Как в XXI веке продлить срок службы древесины? Знают на Борисовском шпалопропиточном заводе*

Ежегодно Премии правительства Республики Беларусь за достижения в области качества удостаиваются предприятия, которые благодаря сочетанию инновационных технологий и современных методов управления производят пользующиеся спросом товары. В 2021 году одним из лауреатов стал Борисовский шпалопропиточный завод.

Упаковка готовой продукции

Это предприятие со 120-летней историей — пример того, как нужно подстраиваться под тенденции и запросы рынка и поставлять продукцию на экспорт как в страны СНГ, так и Западной Европы.

С июля прошлого года ОАО «Борисовский шпалопропиточный завод» возглавляет Геннадий Просмыцкий. С ним беседуем о нынешней работе завода и планах на будущее.

— Во время поездок по железной дороге в глаза бросаются в первую очередь бетонные, а не деревянные шпалы. Как же вы находите свою нишу на рынке?

— Полностью перейти на бетонные шпалы в настоящее время невозможно. Существуют участки дороги, где можно класть только деревянные. Например, в кривых малого радиуса. Кроме того, на подъездных и внутрицеховых путях, используемых предприятиями, бетон применять весьма затратно — при повреждении придется заменить весь путь. С деревом проще: если шпала пришла в негодность, то вместо нее легко установить новую.

Рынок сбыта наших изделий сложился исторически. Это страны постсоветского пространства с шириной железнодорожной колеи 1 520 мм. Примерно 60 % продукции отправляется на экспорт, около трети закупает Белорусская железная дорога. Оставшуюся часть приобретают предприятия по торфоразработке и столичный метрополитен. Он предъявляет очень высокие требования к качеству шпал: они должны быть чуть ли не идеальными. Как правило, козловые краны на стройках Беларуси также перемещаются по рельсам, установленным на наши шпалы.

Из зарубежных партнеров у нас сложились хорошие отношения с железными дорогами стран Балтии, Армении, Азербайджана, Грузии. Молдовы. Весьма охотно берут нашу продукцию горно-обогатительные комбинаты России и Украины. Бетон там невозможно использовать из-за высоких статических нагрузок. Зарубежные партнеры довольны качеством нашей продукции. Шпалы и пиломатериалы, выпущенные на нашем предприятии, служат не менее 15 лет.

Директор Геннадий Просмыцкий

— За счет чего это достигается?

— 15 лет назад завод существенно модернизировали. Построены новые цеха, закуплено оборудование — и качество нашей продукции стало весьма высоким. Работающие у нас автоклавы для пропитки способны создавать давление до 16 атмосфер, что позволяет обеспечить высокое качество и глубину пропитки.

В настоящее время для пропитки древесины в технологическом процессе используются два основных вида состава — масляный СМПС, который является совместной запатентованной разработкой специалистов завода и научных сотрудников Белорусского государственного технологического университета, а также водорастворимый состав «Таналитт» — специальный раствор на основе солей меди. Для окружающей среды он абсолютно безвреден. Кроме того, соли меди сами по себе являются антисептиком, предотвращающим гниение. Отличительный признак такой шпалы — зеленоватый оттенок, не совсем привычный глазу.

Приобрести защищенные «Таналиттом» от гниения пиломатериалы может любой житель страны. Изготовлены они из хвойных пород деревьев. Эта продукция успешно вышла в прошлом году на британский рынок. Англичане охотно используют наши пиломатериалы для изготовления оград, бордюров, заборов. Более того, прямо сейчас, когда мы с вами беседуем, загружается очередной товарный вагон, который отправится в Туманный Альбион. Колья, произведенные нами, довольно популярны у виноградарей Франции.

Процесс распиловки леса

— Совершенствуются ли технологии со временем?

— Налажены контакты с Белорусским государственным технологическим университетом. Его специалисты разработали рецептуру состава пропитки, которая позволит практически полностью уйти от импортных компонентов. Качество останется тем же, а себестоимость продукции уменьшится. Химическая промышленность в Беларуси развита неплохо, и нам нужно использовать ее потенциал.

Также на заводе установлена уникальная автоматическая линия, дающая возможность накалывать внешнюю поверхность шпалы, что улучшает проникновение пропиточного состава внутрь древесины, позволяет снять поверхностное напряжение и уменьшить растрескивание материала. Кроме того, на торцы шпал забиваются металлические пластины. На аналогичных зарубежных предприятиях эту работу выполняют вручную. Более того, на наших пластинах выбивается год изготовления. Тем самым мы оказываем помощь путевому обходчику, чтобы он знал, какой именно шпале нужно уделить больше времени при очередном осмотре.

Недавно закупили новый водокольцевой насос для создания вакуума в автоклавах. По сравнению с предыдущим у него на 20 % ниже потребление и на 30 % выше производительность. После 20-минутной обработки шпалы требуется минимальная досушка. Таким образом, расходы на технологический процесс снижены.

— Как предприятие планирует свою работу в дальнейшем?

— В первом квартале мы изготовили и отгрузили продукции более чем на 6 млн рублей. Сейчас выпускаем около 700 тыс. шпал в год. Но реалии таковы, что с каждым годом потребность в деревянных шпалах у Белорусской железной дороги станет уменьшаться. Да, по-прежнему будут использовать переводные брусья и задействовать подъездные пути, однако рано или поздно наступит предел закупки шпал, ниже которого опуститься нельзя, но он будет не слишком высокий. Поэтому думать о том, что предприятие станет делать завтра, нужно уже сейчас.

На нашем оборудовании можно пропитывать любую продукцию. Зная спрос на прошедшие такую обработку пиломатериалы за рубежом, будем работать в этом направлении. Есть планы увеличивать мощности лесопильного участка. Просчитываем сейчас, насколько выгодно выйти на мебельный рынок. Другое дело, что сейчас на всю деревообрабатывающую промышленность оказывает влияние существенный рост цен на сырье на бирже. Все же производство у нас материалоемкое. А пока что с апреля работаем в три смены, ведь на наших стальных магистралях начался сезон летних путевых работ.

— Любое производство — это в первую очередь его работники. Какие условия созданы для сотрудников вашего предприятия?

— Средняя зарплата по заводу выше средней зарплаты по стране. При этом коллектив не очень большой — списочная численность немногим менее 150 человек. Текучки кадров практически нет: люди держатся за рабочие места.

Недавно своими силами отремонтировали бытовое помещение цеха теплоснабжения. Там оборудованы комнаты приема пищи, где мы обновили кухонную мебель и приобрели микроволновые печи. На добротном уровне — гардеробная и душевая. В свободное время в комнате отдыха можно почитать газету, посмотреть телевизор или поиграть с коллегами в настольные игры.

Сильна и материальная поддержка — коллективный договор предусматривает серьезные выплаты для работников в случае необходимости. Также предоставляем им в рассрочку пиломатериалы и делаем скидку на транспортные услуги. Если план за год выполняется, отмечаем это дополнительной премией.

В прошлом году возле управления завода заложен небольшой яблоневый сад. Но и до этого территория предприятия отличалась благоустроенностью. Так, несколько лет назад здесь появился небольшой скверик из вечнозеленых деревьев с бетонными боровиками. Всю эту красоту своими руками создали сотрудники завода. Такой уют никого не оставит равнодушным.

www.shpala.by

г. Борисов, ул. Сенная, 5

8 (0177) 78-28-62 (приемная)

Фото Сергея Пожоги

*На правах рекламы

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