1200h90 3

Как упрощали русский язык при Хрущёве, и фигуристы-невозвращенцы. Этот день в истории: 24 сентября

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 24 сентября в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1884 год. Родился выдающийся немецкий конструктор стрелкового оружия Хуго Шмайссер

sh pre111419

Словечко «шмайссер» применительно к немецкому автомату появилось в советской литературе только в 70-е гг. прошлого века и моментально распространилось в СМИ, проникнув даже в мемуары фронтовиков. На самом деле известные немецкие пистолеты-пулеметы Второй мировой войны МП-38 и MП-40 были разработаны другим немецким конструктором, Генрихом Фольмером, и никогда именем Шмайссера не назывались. Скорее всего, путаница произошла из-за того, что магазин к МП-38 / MП-40, как и к некоторым другим автоматам, был разработан и выпускался по патенту Шмайссера, что и обозначалось на приемнике магазина соответствующим клеймом – Patent Schmeisser.

Патенты на различное оружие и приспособления к нему Шмайссер, продолживший дело отца, известного в свое время в Европе конструктора-оружейника Луиса Шмайссера, стал получать с 1917 г. Уже тогда, в самый разгар Первой мировой войны, он сконструировал и запатентовал свой «ручной пулемет под патрон 9 × 18 мм». Пистолет-пулемет талантливого оружейника, получивший индекс МР-18/1, послужил толчком для целого ряда моделей, которые потом активно разрабатывались оружейными предприятиями Германии и дочерними фирмами за рубежом.

В 1938 г. под руководством Хуго на фирме «Хенель» была начата разработка нового автоматического оружия, которое после существенных доработок было принято на вооружение и запущено в производство в 1944 г. под маркой Sturmgewehr 44. Несмотря на некоторые недостатки (оружие было тяжелым, а нестабильная баллистика снижала кучность и прицельную дальность стрельбы) эксперты считали, что немецкий конструктор опередил время. Однако ни Sturmgewehr 44, ни другие новинки в области вооружений, как, например, «оружие возмездия» — ракеты «Фау-1» и «Фау-2», уже не могли помочь Третьему рейху, который бился в предсмертных конвульсиях.

После войны, в октябре 1945 г., Шмайссер в принудительном порядке был вывезен в СССР. Тогда многих спецов вывезли из Германии, в том числе и оружейников. Причем им было разрешено взять с собой семьи и даже домашнюю обстановку. Оружейников, как правило, отправляли в Ижевск. Там они трудились на машиностроительном заводе, занимаясь в основном отработкой новых технологий производства стрелкового оружия.

Как работник бывший фабрикант, привыкший к управлению подчиненными, проявил себя большим склочником и приспособленцем. Сохранились жалобы Шмайссера директору завода, в которых он сетовал на то, что вместо обещанной при привлечении на работу зарплаты в 5 тыс. рублей в месяц ему выплачивают от 2,5 до 3,5 тыс. Бывший член Национал-социалистической рабочей партии Германии также интересовался, какие у него могут быть дополнительные привилегии в случае вступления в коммунистическую партию и может ли он рассчитывать на дополнительный паек.

Летом 1952 г. Хуго вернулся в Германию. В сентябре следующего года он умер в больнице Эрфурта после операции на легких.

1919 год. Родился русский писатель, прозаик, автор повестей и рассказов о коллективизации и войне Константин Воробьёв

vorobiev

Незадолго до Великой Отечественной после службы в армии он был зачислен в роту кремлевских курсантов. Спустя многие годы, в 1963-м, в «Новом мире» будет напечатана повесть «Убиты под Москвой», начинающаяся словами: «Рота кремлевских курсантов шла на фронт…» В этой роте был и лейтенант Воробьёв. В первом же бою, под Клином, полегли почти все. Константин попал в плен и оказался в фашистском концлагере в Литве. В 1943 г. он бежал из лагеря и организовал партизанскую группу, которая вошла в состав крупного партизанского соединения. В том же году, находясь в фашистском тылу, Воробьёв написал свою первую повесть «Дорога в отчий дом», опубликованную под названием «Это мы, Господи!».

