Антикризис и романтика на примере завода «Штадлер Минск»

Руководство концерна Stadler Rail Group пригласило журналистов различных СМИ на свой самый современный завод – «Штадлер Минск».

Представителям СМИ показали, как работает производство электропоездов в непростые экономические времена. Руководители ответили на вопросы, коих у пишущей, радийной и телевизионной братии накопилось немало: от сегодняшней загрузки предприятия и перспектив развития до прогнозов по поводу окончания очередного мирового экономического кризиса.

IMG_6909_1 copy

Президент компании Stadler Rail Group Петер Шпулер в ходе обширной презентации рассказал журналистам о деятельности концерна. Филиалы компании располагаются по всему миру – в Швейцарии, Германии, Испании, Польше, Венгрии, Чехии, Италии, Австрии, Голландии, Беларуси, Алжире, Австралии и США. Минский завод, а также чешский и польский относятся к дивизиону Центральной Европы (всего дивизионов шесть). На предприятиях концерна трудятся 7 тыс. человек. Оборот средств в 2015 году составил 2,2 млрд швейцарских франков.

IMG_6935_1 copy

IMG_7009_1 copy

Корпорация предлагает широкий ассортимент продукции в сфере городского и железнодорожного транспорта, за исключением высокоскоростных поездов (скорость более 250 км/ч) и грузовых вагонов.

IMG_7005_1 copy

Лидер продаж – состав FLIRT – был поставлен в 17 стран, в том числе в Беларусь, в количестве более 1.200 единиц. Поезд KISS также пользуется спросом. Он был поставлен в 6 стран в количестве более 200 единиц.

Выпускает концерн и составы для метрополитена. Например, их использует берлинская подземка.

Мы с удовольствием собирали бы на заводе в Фаниполе такие поезда и для Минского метрополитена, – отметил Петер Шпулер.

Что касается трамваев, то их компания производит три вида. Одна из последних инновационных разработок – трамвай «Метелица» для стран СНГ (для широкой колеи). Уже полгода новинка, рожденная в Минске, проходит испытания в Москве и Самаре.

В 2016 году компания Stadler Rail Group станет частью исторического события: 1–5 июня состоится официальное открытие Готтардского базисного тоннеля – самого длинного железнодорожного тоннеля в мире. По нему с 2019 года новые подвижные составы Giruno производства концерна «Штадлер» будут осуществлять пассажирские перевозки в рекордные сроки по маршруту Цюрих – Милан, а впоследствии Франкфурт – Милан.

IMG_7477_1 copy

IMG_7272_1 copy

Президент Stadler Rail Group разъяснил ситуацию, которая сложилась с крупным заказом российской компании «Аэроэкспресс». По его словам, изначально «Аэроэкспресс» заказал 25 двухэтажных поездов.

Сам контракт составлен в евро. В декабре 2014 года наш клиент обратился к нам и сообщил, что ему будет проблематично оплатить этот заказ по экономическим причинам, поскольку в результате обвала рубля наши поезда для них стали в два раза дороже, – пояснил Петер Шпулер.

На протяжении года компания вела активные переговоры с «Аэроэкспрессом», кредитующими банками, а также компанией, страхующей риски, и в итоге стороны пришли к тому, что 11 электропоездов все же будут переданы «Аэроэкспрессу».

Мы уже получили первые большие платежи. У нас есть также страхование экспортных рисков по этому контракту, – уточнил Петер Шпулер. – Швейцарская компания, страхующая риски, удвоила срок выплаты кредита, который в итоге составляет более 20 лет. Это привело к тому, что ежегодная финансовая нагрузка для «Аэроэкспресса» теперь приемлема.

Поставить 11 поездов российскому «Аэроэкспрессу» планируется в текущем году.

Оставшуюся часть заказа «Штадлер Минск» планирует продать в Азербайджан, а также другие страны СНГ.

IMG_7084_1 copy

Что касается ситуации на заводе «Штадлер Минск», то в силу кризиса, который сейчас коснулся бывших советских республик, в настоящее время технические мощности завода «Штадлер Минск» загружены на 30–40 %. Вместо 1.000 сотрудников задействованы 600. Причины такого положения дел – низкие цены на сырье, слабость российского рубля, экономические санкции, которые исходят от США и ЕС в отношении России.

Мы убеждены, что в этом году сможем заполнить мощности. Мы принимаем серьезные усилия, чтобы интенсифицировать наши продажи на рынках. Также на данный момент идут интенсивные переговоры по поводу того, чтобы отдельные заказы перенести с других предприятий концерна на завод в Фаниполе, – сообщил Петер Шпулер.

