Какие премьеры минские театры представили к закрытию сезона 2015/2016

Премьерные спектакли июня — в обзоре корреспондентов агентства «Минск-Новости».

«Любовь и смерть», Большой театр Беларуси

Национальный академический Большой театр оперы и балета Беларуси завершает 83-й сезон премьерой спектакля «Любовь и смерть» на музыку азербайджанского композитора Полада Бюльбюль оглы. Постановку доверили молодому хореографу Ольге Костель. В основу балета лег древнетюркский эпос — «Книга моего Деда Коркута». Это история любви молодого юноши Азера и девушки Байджан.

Любовь и Смерть как две стихии — белая и черная, которые всегда присутствуют в жизни человека, определяя его поступки. И мы не можем повлиять на них. Помимо истории любви я решила рассказать о культуре и событиях того времени, — пояснила постановщик свое прочтение произведения.

Партии главных героев исполняют несколько составов: семь Азеров и шесть Байджан. Для молодой балерины Виктории Тренкиной это первая большая роль.

Во время репетиций педагоги шутили, что у меня есть восточные корни. Много работала над образом. Важно было провести и не потерять эмоциональную линию через весь спектакль, а это непросто. Хотя я достаточно быстро освоила хореографию, сложности возникли с дуэтными танцами, — рассказала Виктория о подготовке к премьере.

На протяжении всего действия на сцене находится огромное древо жизни — это основная декорация (сценография Александра Костюченко). В зависимости от сюжетной линии оно меняет цвет: от насыщенно-зеленого до багрово-красного. В финале дерево расцветает, символизируя этим вечную любовь.

Ближайший показ спектакля «Любовь и смерть» 28 июня.


 «Клеопатра», Белорусский государственный академический музыкальный театр

Клеопатра (Александра Раковская)

Сцена радует глаз: красочные декорации Инары Аслановой (Азербайджан) грамотно подсвечиваются, полуобнаженные танцовщики кажутся сошедшими со знаменитых египетских фресок. В первом акте балета Гельсят Шайдуловой мы видим Клеопатру-власть, во втором — Клеопатру-любовь. В заглавной роли — восходящая звезда Музыкального театра Александра Раковская. Стареющего, но еще величественного Юлия Цезаря сыграл Сергей Глух, а пылкого Марка Антония — Тимофей Войткевич. Персонажей в спектакле очень много — гораздо больше, чем танцовщиков труппы классического балета. Амазонки, пастухи, бедуины, жрицы, легионеры, виноградари, сатиры, весталки… Артисты переодеваются помногу раз, сцена густо населена, мы и впрямь окунаемся в атмосферу Древнего Египта.

Зрелищность постановки обусловлена музыкой Гельсят Шайдуловой (Россия), словно наполненной солнцем и ветром. Шайдулова — автор симфонических и камерных произведений, она сочиняет песни, романсы, хоровые циклы, музыку для детей… А вот балетов пока не было. «Клеопатра» — первый. Задача перед композитором стояла сложная: и восточный колорит привнести, и уйти от архаики.

Появление в Минске балета «Клеопатра» инициировано Музыкальным театром. Это можно назвать рискованным экспериментом, а можно «безумством храбрых». Ведь предыдущая хореографическая постановка, в которой действует Клеопатра, относится к началу ХХ в, когда по заказу Дирекции императорских театров Антон Аренский написал балет «Египетские ночи», а Сергей Дягилев свозил его в Париж.

— В прошлом году вместе с директором Александром Петровичем мы отправились в Москву, где и состоялось наше знакомство с композитором, профессором ГИТИСа Гельсят Шайдуловой, — рассказал худрук Музыкального театра Адам Мурзич. — Знакомство продолжилось постановкой в нашем театре мюзикла Шайдуловой «Приключения Кая и Герды» («Снежная королева»).

Получив от минского театра предложение написать «Клеопатру», я сразу же согласилась, — вступает в разговор заслуженная артистка России Гельсят Шайдулова. — И тут же стало страшно: раньше я в таком жанре не работала. Силы мне придало то обстоятельство, что театр пригласил ставить балет народную артистку Азербайджана Медину Алиеву.

С хореографом Алиевой БГАМТ начал сотрудничать шесть лет назад. Бакинка участвовала в воплощении на сцене белорусского театра азербайджанской классики–- комедии «Аршин мал алан», а в начале 2013-го поставила балет «Тысяча и одна ночь». И вот — новый международный проект.

Долго искала такой хореографический стиль, чтобы у зрителя появились ассоциации с рисунками на египетских вазах, — говорит балетмейстер. — В качестве фирменного знака спектакля были выбраны так называемые ломаные позы.

Фирменным знаком можно назвать и то обстоятельство, что большинство создателей «Клеопатры» — женщины. Великолепна работа оркестра — так много сил в спектакль вложила дирижер-постановщик Марина Третьякова. Нет сомнений, Шайдулова, Алиева, Третьякова, Асланова и Раковская попали под обаяние царицы цариц и отдали ей дань своим искусством…

Премьера состоялась 9 июня, посмотреть спектакль можно в новом театральном сезоне.


 «Голубой щенок», театр Геннадия Гладкова «Территория мюзикла»

голубой щенок_территория мюзикла

Композитор Геннадий Гладков и поэт Юрий Энтин написали мюзикл «Голубой щенок» в год 40-летия одноименного советского мультфильма. Сюжетные коллизии строятся вокруг конкурса красоты для зверей. Хореографию к спектаклю создает лауреат международных конкурсов, артист и руководитель «Территории мюзикла» Дмитрий Якубович:

Гладков и Энтин изъясняются эзоповым языком. В «Голубом щенке» есть пародия не только на гламур, но и на все наше современное общество. Взрослые узнают в некоторых персонажах знакомые типажи современной поп-культуры и оценят тонкий юмор авторов, самую юную публику заинтересуют экзотические звери и красочность всего действа, а школьники увидят в этом спектакле приметы своей жизни — зависимость от социальных сетей, одобрения окружающих.

Главную роль в мюзикле исполнят Александра Войцехович и Илона Казакевич.

Мы создаем новое произведение, которое еще нигде не ставилось. Не одно поколение выросло на мультфильме «Голубой щенок», на пластинке с песнями из него, где персонажей озвучивали Андрей Миронов, Алиса Фрейндлих, Михаил Боярский, Александр Градский, которые не просто хорошо пели, а играли голосом, — говорит режиссер-постановщик мюзикла Анастасия Гриненко. — Поэтому у наших артистов сложная задача: не только следовать ноте партитуры, а искать и находить те особенности интонации, которые помогут выразить характеры персонажей.

Премьера 20 и 29 июня на сцене Дворца культуры профсоюзов.


«Дети Ванюшина», Белорусский государственный молодежный театр

№ 6

Приглашенный режиссер-постановщик Виктория Луговая (Россия) обратилась к первой и самой сильной пьесе Сергея Найденова, которой исполнилось 115 лет. Театр ничего не поменял в тексте, но одел актеров в джинсы и толстовки.

Итак, Ванюшин — человек дела. Из тех, кто участвует в бесконечной гонке за успехом, а семью оставляет на жену, нянек, гувернанток. А когда дети вырастают, с ужасом обнаруживает, что наплодил нравственных уродов. Побежал в церковь отмаливать грехи, попытался впервые поговорить с детьми по душам… Увы, увы…

Такая драматургия театру нужна как воздух, только на ней можно расти и развиваться. Роль Ванюшина, который, приблизившись к порогу старости, осознал, что упустил самое главное — семью, потребовала от меня больших эмоциональных затрат. Думаю, так могут сказать и другие участники спектакля. Я переживаю за его судьбу, потому что это не шоу, а серьезный разговор. Последнее время мы редко ведем такие разговоры. Мы вообще стали мало говорить друг с другом и, как и Ванюшин, постоянно «заняты делами», боимся отстать, не успеть, не поймать, не выиграть… — говорит исполнитель главной роли Александр Шаров.

№ 3

Александр Шаров в роли Александра Егоровича Ванюшина

За и против: хороший спектакль, отсылающий к проверенным русским театральным традициям, с умеренной долей модерна, но при этом требующий больших эмоциональных затрат от участников спектакля по обе стороны рампы.

Ближайший показ 23 июня.


«Пеликан», Республиканский театр белорусской драматургии

пелікан_афиша

Художественный руководитель театра Александр Гарцуев поставил пьесу известнейшего шведского писателя, драматурга Августа Стриндберга. Жанр спектакля обозначен как ода преступной страсти. Будьте готовы к серьезному диалогу.

Премьера 22, 23 июня.

Подготовили Инна Корсак, Светлана Шидловская, Ирина Юдина

Фото предоставлены театрами

 

 

Самое читаемое