать, обращаться с кухонным оборудованием.

— Готовим их к самостоятельной жизни, — рассказывает педагог Анна Казаченко.  Объясняем, как можно вызвать такси, оплатить коммунальные услуги, подготовить документы для трудоустройства. Ходим вместе в магазин, чтобы они понимали, как рассчитываться за продукты.

В учреждении оборудован компьютерный класс с выходом в Интернет. У старших ребят есть мобильные телефоны. Директор замечает, что воспитанники живут такой же жизнью, как и их здоровые сверстники. Общаются с друзьями в социальных сетях, ездят на концерты.

В 9-м классе ребята проходят медико-реабилитационную экспертную комиссию. В результате они получают список специальностей, по которым могут продолжить обучение в учреждениях профессионально-технического образования. Чаще всего это рабочий зеленого строительства, маляр-штукатур, швея, обувщик.

Здесь есть несколько кабинетов труда. Этот предмет у детей (в зависимости от класса) преподается 4-10 уроков в неделю.

В сенсорной комнате с воспитанниками работает педагог-психолог — развивает чувства, ощущения.

Фото Павла Русака

Самое читаемое