Как восстанавливали Верхний город, и какие сюрпризы поджидали строителей

Сегодня Верхний город жив, популярен у жителей и гостей столицы. Корреспондент агентства «Минск-Новости» предлагает вспомнить, как шло его восстановление. А поможет в этом Михаил Жих — человек, посвятивший большую часть лет профессиональной деятельности реконструкции и реставрации исторического центра Минска; один из руководителей восстановления Троицкого предместья и других районов старого города.

Михаил ЖихУже выросло поколение минчан, которые не помнят Верхний город другим, не таким, какой он сегодня. Между тем несколько десятилетий назад эта историческая часть столицы выглядела совсем иначе. Не было ратуши и концертного зала «Верхний город», гостиницы «Европа» и отеля «Монастырский», совсем другой была застройка ул. Зыбицкой, многие здания на которой напоминали руины…

Церковь Святого Духа

Сегодня здание неподалеку от ратуши — концертный зал «Верхний город». А прежде на этом месте была церковь Святого Духа — храм, который за время существования несколько раз перестраивался, кардинально меняя свой облик. В 1936 году его снесли. Во второй половине XX столетия на месте исторического объекта работал зверинец, был склад, размещался пивной павильон. В 2011-м церковь восстановили в архитектурных формах XVII века.

— Долгое время решался вопрос, что создать на месте храма, — вспоминает М. Жих. — Православная церковь отсылала во времена, когда здесь был Петро-Павловский собор в псевдорусском стиле с шатровой колокольней и пятью луковицами. Католики вспоминали более ранний период основания и строительства этого величественного униатского храма (1630-е годы) и объект, относящийся к их конфессии. Каждая сторона отстаивала свою позицию. Дебаты шли на уровне Совета Министров, комитета по религиям. В итоге правительство и руководство Мингорисполкома приняли решение: чтобы никого из верующих не обидеть, создать здесь объект культуры. Учитывая, что рядом музыкальная школа, родилась идея концертного зала, или так называемой детской филармонии.

Как отмечает собеседник, непросто далось решение, в каком облике воссоздавать здание, оно ведь радикально отличалось в разные времена. Изучали архивные материалы и данные археологических исследований. На их основе архитектор Сергей Багласов предложил восстановить первоначальный образ храма XVII века, запечатленный на старинных рисунках и литографиях. Но, к сожалению, без воссоздания фресок в нишах главного фасада, которые в свое время являлись воистину уникальным отличием храма как своеобразного иконостаса в экстерьере ренессанса. Когда определились с назначением объекта, проект разработали довольно быстро, ведь основные данные для этого уже имелись.

Концертный зал Верхний городА вот при самом строительстве возникли задачи повышенного уровня сложности.

— Дело в том, что непосредственно под этим местом, на глубине всего около 9 м, проходит линия метро. Значит, есть вибрация и другие динамические нагрузки, влияние которых на будущее здание требовалось нейтрализовать, — поясняет Михаил Иосифович.

С помощью специалистов научного предприятия «Акустика и специальные материалы», а также профессора Юрия Василевича была придумана специальная конструкция — система виброизоляторов на уровне фундаментов, своеобразная подушка из эластичного материала, которая гасит колебания.

— Непростым решением оказалось и воссоздание крестообразных сводов культового здания и их соединение с апсидой. Понятно, что в старом храме они возводились иначе, но сейчас конструкции надо было сделать в железобетоне, как требовали нормы противопожарной безопасности. А выполнить своды церкви в таком варианте было сложнее: у проектировщиков не оказалось опыта и методики расчетов подобных сооружений, — продолжает собеседник.  Нужного специалиста удалось найти в институте «Минскметропроект». С помощью талантливого конструктора Георгия Протасова запроектировали и своды, и конструкции, нейтрализующие нагрузку от метро.

С воссозданной церковью связан еще один интересный, но малоизвестный факт. Под нынешним зданием сохранились фрагменты исторического храма, и там можно провести целую экскурсию.

— Во время археологических раскопок нашли фундаменты XVII–XIX веков, крипту — место захоронения священников, камины, печи и каналы системы отопления, — перечисляет М. Жих. — Эти находки после усиления законсервировали и сохранили, включив в интерьер подземного уровня. Из вестибюля гардероба через небольшие окошки частично видны исторические раритеты, но обзору доступна лишь небольшая часть. На самом деле во время строительства сделали так, что можно зайти туда и пройти по всему внутреннему периметру древнего храма, осмотреть исторические ваяния. Предполагалось, что там будет организован экскурсионный маршрут хотя бы для небольших групп. Но пока это не осуществлено, — с сожалением говорит собеседник.

Монастырь базилианок

Он располагался в здании на нынешней ул. Энгельса, 1. Теперь здесь музыкальная школа. Именно с этого объекта началось восстановление Верхнего города.

музыкальная школа в верхнем городеМихаил Иосифович вспоминает: когда в 1989 году ремонтно-реставрационное управление принимало объект под реконструкцию с реставрацией, здание частично оставалось жилым, подвальные помещения использовались как складские, а часть площадей на втором этаже сдавалась в аренду. Состояние стен и сводов одного из немногих сохранившихся каменных зданий постройки начала XVII века было неудовлетворительным. Здесь понадобился весь опыт, приобретенный во время реконструкции Троицкого предместья в начале 1980-х, когда создали школы реставрации. Специалисты были подготовлены и с удовольствием работали на новом объекте.