Всего им было создано более 30 рассказов, очерков и десять повестей. «Убиты под Москвой», «Крик», «Сказание о моем ровеснике», «Генка, брат мой», «Вот пришел великан», «Седой тополь», «Почем в Ракитном радости» – эти и другие произведения писателя никого не оставляют равнодушными.

В 2001 г. Воробьёву была посмертно присуждена премия Александра Солженицына. Выступая на церемонии награждения лауреатов, критик Игорь Золотусский сказал: «Проза Воробьёва саднит и жжет, как открытая рана, и жжение ее не утихает с годами, хотя ужасы прошлого отступают в вечность. Судьба рассчитывала на него как на очевидца и лучшего свидетеля найти бы не смогла».

1964 год. В советской прессе публикуются «Предложения по усовершенствованию русской орфографии»

depositphotos 117677188 s 2019

То, что потом назовут очередной авантюрой эпохи Хрущёва, началось в 1962 г. с публикации в «Известиях» статьи профессора Ефимова о низком уровне грамотности в стране и необходимости упрощения орфографии. Сам советский лидер, окончивший в свое время только церковно-приходскую школу, грамотностью не отличался. До конца жизни Хрущёв писал очень неграмотно, делая множество ошибок в словах, и очень этого стеснялся. Так что реформе по упрощению языка он открыто благоволил.

Вскоре была создана Комиссия по усовершенствованию русской орфографии при Академии наук СССР, которой предписали в сжатые сроки представить свои предложения. В сентябре 1964 г. предложения комиссии опубликовали в «Известиях», «Учительской газете», «Советской России» и ряде других изданий.

Новые правила, предлагаемые авторами, были достаточно радикальными: после «ц» не пишется «ы», а пишется «и» («циган», «огурци»); после шипящих под ударением пишется «о» («щоки», «жолтый»); после «ж», «ч», «ш», «щ» не пишется мягкий знак («мыш», «намаж»). Предлагалось ликвидировать чередования букв «о» и «а» в корнях (вместо «заря» – «зоря»). Устранялись общеизвестные слова-исключения – предлагались «брошура», «парашут», «деревяный», «оловяный», «заенька», «баеньки». Все частицы следовало писать только раздельно («кто нибудь», «скажи ка»), а наречия, наоборот, слитно («вобщем», «заглаза»).

Предложенные «усовершенствования» русской орфографии вызвали шок в обществе. Менее чем через месяц Хрущёв был снят с должности, и все обсуждения вариантов реформирования языка тут же прекратились.

1979 год. Советские фигуристы Людмила Белоусова и Олег Протопопов просят политического убежища в Швейцарии и становятся невозвращенцами

Фото Sputnik / Юрий Сомов

В Советском Союзе эту супружескую пару обожали за изящество и артистизм. «Именно Белоусова и Протопопов изменили мировое фигурное катание, показав всем, что оно может быть еще и искусством», — определила их вклад заслуженный тренер СССР Татьяна Тарасова.

Белоусова и Протопопов стали первыми олимпийскими чемпионами из СССР в парном фигурном катании. Это было в 1964-м в Инсбруке, а на следующей Олимпиаде повторили свой успех.

Они всегда были вместе: и на льду, и в жизни. Поженились еще в 1957-м. Завершив выступления в 1972 г., пара работала в Ленинградском балете на льду. Во время гастрольного тура по Швейцарии фигуристы и совершили свой побег.

Позже они объяснили свой поступок тем, что хотели продолжать совершенствоваться в фигурном катании и дальше, но в СССР их «выдавливали из спорта». Фигуристы верили, что за рубежом их талант будут ценить больше, и всячески подчеркивали, что причина их побега – не политическая, а исключительно творческая.

В 1972 г. на очередную Олимпиаду Белоусову и Протопопова не взяли, поставив действующих олимпийских чемпионов на четвертое место во внутреннем чемпионате, что автоматически исключало их из сборной. Так выдающийся дуэт и оказался в итоге не в спорте, а в ансамбле балета на льду, где главный режиссер возмущался, что новоиспеченные артисты каждое выступление труппы превращают в свой бенефис.

