1200 90

Как вернуть деньги за некачественный товар? Поговорили со специалистом по защите прав потребителей

Экспертиза товаров, работ, услуг. Стоит ли ее бояться — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

5457bd0643531 image1Побеседуем о деньгах. Это все равно основная тема разговора, о чем бы ни шла речь. А начнем с конфликта, который неизбежно происходит, если с любовью купленная вами вещь вдруг ломается. Продавец, понятное дело, взять ее обратно не спешит. Ведь мы говорим о деньгах. И вот о том, как их вернуть, общаемся с председателем общественного объединения «Онлайн защита потребителя» Анной Шилько.

— Анна Борисовна, исходная ситуация обрисована. Человек приобрел товар, например смартфон. Новая вещь выходит из строя. Человек собирается вернуть ее обратно. И пока он не дошел до магазина, давайте вооружим его правами. Конфликт-то все равно неизбежен.

SHilko

— Продавцы не настроены конфликтовать по той простой причине, на которую вы указали. Для них как раз речь о деньгах не идет.

— Почему же?

— Все риски, связанные с возвратом бракованного товара, заложены в торговую надбавку. То есть пусть по копейке, но расплачиваются все остальные покупатели.

— Не могу с вами согласиться. Если бы конфликтов не было, все защитники прав потребителей остались бы без работы. Простите, но без денег.

— Хорошо, убедили. Человек приносит забарахливший смартфон обратно в магазин. Первое, что он должен знать: аппарат у него обязаны принять. Это даже не обсуждается и прописано в законе «О защите прав потребителей», статья 20. Идем дальше. Забрав телефон, продавец, если, конечно, он не намерен сразу же вернуть деньги, обязан провести проверку качества.

— За чей счет?

— Подождите, к деньгам мы еще вернемся. Так вот, забрав телефон, продавец заявляет, что будет проводить проверку качества. Это уже право работника торговли и также оговорено статьей 20. Второе, что должен знать наш человек: он имеет право присутствовать на такой проверке. Более того, взять с собой заинтересованное лицо.

— Например, адвоката?

— Кого угодно, но лучше специалиста, который разбирается в телефонах. Далее. Нашему человеку не возбраняется фиксировать все, что происходит в момент составления акта приема-передачи смартфона на проверку. Например, сфотографировать этот документ. Кстати, проверка качества проводится за счет продавца.

— Это прекрасно!

— Проверив товар, продавец может решить, что поломка возникла по вине самого потребителя. Наш человек с этим утверждением не согласен, возникает легкий спор, и тогда торговое заведение за свой счет отправит смартфон на экспертизу. И если сейчас выяснится, что у потребителя действительно кривые руки, оплачивать услуги эксперта придется ему.

08a7e2047dc4d28f1d4dca7ed5f44fdc e1601030979122— Ну вот, а начинали за здравие…

— Не расстраивайтесь. Беспристрастной бывает только Фемида, у нее на глазах повязка. А специалисты могут ошибаться. Результаты проверки всегда можно оспорить, и наш человек об этом должен знать. И потом, существует довольно деликатный момент — преимущество своего поля, выражаясь футбольным языком. Куда понесет смартфон продавец? К специалисту, в котором уверен. Ведь проверка качества или экспертиза стоит денег.

— То есть к своему человеку?

— Не так грубо. Просто мастер со стажем определит, стоит ли возиться с экспертизой, если налицо явный производственный брак и потребитель ни при чем.

— А если при чем?

— Не отвечая на ваш вопрос, перехожу к главному. Если заключение мастеров сервисного центра покупателя не устраивает, он уверен, что смартфон не ломал, в третьи шаловливые руки не отдавал, то может отнести предмет спора независимому эксперту. Опять же имеем преимущество своего поля. Опытный эксперт также в состоянии заранее оценить, в чем может заключаться поломка, точнее, по чьей вине произошла. Экспертиза, разумеется, платная. Деньги деньгами, но, поверьте, никто наживаться на проблемах потребителя не будет. Единственное, не задавайте специалисту много вопросов. Чем их больше, тем дороже услуги. Вопросы должны быть лаконичными. Например, является ли дефект производственным. Хотя это тоже не вариант. Мы же не знаем конкретной ситуации. Эксперт этого может и не определить. В идеале вопрос должен быть поставлен так, чтобы ответ звучал категорично: да или нет.

