Какие инновационные сервисы появились в БГУ и что еще планируют внедрить в вузе?

В Беларуси разрабатывается концепция цифровой трансформации образования. Чтобы детские сады, школы и вузы шагали в ногу со временем, в их работу постепенно внедрят инновационные сервисы. Мультибордами, планшетами и ученическими смарт-картами уже никого не удивишь. На очереди создание «облачных классов», применение технологии дополненной реальности, развитие дистанционного образования.

Главный вуз страны наметил собственную цифровую дорожку — разработал стратегию цифровой трансформации БГУ. О том, какие новшества уже появились и что еще предполагают изменить в вузе, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал председатель совета по цифровой трансформации БГУ, заведующий кафедрой телекоммуникаций и информационных технологий факультета радиофизики и компьютерных технологий БГУ Юрий Воротницкий.

Студенческий билет нового поколения

С сентября нынешнего года около 5 000 первокурсников и магистрантов БГУ приходят на лекции с электронным студенческим билетом, совмещенным с банковской платежной картой. Смарт-документ обеспечивает пропуск на территорию вуза и обслуживание в университетской библиотеке. Им также можно расплачиваться в магазинах, приобретать товары в Интернете на белорусских и зарубежных сайтах. Для студентов практично, для вуза приличная экономия средств. По словам Ю. Воротницкого, БГУ сбережет таким образом более 40 000 рублей в год.

Прежде студенческие билеты изготавливал сам университет и выдавал студентам бесплатно. Сегодня это делает банк-партнер. Независимо от формы обучения — платной или бюджетной, многофункциональные карты получают все ребята, — пояснил собеседник.

Электронная зачетная книжка

В БГУ планируют отказаться от привычных бумажных зачеток, что позволит вузу сэкономить еще порядка 40 000 рублей в год.

— Уже более 5 лет все студенты пользуются личным электронным кабинетом, где можно ознакомиться с оценками и результатами работ. В автоматизированную информационную систему (АИС) эти данные вносит деканат, — поделился Ю. Воротницкий.

Он отметил, что были попытки выполнить мошеннические действия в АИС. Для горе-хакеров они закончились печально, вплоть до уголовного наказания.

Но информация, которая хранится в базах данных системы, надежно защищена. Любые ее изменения автоматически отслеживаются, — заверил Ю. Воротницкий.

Личный выбор каждого

Реализация концепции цифровой трансформации БГУ затронет вопросы индивидуальной подготовки студентов.

Мы пытаемся загнать ребят в жесткие рамки сроков получения образования — 4 года: все дисциплины должны быть усвоены в течение определенного семестра. Но у каждого свой темп обучения. Мы предлагаем не отчислять студента, если он неудовлетворительно сдал одну-две дисциплины, а разрешить ему повторно пройти курс, — пояснил Ю. Воротницкий.

В перспективе планируется, что у студентов БГУ будет больше возможностей самостоятельно выбирать дисциплины, которые они хотели бы изучать дополнительно помимо обязательных по специальности. Для этого создадут электронную систему онлайн-записи на курсы.

Кроме того, как заметил собеседник, неплохо было бы даже в рамках одной дисциплины дать возможность молодому человеку самому решать, какую тему изучить более глубоко, с какой только ознакомиться.

Антиплагиат

В БГУ планируют проверять все письменные работы студентов на уникальность. Речь идет не только о дипломных проектах, но и о рефератах, курсовых, об эссе.

Для этого необходимо, чтобы результаты научных и творческих трудов молодые люди предоставляли в электронном виде. На сегодня некоторые кафедры в таком формате уже работают. Думаю, в перспективе так будут делать и остальные, — сказал Юрий Иосифович.

Пока же проверку на уникальность проходят лишь дипломные проекты студентов.

Используется система «Антиплагиат». Работы прогоняют не только по Всемирной паутине, но и по базе данных Национальной библиотеки Беларуси и нашим электронным хранилищам дипломных проектов прошлых лет. Пока отношение к плагиату у вуза скорее либеральное. Если выявляют случаи литературного воровства, диплом возвращают на доработку, студента не допускают к защите. В вузах Западной Европы к нарушителям применяют, как правило, более жесткое наказание — отчисляют, — отметил собеседник.

Центр открытого образования

Через 10-15 лет число университетов в мире может сократиться в десятки раз. Классическим вузовским лекциям создают серьезную конкуренцию онлайн-курсы системы открытого образования. В 2017 г. в нее были вовлечены более 80 млн слушателей. Это те, кто предпочитает не посещать пары, а дистанционно изучать дисциплины, которые есть в открытом доступе. Сегодня таких курсов более 10 000, их предлагают более 700 университетов мира.

Когда возникает необходимость быстро получить знания в той или иной области, чаще всего человек не идет на очные занятия. Он обращается к обучающим ресурсам, что размещены в Интернете в системах открытого образования. Если мы хотим остаться на плаву, надо всерьез думать о создании собственной такой платформы. Сейчас БГУ над этим работает, — подчеркнул Ю. Воротницкий.

Виртуальный помощник для преподавателей

Личные электронные кабинеты есть не только у студентов, но и у преподавателей, которые могут благодаря сервису составлять в онлайн-режиме индивидуальный план работы. В нем автоматически отображается нагрузка наставника — количество лекционных, практических, семинарских, лабораторных и других часов. Пользователю остается лишь дополнить план сведениями о научной, общественной и воспитательной работе.

В этом году по данным в электронном отчете каждого преподавателя будут автоматически рассчитываться повышение тарифного оклада, выплата премии за высокие показатели в рейтинге профессорско-преподавательского состава. Такая система материального стимулирования прозрачна и объективна. Кураторы групп смогут в будущем использовать личный кабинет для ведения цифрового журнала: он будет дублировать бумажный аналог, т. е. содержать данные о студентах, проводимых мероприятиях. Кроме того, этот электронный документ станет средством коммуникации между ребятами и преподавателем. Студент сможет зайти в личный кабинет, задать вопрос, который отобразится в журнале куратора, — пояснил Ю. Воротницкий.

Фото Тамары Хамицевич и из Интернета

ТОП-3 О МИНСКЕ