На родине известие о «предательстве» знаменитых спортсменов имело эффект разорвавшейся бомбы, партийная верхушка пребывала в бешенстве. Белоусову и Протопопова клеймили позором все советские СМИ. Журнал «Крокодил» назвал их не фигуристами, а «конькобежцами». Чету лишили всех званий, а их имена и упоминания о победах вычеркнули из всех справочников.

Белоусова и Протопопов продолжали выступать в различных ледовых шоу и с радостью откликнулись на предложение организаторов Олимпийских игр – 1988 в Калгари принять участие в показательных выступлениях фигуристов. Однако председатель Госкомспорта СССР Марат Грамов выдвинул ультиматум: если Белоусова и Протопопов выйдут на лед, советская делегация откажется от участия в церемонии закрытия Игр.

В феврале 2003 г. Людмила Евгеньевна и Олег Алексеевич впервые после долгого отсутствия приехали на родину по приглашению президента Федерального агентства по физкультуре и спорту Вячеслава Фетисова. Желания остаться жить в России у них, впрочем, не возникло.

Людмила Евгеньевна скончалась 26 сентября 2017 г. в возрасте 81 года в Швейцарии, в Гриндельвальде, где спортсмены жили с момента своей эмиграции. Олег Алексеевич шесть лет хранил прах супруги дома. Сам он умер во сне 31 октября 2023 г. в возрасте 91 года. Его последним предсмертным желанием было то, чтобы их с женой захоронили в России. Эту просьбу удалось выполнить после переговоров со швейцарской стороной. Прах спортсменов доставили на родину. 11 сентября Белоусова и Протопопов обрели последний приют на Литераторских мостках Волковского кладбища в родном Санкт-Петербурге.

2004 год. От сердечно-легочной недостаточности в возрасте 69 лет умирает известная французская писательница Франсуаза Саган

Уже первый роман «Здравствуй, грусть», который она опубликовала в возрасте 19 лет, в 1954 г., сделал ее скандально знаменитой. Тираж превысил через год миллион экземпляров. За короткое время книга была переведена на 14 языков. Этот небольшой роман (в русском переводе – повесть) был впервые опубликован в СССР только в 1974 г. Для советских читателей знакомство с творчеством Саган было предварено стихотворным письмом к ней, которое сочинил и охотно читал с эстрады в 60-х гг. Роберт Рождественский.

За первым романом последовали многочисленные рассказы, пьесы, повести и другие романы, в том числе «Любите ли вы Брамса?», «Немного солнца в холодной воде», «Потерянный профиль», «Нарисованная леди», «Уставшая от войны».

Публика с восторгом ждала все новых и новых шедевров от полюбившейся писательницы. Они тут же становились бестселлерами и издавались миллионными тиражами на разных языках. «Саганомания» охватила Францию и выплеснулась далеко за ее пределы.

Все произведения Саган — о любви, одиночестве, неудовлетворенности жизнью; они отличаются ясностью повествовательной манеры и точностью психологического рисунка.

В жизни самой писательницы было множество скандалов, неуплаченных налогов, странных замужеств, автомобильных аварий, шикарных яхт, пристрастие к наркотикам и алкоголю, азартные игры и условные тюремные сроки… «Я живу, как каскадер» — говорила она. От реального срока ее спасла близкая дружба с самим президентом Франции — Франсуа Миттераном. Когда французский лидер приезжал к ней в гости, Саган собственноручно готовила его любимое жаркое и утку с апельсинами.

Она обладала способностью тратить гонорары — причем немалые — быстрее, чем получала новые. И конец своих дней встретила в бедности.

Читайте также:

Смотрите также:

Вечерний Минск: гарь в воздухе и беда парковок. Актуальные темы с 16 по 22 сентябряВечерний Минск: гарь в воздухе и беда парковок. Актуальные темы с 16 по 22 сентября
telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Чем привлекает и отторгает новый шпионский сериал «Разящий луч» с Иваном Колесниковым в главной роли

Недавно сразу несколько онлайн-платформ порадовали премьерой 8-серийного шпионского детектива «Разящий луч». В последнее время выходит шквал русских сериалов, но с увеличением объемов заметно пострадало их качество. Снимают не вдумчиво, легковесно. Сейчас фильм не дотягивает до лучшего из образцов жанра, но в нем достаточно драйва для поклонников ненавязчивого экшена. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

1748244

Опасная схватка

В сюжете присутствует большой привет Алексею Толстому и его роману «Гиперболоид инженера Гарина»: главный герой изобретает аппарат, концентрирующий разрушительное сфокусированное лазерное излучение.