— Предположим, ответ эксперта нашего человека устраивает. Куда с ним?

— В суд, ваше дело правое. Выставляйте ответчику общий счет. Впрочем, в моей практике имелись случаи, когда до экспертизы не доходило. Правда, речь шла не о гаджетах, а о дверях. Тем не менее развитие ситуации было интересным.

— Наш читатель тоже любопытен.

— Экспертизы делятся на досудебные и те, необходимость проведения которых определяет суд. В 99,9 % случаев оплачивать последние поручается ответчику. А дело было так. Пожилая жительница деревни заказала новые двери. Объявления об их установке заезжая фирма расклеила на улице. За всё про всё пенсионерка уплатила 3 тыс. рублей — сумма немалая. Но, к расстройству заказчицы, двери установили кое-как. Пожилая женщина попыталась решить проблему миром, но фирма расставаться с деньгами не хотела. Мы подали исковое заявление в суд. А перед этим обратились к экспертам. Конечно, брак был очевиден и нас больше интересовала стоимость экспертного заключения. Смета составляла примерно 1 500 рублей. Уже не представляю, насколько хорошо знали свое дело установщики дверей, но юрисконсульт фирмы получал свою зарплату не зря. В Гражданском кодексе есть статья 221 «Назначение экспертизы судом». В нескольких словах суть в следующем. Если ответчик уклоняется от проведения экспертизы, суд вправе признать факт обстоятельства, для которого она предназначена, установленным. То есть если не хотите проводить экспертизу и платить за нее 1 500 рублей, значит, брак был. Поэтому фирма тут же заключила с пенсионеркой мировое соглашение и расторгла договор с возвратом средств. В противном случае кроме стоимости экспертизы по проигранному делу ей пришлось бы уплатить штраф в размере цены иска.

19525 1 e1601031166856— Анна Борисовна, резюмируйте сказанное.

— Итак, если нашему человеку отказывают в возврате денег за неисправный смартфон (в чем я, конечно, сомневаюсь), он вправе требовать проверки качества за счет продавца, попутно протоколируя для будущего суда все проводимые действия. Далее, если возникает конфликт интересов, потому что человек уверен, что телефон не ломал, к ситуации подключаются независимые эксперты, оплачиваемые уже страдающей стороной. Это дорого, но в результате победителю возвращается все. Под занавес нашей беседы приведу еще один случай.

— Про деньги?

— Естественно. В 2018 году потребитель приобрел ноутбук стоимостью 3 тыс. рублей. Гарантия составляла два года, и буквально за несколько недель до истечения этого срока аппарат сгорел. При проверке качества мастера сервисного центра заявили, что причиной ЧП послужила пролитая на клавиатуру жидкость. Иначе говоря, виноват сам владелец. Потребитель не согласился и отдал ноутбук на экспертизу. Уже здесь выяснилось, что имел место заводской дефект. Дело было выиграно.

 ***

Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь проанализировало обращения потребителей за первую половину нынешнего года.

Чаще всего граждане задавали вопросы:

  • о приобретении товаров ненадлежащего качества;
  • предоставлении ненадлежащей (недостоверной) информации о товарах, в том числе на сайтах интернет-магазинов;
  • невозможности возврата товаров, приобретенных во время проведения презентаций;
  • повышении интернет-продавцами цены на товар уже после подтверждения заказа на покупку и отказа от доставки его потребителям на условиях, указанных на сайте;
  • нарушении продавцами виртуальной сети возврата денег, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, за товар надлежащего и ненадлежащего качества;
  • навязывании расширенной гарантии при покупке технически сложных товаров.