IMG_7142_1 copy

В настоящий момент на предприятии также подготовлен заказ на два поезда FLIRT для Белорусской железной дороги. Ранее БЖД уже купила у Stadler 16 поездов FLIRT, но они были произведены в Польше и Швейцарии. Новый заказ планируется отгрузить предстоящей весной.

Швейцарская компания продолжит инвестировать в завод. В 2016 году планирует вложить 4–5 млн евро в проект по механической обработке алюминиевых профилей. Средства будут направлены как на закупку оборудования, так и на обучение специалистов.

Все это свидетельствует о том, что компания уверена в будущем минского подразделения: отсюда будет осуществляться поставка продукции на рынки соседних государств.

Экономические кризисы должны миновать, и рынки на востоке снова расцветут, – уверен Петер Шпулер. Он подчеркнул, что компания всегда получала поддержку со стороны как правительства Беларуси, так и местных властей.

IMG_7185_1 copy

Высокую оценку дал Петер Шпулер и уровню образования и квалификации сотрудников завода «Штадлер Минск». Он уточнил, что в предыдущие кризисные периоды компании удавалось избегать массовых сокращений или закрытия заводов.

Компания надеется на тесное сотрудничество с холдингом «Белкоммунмаш». В свое время Президент Беларуси Александр Лукашенко поручил правительству и руководству компании «Штадлер Минск» разработать концепцию развития «Белкоммунмаша».

Мы начинали с совместного предприятия между «Белкоммунмашем» и «Штадлером», но экономическая ситуация привела нас к тому, что мы ликвидировали это СП. Это было в том числе и желание правительства, – пояснил Петер Шпулер. – Но мы верим, что в будущем у нас будут тесные связи с «Белкоммунмашем». Мы будем оказывать поддержку в плане освоения рынков, и «Белкоммунмаш» выступит субпоставщиком для производства в Фаниполе.

IMG_6984_1 copy

Журналистов интересовали не только экономические вопросы:

– Герр Шпулер, вы романтик? Вы влияете на название ваших поездов? Ваш лидер продаж называется FLIRT. Такая популярность связана со швейцарским качеством или название тоже здесь сыграло свою роль?

Немножко романтики в производстве поездов не помешает, – с улыбкой заметил Петер Шпулер. – Первым составом, который мы разработали, был сочлененный поезд. Даже для технарей название «поезд сочлененного типа» звучит ужасно. Вот и думали, какое имя ему дать, чтобы оно было привлекательным. FLIRT на самом деле это аббревиатура от Fast Light Innovative Regional Train, что расшифровывается как «быстрый, легкий, современный региональный моторвагонный подвижной состав». А KISS Komfortabler Innovativer Spurtstarker SBahnZug, то есть комфортабельный современный скорый городской подвижной состав.

IMG_6959_1 copy

Президент корпорации представил СМИ и нового директора «Штадлер Минск» Филиппа Бруннера. Выпускник известного швейцарского университета в Санкт-Галлене по специальности «экономика и организация производства» возглавил предприятие с 2016 года. До своего прихода в 2010 году в компанию Stadler Филипп Бруннер получил опыт работы в банке UBS и компании Carlsberg. Его деятельность в Stadler способствовала успешному выходу компании на рынки различных стран. С 2013-го он развивал «Штадлер Минск» в качестве оперативного управляющего.

В компании Филиппа Бруннера мы и отправляемся на экскурсию по заводу, которому скоро исполнится три года.

Директор хорошо говорит по-русски, переводчик нам не потребовался. Язык учил здесь, как говорится, без отрыва от производства.

IMG_6842_1 copy

«Штадлер Минск» – образец предприятия XXI века. Компактный завод, оснащенный новейшим оборудованием и укомплектованный высококвалифицированными кадрами. Качество выпущенной продукции, по заверениям руководства компании, соответствует швейцарским требованиям. Неудивительно, ведь завод в Фаниполе – самый современный среди предприятий корпорации Stadler.

Под одной крышей – все четыре производственных цеха. Начинаем со сварочного.

IMG_7010_1 copy

IMG_7027_1 copy

IMG_7040_1 copy

IMG_7044_1 copy

Здесь ведется сварка кузовов, а в будущем добавится и сварка более мелких элементов, – поясняет Филипп Бруннер.

IMG_7064_1 copy

После проверки качества и тщательных замеров кузов перемещается в красочный цех, сначала на обработку в дробеструйную камеру – самую большую на предприятиях группы «Штадлер». Ведь в Фаниполе производятся самые большие в мире поезда концерна для ширококолейных железных дорог стран СНГ. В этом цеху – три красочные камеры, где происходят грунтовка, шпатлевка и нанесение нескольких слоев краски.