События в ленте происходят в 1970 году. США в условиях холодной войны сильно отстает от СССР в вопросе лазерной оборонной программы. Советский ученый Костырин (Владимир Виноградов) — один из разработчиков того самого разящего луча — едет в Берлин на научную конференцию. Там его пытаются завербовать американские спецслужбы, а когда это не удается, академика просто ликвидируют, подсунув ему отравляющие вещества вместо кардиологического препарата.

В КГБ понимают: в советской лаборатории американцы обязательно будут искать кандидатуру человека, который поддастся вербовке. И решают сами создать подставного шпиона. Им становится Ким Никаноров (Иван Колесников). Молодой человек был учеником Костырина, но потом ушел из науки. Талантливый физик занимался незаконными валютными операциями, и его поймали с крупной суммой долларов. Киму грозит суд по расстрельной статье. В качестве альтернативы ему предлагают вернуться в штат лаборатории, дождаться, пока на него выйдут сотрудники ЦРУ с предложением работать на них, и согласиться доставлять им дезинформацию. Герой оказывается втянут в опасную схватку спецслужб.

Режиссер фильма Алексей Мурадов в 2000-м, когда ему исполнилось 37 лет, окончил мастерскую Алексея Германа на Высших режиссерских курсах в Москве. Первый свой сериал «Человек войны» он снимал в Минске в 2004 году.

1748240

Фильм вышел на НТВ с провальными рейтингами. Но не потому, что плохой. Просто ученик классика замахнулся на сериал, снятый по законам полнометражного кино с проработкой второго, третьего и четвертого плана в кадре, с недосказанностью, угадывающейся во взглядах, наконец, увлекся длинными панорамными планами а-ля Тарковский. И если на большом экране все вышеперечисленное считывается зрителем, то на телеэкране — нет. Многие вообще не поняли, о чем «Человек войны». Алексей Борисович сделал правильные выводы и с тех пор подобных ошибок не совершал.

Главное достоинство

Поскольку события в картине происходят в период холодной войны, постановщик удачно стилизовал наполнение кадра под старые цветные ленты о Джеймсе Бонде. Интеллектуальный монтаж в данном случае подразумевает разделение экрана на несколько секторов, как это делали западные мастера в 1970-е. Мы параллельно на монтажных стыках можем видеть действия сразу нескольких персонажей. Этот же прием с двумя-тремя ячейками экрана использован при беглом повествовании о прошедших событиях. В одной четверти зрители наблюдают, как герой передает агенту записку, в другой — через чьи она проходит руки, в третьей — к кому послание попадает в итоге. Излюбленный метод 50-летней давности широко использовался сразу после изобретения данной технологии. Он добавляет динамики происходящему. Способ повторил в своем ретро-детективе «Агенты А.Н.К.Л.» Гай Ричи в 2015 году.

Для создания теплой и аутентичной атмосферы 1970-го в ход пошла хорошая цветная кинохроника Москвы и городов США той поры. Тоже не изобретение, но весь этот уникальный видеоряд смонтирован грамотно и расставлен уместно. Абсолютно достоверно создает настроение эпохи раннего застоя, когда, как некоторые считают, небо было чище и трава зеленее. И, конечно же, мы видим подлинные лица той эпохи, мини-юбки, брюки-клеш, цветастые рубахи с массивными воротниками, туфли на платформе, бакенбарды и прочие прелести ушедших десятилетий.

1631101

Опять же, как говорится, бог в деталях. Как в «бондиане», главному герою вручают передатчик, вмонтированный в пачку сигарет с фильтром. Вспоминаешь, что данный прием пародировал Леонид Гайдай в фильме «Бриллиантовая рука» (1973). Опять же в шутку или всерьез, но Ким много раз в картине встречается со своим куратором из КГБ Семагиным (Килилл Гребенщиков) на квартире, где доблестный полковник госбезопасности все время жарит картошку, надев передник. Это тоже выглядит визуальной цитатой из все той же гайдаевской комедии, когда герой Никулина просыпается утром после ухода экранной жены, а у плиты стряпает милиционер Николай Иванович. Возможно, режиссер решил таким образом передать привет всему советскому кино.