В общем, полный букет.

Смотрите также:

Минский курьер. Обзор событий столицы с 21 по 27 сентябряМинский курьер. Обзор событий столицы с 21 по 27 сентября
telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Минчанин в несколько этапов похитил деньги с банковской карты друга

Вынесен приговор 19-летнему ранее неоднократно судимому горожанину, которого обвиняли в хищениях имущества путем модификации компьютерной информации, рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости» в прокуратуре Партизанского района.

карта
Фото pexels.com

Фигурант с приятелем отдыхал на ул. Зыбицкой. Под утро он поехал продолжать банкет к товарищу домой — тот проживает во 2-м пер. Багратиона. Когда захмелевший хозяин квартиры заснул, злоумышленник взял его мобильный телефон, ввел пароль, который ранее подсмотрел, и, используя интернет-банкинг, в несколько этапов перевел на свой счет 2 189 рублей. Факт хищения денег минчанин заметил не сразу.

Вечером товарищи снова встретились и отправились отдыхать в ночной клуб на пр. Независимости. После фигурант под предлогом вызова такси попросил у приятеля мобильный телефон и таким же способом перевел на свою карту еще 650 рублей.

Когда потерпевший обнаружил исчезновение денег со счета, он высказал претензию другу, но тот поначалу ни в чем не сознался. Тогда молодой человек обратился с заявлением в милицию. Правоохранители быстро вывели злоумышленника на чистую воду, в отношении него возбудили уголовное дело. Вину он признал, в содеянном раскаялся.

— Обвиняемый официально трудоустроен, трижды привлекался к уголовной ответственности за совершение имущественных преступлений, —прокомментировала старший помощник прокурора Партизанского района Александра Камко, выступавшая по этому уголовному делу государственным обвинителем. — Суд признал его виновным в хищении имущества путем модификации компьютерной информации, совершенном повторно, и на основании ч. 2 ст. 212 УК Республики Беларусь назначил наказание в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение отрытого типа на срок три года без лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью.

В соответствии с ч. 5, 6 ст. 72 УК Республики Беларусь, по совокупности преступлений, путем поглощения менее строгого наказания, назначенного по приговору суда Минского района от 16 сентября 2024 г., более строгим, назначенным по настоящему приговору, суд назначил окончательное наказание в виде трех лет ограничения свободы без направления в ИУОТ без лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью.

Кроме того, обвиняемый должен возместить потерпевшему причиненный преступлением имущественный ущерб в размере 2 839 рублей.

Приговор не вступил в силу, может быть обжалован и опротестован в установленном законом порядке.

Деликатная тема: пускают ли столичные заведения прохожих в свои уборные

Общественные туалеты — тема интимная, а иногда болезненная. Вход в некоторые стоит копейки или рубли, а где-то и за деньги не хотят пускать. Имеют ли право отказать в деликатной просьбе столичные заведения, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

— Вопросы доступа в туалеты, расположенные в объектах общественного питания, не регламентируются требованиями санитарных норм и правил. Это значит, что субъект вправе сам принимать решения, предоставить человеку, который проходит мимо, использование туалета, либо нет. У нас не прописано в законодательной базе, что объекты обязаны пускать всех подряд в свои туалеты, — отметил заместитель главного врача Минского городского центра гигиены и эпидемиологии Сергей Козыревич.

Однако зачастую продавцы и консультанты идут навстречу и разрешают воспользоваться уборной. Но не стоит расстраиваться в случае отказа — на улицах столицы есть общественные туалеты. Однако за посещение необходимо заплатить от одного рубля до двух с половиной. Проще всего найти уборную в большом торговом центре.

Подробности — в видео.

Вечерний Минск: цены на такси и общественные туалеты. Актуальные темы с 25 ноября по 1 декабряВечерний Минск: цены на такси и общественные туалеты. Актуальные темы с 25 ноября по 1 декабря