Почему после смены вывески в наших магазинах резко меняется стиль обслуживания покупателей?
Поводом для размышлений стал переход под крыло одной из крупных торговых сетей расположенного неподалеку от моего дома магазина. Раньше мне по наивности казалось, что смена вывески организации просто не может стать причиной изменения качества работы сотрудников. Ну разве можно представить, что токарь шестого, к примеру, разряда, перейдя с МАЗа на МТЗ, начнет потоком вытачивать бракованные детали? Да рука мастера, достигшего высот в своем деле, на такое просто не поднимется!
Визиты в магазин, однако, доказывают обратное. Так, покупать фрукты в овощном отделе, расположенном сразу возле входа, сегодня просто неприятно – ящики с откровенно гнилыми мандаринами абсолютно не привлекают. Недавно в Интернете волной прошли сообщения о закрытии Минторгом некоторых сетевых магазинов по итогам проверок. Жаль, что до этой сети и нашего конкретного магазина проверяющие, судя по всему, не дошли! Возможно, их визит подвиг бы работников прилавка на великий подвиг – перебрать гнилые фрукты хотя бы для того, чтобы придать им товарный вид. А так на что расчет? На то, что увидевшие акционную цену пожилые, не обладающие хорошим зрением люди, купят гнилье?
Ладно, у меня зрение пока нормальное, а ехать на рынок после работы утомительно и далековато. Поэтому, выбрав десяток относительно нормальных мандаринов, отправляюсь отстоять немалую очередь к весам. О, радость! Сегодня продавец есть и возле вторых весов этого отдела. Меняем направление! «Фрукты взвешивают вон там!» — цедит сквозь зубы девица, точно такие же мандарины для которой взвешивают «вот здесь». Что ж, извините, не знала, что в магазине нынче существуют отдельные весы для «своих» и для «чужих». Направляюсь в заданном направлении. Но, судя по всему, мысль я высказала достаточно звучно — продавец зовет меня обратно. Очень хочется думать, что превалирующим аргументом для немолодой работницы прилавка стала все же въевшаяся в плоть и кровь необходимость добросовестно выполнять свои обязанности, а не звучащие в моем голосе мечты о книге жалоб и предложений.
Еще более осязаемую форму эти мечты принимают в отделе, где продают сыры. Что не говорите, а поход по магазинам в день зарплаты так и подстрекает к транжирству, и я решаю побаловать семейство дорогим сыром – по 200 с лишним тысяч за килограмм. Правда, покупка более чем 150 граммов в мои планы не входит – разовую норму для членов семьи прекрасно знаю, равно как и то, что остаток, бережно хранимый друг для друга, в конечном итоге попадет в мусоропровод. Однако на витрине представлены куски посолиднее, поэтому прошу отрезать мне кусочек поменьше. «Я эти еле отрезала, потому что сыр мягкий! Больше нарезать не буду!» — категорически заявляет дремлющая за прилавком дама. Ну да, конечно, не режется… Почему же раньше прекрасно нарезался? Я ведь в этот магазин уже два десятилетия хожу – с момента его открытия. Ладно, сэкономим деньги, в конце концов, свежим драникам семья радуется не меньше, чем дорогим сырам.
Мимо колбасного отдела пролетаю мухой – боюсь, что визит сюда станет последней каплей, и поход в магазин все же завершится полновесной «статьей» в книге жалоб. Фокус в том, что здесь, как и в овощном, двое весов, а система обслуживания зависит исключительно от настроения продавца. Кому-то абсолютно нетрудно взвесить вам и вареную, и копченую колбаску. Ну а кто-то отправит в другую очередь — дескать, я только вареной колбасой заведую. И даже в том случае, когда второй продавец за прилавком отсутствует, а очередь состоит из двух-трех человек. К слову, столь «замечательные» перемены начались как раз после перехода торгового объекта под сетевое крыло. Такое ощущение, что всех его работников спешно отправили на какие-то специальные курсы, преподающие хамское и неуважительное отношение к покупателю.
Обидно! Тем более, что всего несколько лет назад, когда я готовила для газеты статью о соблюдении некоторых положений Правил торговли, в районной администрации порекомендовали наведаться именно в этот магазин, следующий всем требуемым нормам. Нынче же, поделившись своими наблюдениями с одним из руководителей, я услышала, что подобные метаморфозы для местной власти не новость. В чем же причина перемен? Видимо, рекламные плакаты, обещающие работникам прилавка заоблачные заработки, в реальности являются только рекламой, на деле же сетевики отнюдь не спешат повышать уровень благосостояния своих сотрудников, одновременно повышая требования к ним? Или девизом отдельных ритейлеров стала известная присказка «не обманешь – не продашь»? Но, помилуйте, каким обманом можно заставить покупателя трудоспособного возраста (хорошо видящего и хорошо обеспеченного) покупать неприглядные фрукты? Может, все же проще их перебрать? И разве можно уговорить клиента купить продуктов в два раза больше необходимого, всего лишь нарезая товар крупными кусками? Это же не гвозди! Да и те могут заржаветь от длительного хранения. А сыры-колбасы гораздо вкуснее свежие.
К сожалению, установить круглосуточный контроль над торговыми объектами нереально. Что ж, будем надеяться, что мои заметки попадут на глаза сотрудникам управления потребительского рынка Мингорисполкома или Минторга, санитарным врачам – словом, всем тем, кто сегодня активно помогает торговле убирать с прилавков гнилые фрукты и учит продавцов нарезать сыр по просьбе покупателей. Адрес магазина подскажу, какие проблемы?