В корпусе монастыря базилианок перекрытия и потолки сводчатого типа. Во многих местах они были разрушены, в подвале их пришлось воссоздавать заново. Здесь как раз и понадобилось мастерство вновь обученных каменщиков-реставраторов.

Когда в 2011 году рядом построили церковь Святого Духа, то ее соединили с музыкальной школой переходом-галереей, проходящей по второму уровню и имеющей проездную арку на первом уровне.

— Этот переход исторический, когда-то он связывал женский монастырь базилианок с церковью Святого Духа. Его воссоздали, — уточняет Михаил Иосифович. — И сейчас ученики могут из школы попасть в концертный зал «Верхний город», или детскую филармонию, как его изначально называли.

Бернардинский монастырь

Располагался на нынешней ул. Кирилла и Мефодия. До нашего времени сохранился основной монашеский корпус, в котором вплоть до конца 1860-х годов действовал монастырь. В дальнейшем — тюрьма, пожарная служба, военная комендатура… Все вспомогательные здания исторического комплекса в середине XX века больше напоминали руины.

— Когда в 2006-м мы приняли объект на баланс, он был в крайне неподобающем и непригодном для эксплуатации состоянии. Многие помещения на уровне первого и цокольного этажей оказались просто засыпаны, туда не было доступа. Их откапывали и раскрывали уже в процессе реконструкции, — вспоминает М. Жих.

Но, как и в случае с церковью Святого Духа, возник вопрос, что разместить в монастырском корпусе после его восстановления. Дебаты шли на всех уровнях, в том числе на самом высоком. Склонялись отдать здания православной церкви под духовно-образовательный центр и семинарию. Но была и другая точка зрения — здесь должны быть общедоступные объекты. Возникла идея гостиницы. Почему? Кельи монастыря — это жилые помещения. Но если не возрождать первоначальное назначение корпуса, то что другое, сходное по функции, можно предложить? Общежитие в историческом центре не создашь, обычный дом тоже — это противоречит детальному плану. А гостиница возможна и будет пользоваться спросом. В итоге было решено строить отель «Монастырский» с сопутствующими объектами.

Какие сюрпризы ожидали строителей на этом комплексе?

Близость реки и высокий уровень грунтовых вод продиктовали дополнительные технические решения. На ул. Зыбицкой выполняли водопонижение за счет прокладки ливневого коллектора. А фундаменты всех зданий и сооружений монастырского комплекса по периметру выкладывали бентонитовыми плитами, дающими дополнительную гидроизоляционную защиту.

Воспользовались и мастерством древних строителей-умельцев монастыря, которые искусно разместили в стенах каналы печного отопления и дымоходы. Конструкции хорошо сохранились — после дополнительных исследований было решено их задействовать.

— В эти кирпичные каналы закладывали металлические трубы и подключали к системе вентиляции. Такое решение спасло исторические интерьеры от переделок, что было очень важно, — поясняет М. Жих.

Еще одно удачное техническое решение применили для размещения в бывших кельях, а ныне гостиничных номерах, туалетов с душевыми. Чтобы визуально не уменьшить объем комнат, санузел не стали делать на всю высоту помещения, а понизили. Поэтому, когда заходишь в номер, он кажется единым, не ощущаешь, что здесь есть еще одно помещение.

В монастырском комплексе помимо гостиницы удалось разместить ресторан, конференц-зал, бильярдную, тренажерный зал, сауну и парикмахерскую, а также музеи: карет, конки, археологический.

Гостиный двор

Одна из доминант Верхнего города и знаковый объект — бывший Гостиный двор (площадь Свободы, 4, 6, 8).

Гостиный дворКомплекс, состоящий из зданий различных архитектурных эпох и времен постройки, сравнительно неплохо сохранился, но несущая способность основных конструкций и стен была ненадежной. Перед заказчиком и проектировщиками стояла задача повысить долговечность и обеспечить безопасную эксплуатацию зданий, при этом сохранив аутентичный вид Гостиного двора. Нормы же противопожарной безопасности требовали заменить деревянные перекрытия на железобетонные, что значительно повышало нагрузку на стены. Пришлось искать новые конструктивные решения. Внутри здания вдоль наружных стен добавили несущие металлические колоны, они и приняли на себя дополнительную нагрузку. А исторические своды разгрузили монолитными перекрытиями. При этом внешний облик зданий не изменился, а реставрация фасадов вернула им исторический вид.

Гостиный дворГостиный двор интересен и особенно ценен тем, что в нем максимально сохранены декор, лепнина, детали оформления лестниц, помещений (аутентичные карнизы, декоративные тяги, орнамент на стенах), аутентичная плитка на лестнице. На боковом фасаде на уровне второго этажа воссоздана наружная галерея.

Справочно

М. Жих с 1983 года работал главным инженером ремонтно-реставрационного управления, которое было создано для восстановления Троицкого предместья. С 2006 по 2019 год — главный инженер КУП «Минская спадчина». Недавно избран председателем Республиканского общественного объединения реставраторов. «Самое главное, — говорит Михаил Иосифович, — при изменении либо определении функции памятника архитектуры не ошибиться и максимально сохранить памятник, продлить его жизненный цикл, обеспечив при этом стабильную эксплуатацию».

Фото Павла Русака и из Интернета

Смотрите также:

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