Как в Минске решить транспортные проблемы и спасти вековые деревья. Учитель СШ № 90 — о научных изысканиях школьников

У учителя географии столичной СШ № 90 Станислава Холева и его учеников не один десяток краеведческих научно-исследовательских работ. С ними они не только выступали на городских конкурсах, но и становились лауреатами республиканских. О результатах некоторых исследований своих подопечных, имеющих практическое значение для города, педагог рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости».

Круг изысканий у ребят довольно широк. Так, в частности, изучая топонимику столичных улиц с XIII по XX век, выяснили, что за последние 100 лет с карты Минска исчезли 8 небольших рек. В 2018 году предметом интереса стало Волчковичское водохранилище, более известное как Птичь. В итоге составлен путеводитель для проведения загородных походов. Еще один объект краеведческого исследования — река Лошица. Школьники нашли фундамент старинного здания: здесь находился дворец князей Неморшанских, вокруг которого был разбит сад, обеспечивавший фруктами весь город. Историки заинтересовались их открытием. Именно поэтому было принято решение назвать одну из строящихся станций метро «Неморшанский Сад».

Районы, кварталы

Год назад Станислав Холев предложил ребятам заняться изучением проблем минских микрорайонов. Трудились кропотливо: рассматривали карты столицы разных времен, брали во внимание данные социологических исследований, отслеживали поток транспорта на улицах и проспектах. А все для того, чтобы выяснить причины болевых точек и предложить пути выхода. Например, заторы. В их возникновении виноваты не только растущее количество автомобилей и нехватка парковочных мест. Такой ситуации способствует радиально-кольцевая застройка города, которая стала приоритетной в XX веке.

— Изначально в столице формировалась квартальная застройка. Примером могут служить города, в которых пространство поделено на квадраты, — они все соединены между собой дорогами. Так было и в древнем Минске: с ΧIV века вокруг Замчища формировались отдельные районы, плотно связанные с ним одной-двумя улицами: Татарская Слобода, Раковское и Троицкое предместья, Верхний рынок. Квартальная застройка планировалась и дальше, но помешала Первая мировая война, — рассказывает С. Холев.

Современная же застройка чаще велась вдоль дорог, со временем они превратились в городские магистрали. Например, на проспект Дзержинского выходят жилые районы Малиновка, Брилевичи, Юго-Запад, Петровщина, Михалово и Грушевка. И каждое утро из дворов выезжает большой поток машин, который дополняется пригородным транспортом. Ученики подсчитали: общее число автомобилей в это время превышает 5 тыс. в час. Вечером этот поток идет в обратном направлении.

Усугубляет транспортные проблемы маятниковая миграция населения. Большинство горожан проживают в западной, южной и северо-восточной частях Минска, а рабочие места сосредоточены в центре и на востоке. Этот вывод подтверждается и результатами проведенного школьниками анкетирования: 75 % родителей учеников и 63 % учителей работают за пределами своих микрорайонов и ежедневно преодолевают расстояние 10–15 км, а иногда и 20–40 км. Около половины подобных маршрутов с использованием как общественного, так и личного автотранспорта проходят через центральную часть города.

В итоге школьники обозначили пути решения транспортной проблемы столицы. Вот несколько ключевых пунктов: создавать дороги-дублеры основных магистралей, запретить парковку автомобилей в часы пик на крайних полосах движения на расстоянии 200–300 м от перекрестков. И постепенно переходить от радиально-кольцевой застройки к квартальной.

Найти и обозначить

В этом году С. Холев с учениками решили принять участие в Республиканском конкурсе экологических проектов «Зеленая школа». Выбрали тему «Вековые деревья города: как их выявить и организовать охрану».

— В Октябрьском районе 54 дерева уже находятся под охраной. Мы решили продолжить поиски и нашли еще 15, — рассказал педагог. — Оказалось, что в районе улиц Чкалова и Аэродромной растут четыре дуба и липы, которым 150–170 лет. Все они находятся в прекрасном состоянии и остались от бывшей городской планировки конца ΧIΧ — начала ΧΧ века. Рядом с улицей Лейтенанта Кижеватова сохранились остатки бывшего парка и сада князей Неморшанских. Здесь мы отыскали липы, клены, ели, лиственницу, маньчжурский орех, возраст которых достигает 100 лет. В саду есть старые яблони и сливы, им уже больше века. Поэтому возникает необходимость в придании и этому зеленому уголку города статуса охраняемой территории. Возле бывшего имения Неморшанских существовала деревня Лошица Неморшанская, известная с ΧVI века. На том месте мы обнаружили липу и дуб — им 200–250 лет.

Ребята, вооружившись рулеткой, измеряют окружность стволов деревьев, высчитывают по специальной формуле их возраст. Данные фиксируют, делают фотографии. В планах — повесить информационные таблички на деревья-долгожители. Дуб возле гостиницы на улице Брилевской уже обзавелся такой: 150-летний красавец на остановке мешает пешеходам, и ученики переживают, чтобы его не спилили.

— Все наши сведения мы передадим в Институт экспериментальной ботаники им. В. Ф. Купревича Национальной академии наук Беларуси. Там сейчас занимаются составлением интерактивной карты вековых деревьев Минска, она будет общедоступной. Для моих учеников это хороший стимул и повод гордиться собой, ведь они принимают участие в таком важном деле, — убежден С. Холев.

Ученики составили брошюру-памятку для всех желающих заняться поиском вековых деревьев. Рассказали, как правильно вычислить возраст долгожителя и куда направить информацию, чтобы помочь ученым.

Справочно

6 000 человек на 1 км2 — средняя плотность населения Минска. В жилых районах Малиновка, Юго-Запад, Серебрянка, Кунцевщина, Уручье, Каменная Горка этот показатель достигает 50–100 тыс. на 1 км2.

17 м2/чел. — такова в среднем обеспеченность зелеными насаждениями в столице. При этом в Каменной Горке, Кунцевщине, Сухарево, Малиновке, Брилевичах, Лошице, Шабанах, на Юго-Западе эта цифра составляет всего 3,6 м2/чел.

Фото Павла Русака

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