Говорят, что на несколько вещей можно смотреть до бесконечности: на огонь, на воду и на то, как другие работают. В этот список хочется добавить еще одно бесконечное занятие: правильность и обоснованность воспитания детей также можно обсуждать всегда и везде.
Вот и мы с подругой, несмотря на то, что наши дочери уже давно учатся в школе, бесконечно спорим о том, в каком возрасте нужно отдавать детей в детский сад и вообще, нужно ли это делать? Причем точки зрения у нас полярные – пока ее Дарья ходила в детский сад с двух лет, мама досиживала дома декретный отпуск, моя же дочь не пробыла в данном учреждении ни единого дня.
Что же все-таки заставляет родителей отдавать в дошкольное учреждение таких маленьких детей? Материальные проблемы здесь, естественно, не обсуждаются — я, к примеру, знаю семью, где за время маминого декрета купили немало дорогостоящей бытовой техники — папина зарплата это позволяла. Но при этом долгожданного, недоношенного, болезненного ребенка отдали в сад в год и семь месяцев! Вряд ли перед родителями стояла дилемма «погибнуть с голодухи или выйти на работу»! Просто труд мамы и домохозяйки тяжел и порой неблагодарен. Крутишься целыми днями с кастрюлями-пеленками, ловишь подрастающее чадо во всех мыслимых и немыслимых уголках квартиры, а вместо благодарности чаще всего слышишь: ты же дома сидишь, могла бы и… новый свитер связать, пирожков напечь! Лично у меня в первые годы «работы мамой» было только одно заветное желание – выспаться! И носки-пирожки отступали перед ним на второй план. Так что в этом смысле женщины зачастую просто освобождают некий отрезок времени «для себя». А чего, спрашивается, добиваются? В упомянутой мною семье ребенок начал болеть еще чаще, мама не вылезала из «больничных» и, в конце концов, на работе ей предложили: или досиживайте свой законный отпуск по уходу за ребенком, или… Словом, мамочка вернулась в «декрет», но ребенка из сада не забрала – занималась домом, пока дочка «на воспитании». Стоят ли работа, материальное благополучие и даже собственный отдых такой жертвы как здоровье ребенка?
И не стоит говорить, что постоянные детсадовские болезни — это даже неплохо, а иммунитет после перенесенных ОРВИ сохранится на несколько лет, поэтому, переболев в детском саду, ребенок будет намного меньше болеть в школе. Иммунитет – это, безусловно, хорошо, но так ли ему способствуют болезни и осложнения после них? Ослабленное дитя и в школе будет регулярно пропускать уроки по состоянию здоровья. И гораздо лучше, на мой взгляд, тратить драгоценное время не на походы по поликлиникам, а заняться чем-то более интересным.
Да, в детском саду ребенок не будет скучать – там есть все условия для разнообразных игр, проводятся утренники, для которых дети учат стихи и танцы. И соблюдают режим дня. Но с другой стороны, чрезмерный длительный режим порождает неврозы. Дома же редкая мама или бабушка выдерживает необходимый «график». То пообедали поздно, то гулять не пошли. В ущерб развивающим играм, танцам и арифметике. Но помните, как писал Пушкин: «Пора пришла – она влюбилась!» Одним словом, всему свое время: и буквам, и геометрии. При этом мы почему-то абсолютно забываем, что развитие ребенка — это еще и общение с природой: возможность увидеть скворца, цыпленка, погладить живую гусеницу. Кстати, когда моя дочка в пять лет впервые в жизни погладила живого коня, она неделю рассказывала знакомым, какой теплый и бархатный у лошадки нос! А я не знала, радоваться мне этому обстоятельству или рыдать от того, что для моего «дитяти асфальта» конь, коза и корова — это звери, которых можно увидеть в зоопарке, рядом со львами и тиграми. Хоть раз в жизни ребенок должен за хвостик выдернуть из грядки морковку, сорвать с куста помидор, понюхать растущий на клумбе гиацинт. Да, в конце концов, теплым летним вечером можно встать на пригорке и понаблюдать за бегущей электричкой, за садящимся солнцем, нарвать букетик полевых цветов. Помните, что говорил знаменитый паровозик из Ромашкова? «Если мы не увидим этот закат, то, может быть, опоздаем на всю жизнь. Ведь каждый закат – единственный в жизни!» А мы своих детей сперва лишаем этих закатов, а затем вздыхаем – ах, какое эмоционально черствое растет поколение! И не думаем, что у наших дошколят, а затем и школьников, распорядок дня, он же режим, покруче, чем у солдат в армии! У среднестатистического взрослого человека какой рабочий день? Правильно, восьмичасовой. А сколько часов проводит малыш в саду? Это же полторы ставки выходит! Воспитатели, между прочим, это время на двоих делят… К 6-7 школьным урокам у шестиклассников добавьте 3-4 часа, уходящих на подготовку домашнего задания. При этом рабочая неделя учителя – всего лишь 20 часов. Я по утрам смотрю в окно, и что вижу? Сперва в садик ведут малышей, за ними понуро плетутся на уроки школьники, и только потом(!) на службу идет большинство взрослых. Подобная ситуация лично мне кажется не совсем нормальной. И вообще, режим – понятие важное, но не основополагающее. Как, например, привести «к единому знаменателю» так называемых «совят» и «жаворонков»? Группы, а затем классы разные для них организовывать? Или пожертвовать одной из категорий в угоду… кому? Вот и получается, что усредненным режимом и усредненными программами обучения, мы вольно или невольно подавляем индивидуальность ребенка и вместо ярких личностей рискуем получить некую усредненную массу. А порой и толпу, устраивающую на центральных площадях городов палаточные городки и выходящую на марши протеста, не из убеждений, а «за компанию». Я никоим образом не отрицаю необходимости умения адаптироваться в коллективе, но человек с детства должен помнить, что основополагающие решения своей жизни он должен принимать САМ, сам нести за них ответственность, и не сваливать на «общественное мнение» свои промахи и ошибки.
Не возвожу в абсолют домашнее воспитание, зачастую детский сад — вынужденная и единственная мера. Но если есть возможность побыть с ребенком лишний день, час, минуту, забрать его из «казенного» дома раньше, оставить в компании дедушек-бабушек, сделайте это. Чтобы детство вспоминалось как праздник.