Какие наши годы: Молодежный театр открыл музей своей истории

В Белорусском государственном молодежном театре начал работать музей. Примечательно, что пополнить его экспозицию могут почитатели сценического искусства.

Как передает корреспондент агентства «Минск-Новости», речь идет обо всех, кто помнит, с чего начиналась «Молодежка», и кто готов пожертвовать музею ее истории сохранившиеся с тех времен билеты, афиши, программки.

Сегодня это единственный в Минске театр, который начинается не с классической вешалки. «На 20 квадратных метрах – музей?» – скептически хмыкнет кто-то. Да. Музей. Дерзкий, талантливый, претенциозный – о своем характере и свойственном молодежи бунтарстве этот театр заявил уже первой премьерой. 30 лет назад, без имени, без своего зрителя, без оглядки на авторитетную классику здесь замахнулись на постановку документальной повести «У войны не женское лицо» неизвестной тогда Светланы Алексиевич. Спектакль «Эти непонятные старые люди» ставил в то время главный режиссер Молодежного театра Григорий Боровик. Сегодня та самая первая афиша и театральная программка с поздравлениями и пожеланиями новорожденной Молодежке от ныне лауреата Нобелевской премии Алексиевич стали настоящими жемчужинами в экспозиции музея истории театра.

Сколько всего удалось собрать экспонатов, не считали. Все ценные и все – наши, – улыбается заместитель генерального директора БГМТ Елена Перовская. – Идея создать музей истории театра принадлежит нашему директору Виктору Андреевичу Старовойтову. Ну а экспозицию собирали как могли. Пришлось нелегко: сказались годы, когда у Молодежки не было своего дома, постоянной сцены. Жизнь на чемоданах не располагает к накопительству. Настоящим чудом стал личный архив документов и фотографий, который принес заслуженный артист Александр Шаров. Он настоял, чтобы в экспозицию вошли именно оригиналы, а не ксерокопии сбереженных им частичек нашей истории. Раиса Сидорчик тоже отдала музею свои архивы. Привести все в систему, гармонично и логично выстроить экспозицию нам помог настоящий профессионал своего дела Петр Сергеевич Хотько, заместитель директора ГУ «Музей истории города Минска». Мы у него были подмастерьями: помогали по мере сил. За время работы над экспозицией он стал настоящим другом Молодежки, и мы гордимся, что у нас была возможность такого сотрудничества.

музей 2 copy

Это сегодня у театра есть и постоянная прописка, и признание, и уверенное развитие. А ведь были времена, когда он делал хорошую мину при плохой игре. Хотя, нет. Совсем наоборот: мина была соответствующая обстоятельствам, а вот игра – всегда яркая, запоминающаяся, настоящая. Репетировали в клубах, кочевали по сценам, но выдавали премьеру за премьерой. Может, именно поэтому принял приглашение поработать с Молодежным театром выпускник Уфимского государственного института искусств и режиссерских курсов при ВГИКе Искандер Сакаев? Режиссер-постановщик, который четыре года ставил спектакли Александринского театра в Санкт-Петербурге, оставил в Минске «Сон в летнюю ночь», «Козий остров» и свое эпатажное прочтение чеховской «Чайки». С собой забрал впечатления от работы с белорусской Молодежкой, которая свой 30-летний юбилей отпраздновала в своем здании и на своей сцене.

Я начинал, когда здесь не было никаких хрустальных люстр, – вспоминает И. Сакаев. – Хорошо, когда есть какой-то неоновый свет или свечи. Это тоже клево, но всему свое время и место. Молодежный театр заслужил такое здание. Я же знаю, в каких условиях они работали. Когда мы выпускали «Козий остров» в ДК для слабослышащих, все очень жестко было. Спектакль делали буквально на подножном корме. Камни собирали в соседнем дворе, мыли их, чистили. Я сам их мыл и чистил. Поработавши в таких кочевых условиях, иногда хочется и условий буржуазных. Потому все это великолепие принимаю и ценю.

Прошлое, настоящее и уверенность в завтрашнем дне. В музее Молодежного театра есть место и для исторических фотографий, где с задорной челкой позирует молодая актриса Эвелина Сакуро, и для сценического костюма народного артиста Сергея Журавля, который не так давно покинул этот мир. Сегодня здесь служит актером и режиссером-постановщиком успешный белорусский драматург Дмитрий Богославский. Тот, кого называют новым Макаенком, а по популярности в той же России сравнивают с Курейчиком. Здесь выходит на сцену в разных образах фронтмен постпанк-команды «Петля пристрастия» Илья Черепко-Самохвалов. Служит звукорежиссером и пишет музыку к спектаклям композитор, известный по творчеству альтернативной электронной поп-рок-группы «Кассиопея» Александр Либерзон.

музей 3 copy

Среди многочисленных дипломов, благодарностей и наград особое место в экспозиции музея – у самой свежей рамки: в январе заслуги коллектива театра отмечены Специальной премией Президента Республики Беларусь. А Молодежка продолжает по-хорошему дерзить. Уже 6 февраля здесь состоится премьера спектакля по пьесе современного украинского драматурга Натальи Ворожбит «Саша, вынести мусор». Он начинается со сцены похорон главного героя, который погиб на войне. Не в Первую Мировую. И даже не в Отечественную. Он погиб на войне, которая идет в наши дни. Но это – отдельная тема. Сегодня Молодежный театр будет рад, если его зритель выйдет на обратную связь и поищет на своих антресолях крупинки его истории.

Самое читаемое