Иван Колесников, сыгравший Кима, из категории мужчин, которые до 40 лет похожи на романтических юношей. В бруталов могут перевоплощаться где-то после 45 лет. Ивану Сергеевичу 42 года. Ждать осталось недолго. А пока он подкупает своим обаянием. В целом справился со своей задачей неплохо. Ранее подобным его персонажам — бесстрашным, целеустремленным —совсем не было веры. А теперь он тянет на юморного хулигана не без греха, но с большим сердцем. И это шаг вперед.

Подругу Кима, ученую Малышеву, сыграла Мария Петренко, очень красивая женщина. Но на этом ее достоинства исчерпываются. Эмоциональная связь с возлюбленным, какие-либо иные актерские оценки и вообще взаимодействие с партнерами по роли совсем незаметны. Кажется, будто это большой снимок актрисы, вырезанный из картона, который в любой момент может упасть плашмя, как плоская декорация.

Кирилл Гребенщиков действительно похож на полковника КГБ. Но жаль, актера используют в кино в одном и том же амплуа — строгого немногословного мужчины.

Дарья Мороз с короткой стрижкой, ледяным взглядом, характером хладнокровной феминистки исполнила роль офицера ЦРУ Леонардо. А ведь были времена, когда актриса выглядела обаяшкой с пышными формами, например в сериале «Холостяки» (2004).

original cfa4d510c9cda8cf6301e693bd58a3c6

Совсем не ясна сюжетная функция персонажа Павла Трубинера. Его место в повествовании обозначено невнятно. Возможно, он засекреченный агент КГБ в Германии, «спящий» Штирлиц. Просто куда же без Трубинера. Дали пистолет, сказали стрелять по чем зря. Самое забавное, на фоне начальных титров каждой серии он, в порядке интермедии, ходит чаплинской походкой туда-сюда с пистолетом и палит в разные стороны.

В сериале радует обилие камерных сцен. Наряду с этим операторы почти не используют крупные планы лиц героев, что хорошо. Когда идет диалог и мы видим обоих собеседников, это выглядит реалистичнее.

Но самое важное: несмотря на то, что кино про шпионов, верность Родине, в нем абсолютно отсутствует псевдопатриотическая риторика, которой сейчас злоупотребляют кинематографисты. Мурадову низкий поклон за сдержанность, отсутствие пустословия. Это несомненное достоинство многосерийного фильма.

Еще материалы рубрики:

Почему фильм «Горячий снег» урезали до односерийного кино и удалили все сцены со Сталиным

Узнали, какие премьеры военных лент ожидают зрителей в ближайшие время

Как знаменитый командующий ВДВ Василий Маргелов спас фильм «В зоне особого внимания» от запрета

Жители платили Золотухину, чтобы увидеть Высоцкого. Как снимали фильм «Хозяин тайги»

Почему прекрасный британо-американский триллер «Конклав» в финале вызывает чувство стыда за авторов

До +15 °С и кратковременные дожди прогнозируются в Беларуси 12 мая

Переменная облачность ожидается в Беларуси 10 мая. В ночное время преимущественно по северо-востоку, а днем на большей части территории республики пройдут кратковременные осадки, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

Прогноз погоды в Беларуси на 12 мая 2025Прогноз погоды в Беларуси на 12 мая 2025

Ночью и утром в отдельных районах страны сгустится слабый туман.

Ветер ожидается северо-западный, северный от слабого до умеренного, днем — местами порывистый.

В темное время суток на большей части территории Беларуси на почве и в воздухе прогнозируются заморозки до –4 °С. Днем температура воздуха будет колебаться от +9 до +15 °С. При этом в Гродно и Бресте ожидается до +15 °С, в Витебске — до +14 °С, в Минске и Гомеле — до +13 °С, в Могилёве — до +12 °С.