В период пандемии полеты в другие страны стали менее доступными, однако Национальный аэропорт работает в прежнем режиме и ежедневно принимает сотни пассажиров. Какие меры по предупреждению распространения коронавируса предпринимают там, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».
Десятки людей с чемоданами и сумками и с обязательными атрибутами последних нескольких месяцев на лицах — защитными масками… Жизнь в здании аэропорта не затухает даже в такое сложное время. Но разметка на полу и антисептики, защитные экраны и регулярная дезинфекция всех поверхностей напоминают, что ослаблять меры по защите от заболевания пока рано. В Национальном аэропорту подтвердили: к второй волне подготовились более тщательно.
— Первая волна научила нас работать в сложившихся условиях. Мы закупили больше рециркуляторов, локтевых и ручных дезинфекторов. Если в начале распространения COVID-19 в нашей стране мы только учились этому, то сейчас «воюем» в полную силу. На практике мы увидели, что эти меры приносят пользу: несмотря на высокие показатели заболеваемости по стране, могу сказать, что на нашем предприятии они ниже, чем были весной, — подчеркивает начальник участка содержания аэровокзального комплекса РУП «Национальный аэропорт Минск» Александр Пилипчук.
Измерение температуры сотрудникам — каждые два часа
Безопасность в аэропорту начинается сразу у входа — коврики у двери пропитываются дезсредством. Кроме того, ежедневно специальными растворами обрабатывают и все поверхности.
— Пол аэровокзала и остальные поверхности, к которым прикасаются люди (поручни, дверные ручки, перила, сиденья), обрабатывают три раза в сутки специальными дезинфицирующими средствами, рекомендованными Министерством здравоохранения. Конечно, есть ситуации, когда мы обрабатываем чаще, — при выявлении случаев заражения коронавирусом. Тогда помещение дезинфицируется полностью, включая потолок, стены и всё, до чего мог дотронуться человек, — рассказывают в Национальном аэропорту. — Обязательно подвергаются обработке и гардеробы, комнаты приема пищи и другие помещения, где находятся сотрудники.
Работники участка содержания аэровокзального комплекса также проводят уборку воздушных судов иностранных авиакомпаний. Там применяются растворы, согласованные с каждой компанией индивидуально. В том числе в нашем аэропорту используют и передовые средства, которые, по словам производителя, гарантируют до девяти дней дезинфекции.
— Одним из условий того, что самолеты зарубежных авиакомпаний будут летать к нам, было то, что обработку мы будем проводить сертифицированными растворами. Они, кстати, считаются щадящими к любым материалам — коже, текстилю, металлу.
Особое внимание и к здоровью работников аэропорта, ведь они находятся в зоне повышенной опасности. С самого начала пандемии по приезде сотрудникам измеряют температуру, показания которой записывают в журнал учета. Очередная волна внесла свои коррективы: измерения теперь проводят каждые два часа, чтобы выявлять больных максимально быстро.
— В комнатах, где регулярно находятся сотрудники, обязательно установлены рециркуляторы воздуха. Они полностью безопасны и могут работать в присутствии людей, животных и растений. Прибор пропускает через себя воздушные потоки, кварцует их и, как уверяет производитель, уничтожает 99,9 % бактерий, — комментирует А. Пилипчук.
Раньше около 600 л дезсредства хватало на 2–3 месяца, сейчас — месяц-полтора
На особом контроле у каждого работника аэропорта — слежение за соблюдением масочного режима. Если в первую волну ношение масок было только рекомендацией, то сейчас это обязательное правило.
— Приказ по предприятию о введении обязательного масочного режима у нас прошел еще до постановления Мингорисполкома о таких же мерах по Минску. Мы были готовы к этому, еще тогда включалось звуковое оповещение о том, что люди без маски допускаться на регистрацию на рейс не будут, — рассказывает начальник участка содержания аэровокзального комплекса РУП «Национальный аэропорт Минск». — Встретить человека без маски сейчас сложно, некоторые даже носят перчатки. Надо отметить, что люди стали более сознательными, чем при первой волне.
Тем, кому в пандемию все-таки удалось слетать на отдых или по делам, наверняка видели наклейки или картонные клипсы на креслах, рекомендующие выдерживать дистанцию через одно сиденье.
— Это наше маленькое ноу-хау. Самое главное, что наши пассажиры к этому прислушиваются.
К социальному дистанцированию призывают и разметки на полу, и защитные экраны, установленные с начала пандемии.
Чтобы обеспечить максимальную безопасность пассажиров, по всему аэровокзалу также установлены санитайзеры с антисептиками.
— Сейчас в здании их 127 штук. Но мы не так давно получили дополнительную партию, поэтому в ближайшее время их станет более 150. При прохождении предполетных процедур в поле зрения пассажира попадет как минимум 5–10 санитайзеров. Средство быстро сохнет — достаточно 30 секунд. При этом, по словам производителя, действует до трех часов, — поясняет собеседник.
В аэропорту рассказали и то, что санитайзерами при второй волне люди стали пользоваться чаще. Если раньше около 600 л дезсредства хватало на 2–3 месяца, то сейчас этот объем «уходит» за месяц-полтора. В местах большого скопления людей менять емкость иногда приходится по 2–3 раза в сутки.
В комнату матери и ребенка теперь только с тестом на COVID-19
Кроме общей зоны контроль во время второй волны усилили и в помещениях временного проживания. Так, попасть в комнату матери и ребенка теперь можно только с отрицательным тестом на коронавирус, а не только после замера температуры.
Сделать его можно в лаборатории, которая располагается в здании аэропорта. Результат будет готов в течение 15 минут.
— Здесь тоже установлен рециркулятор воздуха. Он в течение часа-двух делает помещение полностью безопасным. Можно увидеть, что устройство работает непрерывно уже 4 330 часов с момента установки. После 9 тыс. нужно проводить замену кварцевых ламп.
Когда пассажиры выселяются из комнаты, туда помещается переносной рециркулятор воздуха. Он также безопасен и быстро обеззараживает воздух, подготавливая его к заселению следующих гостей.
Еще одно место, для которого действуют усиленные меры безопасности, — детская площадка. Сейчас она, как и в первую волну, закрыта из-за снижения пассажиропотока и того, что детей сложнее оградить от заболевания и призвать выполнять все правила.
— В период между первой и второй волной она открывалась, и тогда ее дезинфицировали при помощи кварцевого облучателя. Обработку проводили ночью, когда пассажиров нет. Чтобы на площадку никто не попал, территорию огораживали. Прибор обеззараживает все поверхности за пару часов, — комментируют в аэропорту.
В столичном аэропорту выражают надежду на то, что когда-нибудь появится мощнейший рециркулятор, который сможет охватывать весь аэровокзал. А пока принимают все возможные меры в борьбе с вирусов и подчеркивают — здание воздушной гавани смело можно назвать одним из самых безопасных мест в стране.
Фото Павла Русака