IMG_7121_1 copy

Например, на вагоны двухэтажного аэроэкспресса наносится 12 слоев краски. Это две-три недели работы.

Краску в зависимости от проекта поставляют как немецкие и швейцарские, так и белорусские производители.

IMG_7081_1 copy

IMG_7096_1 copy

IMG_7106_1 copy

Между цехами сварки и красочным так называемый отдел логистики. Здесь с помощью специального механизма поднимают вверх и перемещают 12-тонные кузова!

IMG_7215_1 copy

В ходе экскурсии журналисты продолжают засыпать вопросами директора завода: какова средняя зарплата на предприятии? Есть ли соцпакет? Как обстоят дела с трудовой дисциплиной? По словам Филиппа Бруннера, зарплата на «Штадлер Минск» выше, чем средняя по стране. Соцпакет включает различные выплаты в случае смерти близких, свадьбы сотрудника или рождения у него детей. Предприятие частично оплачивает работникам обеды.

IMG_7175_1 copy

IMG_7163_1 copy

Директор завода поясняет, что сегодня технические возможности завода используются на 30–40 %:

Это не означает, что у нас 60–70 % работников не заняты или переведены на 2/3 оклада. Сегодня заняты от 80 до 90 % сотрудников. Тем, кто оказался сейчас не задействован в тех или иных проектах, предлагается временно, на 3–4 месяца, поехать трудиться на другие заводы корпорации. Например, 65 работников отправятся в Польшу.

Таким образом мы сохраняем рабочие места, позволяем людям заработать и повысить свою квалификацию. Такой антикризисный план выгоден и компании, и работникам.

IMG_7118_1 copy

IMG_7136_1 copy

IMG_7188_1 copy

IMG_7261_1 copy

В настоящее время в работе восемь поездов: 6 двухэтажных для Москвы и Азербайджана и 2 семивагонных FLIRT Intercity – для Белорусской железной дороги.

На изготовление одного поезда уходит 4–5 месяцев. У БЖД есть проекты по будущей электрификации других участков в направлении Бреста, литовской границы, на которые также могут прийти поезда «Штадлера».

Заказов на вагоны метро пока нет, но есть технический концепт, который мы сделали специально для белорусского метрополитена, и мы готовы в любое время начать переговоры, – отмечает Филипп Бруннер.

IMG_7184_1 copy

В сборочном цехе журналистов встречает заместитель директора по производству – начальник сборочного цеха Владимир Русак.

IMG_7206_1 copy

Стараемся поддерживать высокое швейцарское качество, – отмечает Владимир Русак. – Проверку качества производят не только наши сотрудники, но и швейцарские коллеги. Они отмечают, что мы вышли на такое же качество, как и они.

IMG_7227_1 copy

IMG_7261_1 copy

IMG_7185_1 copy

В сборочном цехе работают 104 человека, в том числе одна женщина-монтажница. 30 % слесарей-монтажников, работающих с электрикой, – специалисты с высшим радиотехнических образованием. Средний возраст работников 30–35 лет.

– Молодой амбициозный коллектив, да я и сам молодой, как вы видите, – с улыбкой отмечает Владимир Русак. Он, как и 130 других работников, прошел обучение в Швейцарии:

Швейцарцы относятся к производству и качеству щепетильно. Никогда не оставляют рабочее место неубранным. Очень высокий самоконтроль. Такой подход к работе перенесли и в наш цех. Я говорю своим сотрудникам: это мы создаем продукт, мы в ответе за качество, а не кто-то другой.

IMG_7424_1 copy

Завершаем экскурсию в цехе запуска. Останавливаемся возле двух сверкающих свежей краской поездов.

IMG_7370_1 copy

IMG_7365_1 copy

IMG_7209_1 copy

Двухэтажный серый красавец с красной полосой на кабине поедет в Азербайджан.

IMG_7344_1 copy

IMG_7468_1 copy

А этот состав с зеленой «гривой» будет курсировать по БЖД. Он свяжет Минск с Гомелем, сделав поездку для пассажиров более комфортной и короткой. Предусмотрено в нем и бистро.

IMG_7224_1 copy

Наша цель – стать самым лучшим заводом в группе Stadler, – подчеркивает Филипп Бруннер.

Директору «Штадлер Минск» доводилось работать и в Индии, и в Алжире. Говорит, что в Беларуси ему нравится:

По культуре мы с белорусами близки. Нам здесь удобно и приятно работать. Сотрудники на нашем заводе аккуратные, дисциплинированные. А главное, хотят и умеют работать.

IMG_7245_1 copy

IMG_7343_1 copy

IMG_7442_1 copy

Фото Сергея Пожоги

Самое читаемое