Как защитить свои права, приобретая товары в интернет-магазинах? Рекомендации юриста
День юриста в Беларуси отмечается в первое воскресенье декабря. Хороший повод, чтобы вспомнить о правах потребителей и юридической защите их интересов. Корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовал с заместителем председателя правления общественного объединения «Региональное общество защиты потребителей» Евгением Широким.
— Какие наиболее распространенные проблемы и вопросы заставляют граждан обращаться в общественные объединения потребителей?
— В настоящее время можно однозначно отметить повышение правовой грамотности как среди населения, так и со стороны бизнеса, — подчеркнул Е. Широкий. — Несмотря на существующие правовые механизмы, потребители по-прежнему сталкиваются с рядом нарушений их прав. Самой распространенной проблемой на сегодняшний день является реализация товаров ненадлежащего качества. Речь идет о производственных дефектах, несоответствии заявленным характеристикам. Особенно актуальна эта проблема в отношении бытовой техники и всех технически сложных товаров.
По словам эксперта, продавцы нередко отказываются выполнять взятые на себя гарантийные обязательства, затягивают сроки безвозмездного устранения недостатков или вовсе игнорируют обращения потребителей.
— С какими нетипичными жалобами приходится сталкиваться?
— С обращениями в связи с некачественным оказанием ветеринарных услуг. Раньше это были единичные случаи, но, увы, наметилась тенденция к их росту. При этом обращения граждан выходят за рамки стандартных вопросов, требуя индивидуального подхода, привлечения профильных специалистов и глубокого анализа законодательства, — отметил Е. Широкий.
Также он сделал акцент на том, что в условиях современного города и сопутствующих стрессовых ситуаций домашние животные — это не только члены семьи, но и важный элемент эмоциональной поддержки. Поэтому нарушения в сфере оказания ветеринарных услуг приводят к достаточно негативным последствиям, травмирующим психику владельцев. Есть общемировая статистика, указывающая, что свыше 85 % хозяев домашних животных испытывают все симптомы глубокого горя после смерти их любимца. А для 12 % людей такая утрата представляет собой одно из самых трагических событий в жизни.
— Наиболее распространенным нарушением со стороны ветеринарных клиник является неправильная диагностика и уже, как следствие, лечение, — подчеркнул Е. Широкий. — Отдельно стоит отметить навязывание ненужных процедур. Владельцам домашних животных предлагаются дополнительные услуги, которые не являются необходимыми, что повышает стоимость лечения без видимого результата.
— Вернемся к нарушениям в области торговли. Развитие ее интернет-сегмента как-то повлияло на характер нарушений прав потребителей?
— Действительно, в настоящее время наблюдается стремительный рост доли онлайн-покупок, что обусловлено удобством, доступностью и широким ассортиментом товаров. Вместе с тем традиционные механизмы взаимодействия с продавцами теряют свою эффективность. Общение происходит дистанционно, потребитель не видит товар вживую, всецело доверяясь картинкам на мониторе. Поэтому среди наиболее распространенных нарушений можно выделить предоставление недостоверной информации, отправку продукции, не соответствующей описанию, продажу товаров ненадлежащего качества и, как следствие, отказ в возврате денежных средств или замене товара, — отметил заместитель председателя правления общественного объединения «Региональное общество защиты потребителей». — Однако законодательство о защите прав потребителей и на интернет-торговлю распространяется в полном объеме. Если вам реализован некачественный товар, то имеете право по своему выбору заявить одно из требований, предусмотренных п. 1 и 3 ст. 20 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей». Это замена на товар надлежащего качества, соразмерное уменьшение покупной цены, незамедлительное и безвозмездное устранение недостатков или возмещение расходов, если вы устранили недостатки за собственный счет. Вы также правомочны потребовать компенсацию понесенного морального вреда, возмещения убытков и стоимости экспертизы, если она проводилась.
— Покупатель приобретает товар в интернет-магазине. Как выставить претензию?
— Если заказанный товар имеет дефекты или не соответствует заказанному, то порядок действий следующий. Первое: необходимо письменно обратиться к продавцу, для чего составляем претензию, где заявляем свои требования. По тексту претензии необходимо указать, какой товар и когда приобретался, за какую стоимость, в том числе назвать артикул товара, если он имеется. Второе: претензию необходимо отправить заказным письмом с уведомлением о вручении на юридический адрес продавца. Квитанцию об отправлении обязательно нужно сохранить, а также сохранить у себя копию направленной претензии. Третье: ждем ответ. В зависимости от заявленного требования у интернет-магазина есть от 7 до 14 дней для его удовлетворения. Четвертое и последнее: если ответ продавца вас не устроил, обращайтесь за правовой защитой. Ее оказывают как местные органы государственной власти, так и общественные объединения. Свои права потребителя можно отстаивать и в суде, — подвел итоги Е. Широкий.
Фото ОО «РОЗП»
Читайте также:
- Кто прав, кто виноват. Минчанка смогла обменять сломавшийся телевизор, срок гарантии на который истек
- Покупали «коробку с сюрпризом», а получили «кота в мешке». МАРТ начал проверку недобросовестной фирмы
- Предприятие отказало минчанину в проведении гарантийного ремонта мотоцикла. Разбираемся почему
Смотрите также: