Какие профессии окажутся востребованы в ближайшем будущем, и как развивается инженерное образование

Изобретатель домашних роботов, архитектор «энергонулевых» домов, проектировщик умных материалов. Кто они — инженеры будущего? Ответ на вопрос искала корреспондент агентства «Минск-Новости».

Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos

На протяжении последних двух лет в Белорусском национальном техническом университете наблюдается небывалый спрос на выпускников. Руководство вуза утверждает, что каждый студент-бюджетник не просто получает гарантированное первое рабочее место. У него есть выбор, на какое предприятие устроиться. На некоторых специальностях на одного молодого человека могут претендовать четыре заказчика кадров. Обещают хорошие зарплаты, социальный пакет и карьерный рост. О том, какие профессии окажутся востребованы в ближайшем будущем и как развивается инженерное образование, беседуем с первым проректором БНТУ Георгием Вершиной.

Между тем ученые прогнозируют, что интерес к техническим направлениям в обществе будет только нарастать. Изобретатель домашних роботов, архитектор «энергонулевых» домов, специалист по переделке старых строительных конструкций, проектировщик умных материалов… Это лишь малый перечень инженерных профессий, которые вот-вот появятся. За ними будущее. Этому всему уже учат в вузе. Правда, по мнению Г. Вершины, за красивыми названиями скрываются традиционные фундаментальные знания. Без них никакого прорыва в прикладной науке не произойдет.

— Мое мнение: образование должно четко соответствовать заказу. Необходимо, чтобы запрос на выпускников поступал от предприятий, организаций независимо от их формы собственности. Если такая потребность есть, значит, надо готовить. Притом с опережением. Придя на производство, молодой специалист обязан знать ту продукцию, то оборудование, которое только-только осваивает работодатель. Не надо адаптировать выпускника к существующим условиям, он пришел создавать новое изделие. Как подготовить такие кадры? Мировой тренд — сочетание в высшем образовании трех ключевых аспектов. Первый: обязательное владение информационными технологиями. Требование актуально для всех отраслей — как для машиностроения, электроники, строительства, так и для бухгалтерии, статистики и прочего. Это позволяет резко увеличивать производительность труда. Второй: мы понимаем, что земные ресурсы исчерпаемы. Хлеб индустрии — чугун, сталь, алюминий… Поэтому студентов надо учить передовым технологиям получения новых материалов. Это позволяет совершить научно-техническую революцию во всех отраслях. Третий аспект: товар должен быть красиво упакован. А это работа творческого человека — дизайнера, художника, писателя.

Перспективные профессии будут содержать в себе три этих момента. Скажем, в университете есть специальность «Технология машиностроения». Она так называлась и 100 лет назад. Но сегодня инженеру не нужно закручивать гайки на заводе. Человек работает за компьютером и в режиме реального времени следит за производством, может его совершенствовать, устанавливая роботов на линию. Кроме того, студенту по учебной программе мы стараемся дать основы инновационной деятельности, чтобы после вуза он был готов создать и свое предприятие.

— Что для молодежи является приоритетным при выборе профессии?

— После каждой приемной кампании делаем статистический анализ. Порядка 40 % абитуриентов выбрали специальность по личным предпочтениям — то, к чему лежит душа. 30 % прислушались к мнению родителей. Еще 20 % узнали об университете от друзей-знакомых. Такое сарафанное радио мы активно используем, специально отправляем старшекурсников в школы, где они учились. Ребята рассказывают ученикам об образовательном процессе. А остальные 10 % подают документы в зависимости от набранных баллов: у них нет особых запросов, главное — поступить. Перспектива хорошей зарплаты — один из основных факторов при выборе профессии. А как иначе объяснить, скажем, тот факт, что наша, казалось бы, неприметная и непростая специальность «Разработка полезных ископаемых» мгновенно заполняется? Молодые люди понимают: это работа под землей в тяжелых условиях. Зато они точно знают: доход будет выше, чем в IT-отрасли.

— БНТУ предлагает более 80 специальностей. Как помогаете абитуриенту найти свою?

— Прежде всего — активная работа в цифровом поле. Создан электронный кабинет абитуриента, отдельные сайты и чаты в социальных сетях, куда выкладывается информация о вступительной кампании. Фактически мы знаем каждого выпускника школы, который намеревается к нам прийти. Ему персонально направляем сведения по специальностям, какой был конкурс и проходные баллы, где трудятся выпускники. В вузе создан Институт интегрированных форм обучения и мониторинга образования, который нацелен на работу с абитуриентами. Его представители выезжают в школы, открывают курсы по подготовке к поступлению, проводят предварительное тестирование, которое психологически готовит к вступительным испытаниям. Запускаем психологические карты. Это своего рода профориентационное тестирование, в результате которого у молодого человека на руках перечень специальностей, к которым предрасположен. С ажиотажем проходят дни открытых дверей, встречи с преподавателями и ректоратом. Проводим их и дистанционно.

Справочно

В нынешнем году в БНТУ увеличен план приема абитуриентов на бюджет практически на 70 человек. Прежде всего это связано с большой востребованностью молодых инженеров.

Смотрите также:

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