Какие подарки 40 лет назад минчане выбирали к 8 Марта
Женский день не сразу стал выходным. Он был объявлен нерабочим 8 мая 1965 года «в ознаменование выдающихся заслуг советских женщин в коммунистическом строительстве, в защите Родины в годы Великой Отечественной войны, их героизма и самоотверженности на фронте и в тылу, а также отмечая большой вклад женщин в укрепление дружбы между народами и борьбы за мир». Впервые 8 марта 1966 года большинство граждан остались дома, а многие мужчины в честь этого дня не только вручали своим половинкам цветы и подарки, но и взяли на себя домашние хлопоты. Как оформились основные традиции празднования Международного женского дня, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Забытые заботы
В канун весеннего праздника рекламу в газете «Вечерний Минск» публиковали огромными блоками. В каждом номере были обширные материалы с фотографиями и перечислением товаров, которые можно купить в подарок любимым на 8 Марта. Служили они скорее напоминанием, что красная дата в календаре уже близко. Первая реклама к Международному женскому дню 1985 года появилась в номере за 22 февраля.
Большинство мужчин и так хорошо знали, что подарить своим женам. 8 Марта был не просто днем, когда принято делать презенты и оказывать знаки внимания. Среди женщин он обрел статус одного из важнейших и долгожданных. Особенно у тех, кто работал на руководящих должностях или в женских коллективах. Например, в бухгалтерии.
После праздника дамы обязательно рассказывали, что подарил благоверный. По презенту же и судили о нем. Поэтому работающие женщины трепетно относились к выбору подарка их супругом. Ненавязчиво направляли в нужный отдел универмага, рассказывали «по секрету», где и когда в продаже появится нужная вещь. Порой покупали подарки сами, чтобы быть уверенными: те будут настоящим эксклюзивом, который никому больше на работе не подарят.
Наде от Ипполита
Одним из самых популярных презентов в те годы был парфюм. Мужчинам приходилось немало побегать и выложить круглую сумму, чтобы купить флакончик настоящих французских духов. Счастливая обладательница нового парфюма могла сказать коллегам: «Подарок от Ипполита». И коллектив тут же понимал: ей подарили Climat от Lancome. Именно такие духи в фильме «Ирония судьбы…» Ипполит дарит Наде. Стоило такое удовольствие прилично — от 40 рублей за флакон. Столько же пришлось бы выложить супругу за Magie Noire.
Ценились у женщин все французские духи и туалетная вода. Вариантов было множество: Magnolia от Yves Rocher, Mon Parfum от Paloma Picasso, Fidji и J’ai Ose от Guy Laroche, Opium от Yves Saint-Laurent, Ellipse от Jacques Fath, Empreinte от Courreges и другие. Конечно, хит на все времена — Chanel № 5. Цены на благоухающий презент зависели от концентрации (духи, туалетная вода, одеколон), объема флакона, упаковки, места покупки.
Найти их в свободной продаже было непросто. В государственные магазины ароматный товар завозили перед праздниками. На рынке и у фарцовщиков продавали с наценкой. Заветные духи часто покупали при первой возможности и припрятывали до торжества.
Такие подарки сразу становились элитными. Дорогим французским парфюмом женщины пользовались в исключительных случаях, например, идя в гости или театр. Подаренные на 8 Марта духи могли простоять почти нетронутыми до следующего праздника.
Популярным был и парфюм из Прибалтики и Польской Народной Республики. Многим памятны синие флаконы Pani Walewska или прозрачные Być może компании Pollena. Разнообразие ароматов предлагала латышская фабрика Dzintars с ее хитами «Тайна рижанки» и «Рижская сирень».
Куда больше ароматов было советского производства — более 500. Причем выпускали их различным объемом, а значит, они были доступны каждому. Духи «Красная Москва» считаются одним из символов Советского Союза. Малюсенький флакончик-пробник можно было купить за 1,5 рубля, чуть большего объема — за 3 рубля, подарочный вариант в красивой коробке обходился в 30 рублей. Многие вспомнят советско-французские «Тет-а-тет». А еще выпускали «Татьяну», «Красный мак», «Ландыш серебристый», «Визави» и множество других духов. Ведь у каждой женщины был свой любимый повседневный аромат. Поэтому накануне праздника мужчины, только взглянув на полочку с парфюмом, могли сразу понять, нужно ли купить супруге новый флакон ее любимых духов или лучше поискать что-то другое.
Для лица и тела
Не менее популярным презентом была косметика. Предпочтение отдавалось наборам. Например, «Елена» за 15 рублей. В небольшой коробочке — зеркальце, пудра, помада, тушь, две палетки теней для век и кисточка. Намного дешевле обходился набор из двух теней. Но куда выигрышнее смотрелась «рыбка»: индийские тени и румяна Aviance заполняли весь объем коробочки в форме рыбки, а отечественный вариант от фабрики «Рассвет» предлагал три небольшие круглые ниши. «Хвостиком» у обоих служил спонжик. Конечно, больше всего охотились на хиты того времени марки PUPA, Ruby rose и другие. Не обходили стороной и тайваньские наборы с загадочными названиями LJ и ВR.
Стоили они, как хорошие французские духи. Например, отечественный набор «Косметика» из 8 теней для век, 3 видов румян, помады, туши, карандаша, кисточки и спонжика в раскладывающейся коробке с зеркальцем.
Не простое украшение…
Сегодня реклама утверждает, что ювелирные изделия и качественная бижутерия — универсальный подарок. Впрочем, как и 40 лет назад. Действительно, женские украшения во все времена были доступным вариантом подарка к любому празднику. Их всегда можно было найти в продаже. Но мужчины опасались покупать такие презенты, не зная, подойдет ли эта брошка к ее блузе, а то колье — к любимому платью. Реклама пыталась успокоить сильный пол тем, что продавцы в секциях помогут с выбором.
Но многие не искушали судьбу и поступали, как все. Дарили любимой цветы. Занимались уборкой квартиры, готовили завтрак и обед, вручали небольшой презент, который приглянулся в магазине. Выполняли 8 Марта практически любой женский каприз. Кто-то даже «совершал подвиг», соглашаясь со всем и не вступая в споры.
Цена и ценность
В Интернете можно встретить утверждения, что на флакон Climat стоимостью 40 рублей советские мужчины копили годами! Ведь зарплата тогда была 100–120 рублей! Собрать за 2-3 месяца такую сумму без ущерба для семейного бюджета было несложно. Причем такие подарки на 8 Марта мужья делали раз в несколько лет. Ведь у жены еще был парфюм, купленный самой, подаренный подругой или по другому поводу. Так что на весенний праздник можно преподнести и что-то другое не менее ценное. Например, отрез ткани «Кедр» для пальто. Погонный метр стоил 24 рубля!