Какие требования предъявляют к помощникам машиниста, и почему проводницам надо знать устройство вагонов

Чтобы стать помощником машиниста, одного желания и хороших оценок в аттестате мало. Нужно иметь отменное здоровье, почти как у космонавта. Какие еще условия необходимо выполнить, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».

Это только кажется, что будни работников железной дороги полны романтики: сменяющие друг друга пейзажи, встречи и расставания пассажиров на полустанках… Изнанка профессии — высокие физические и эмоциональные нагрузки, ведь в пути порой находишься по нескольку суток.

— Именно поэтому для поступления к нам недостаточно стандартной медицинской справки: все абитуриенты проходят тщательное обследование в бывшей железнодорожной, а ныне 38-й городской поликлинике, — говорит директор Минского государственного профессионально-технического колледжа железнодорожного транспорта имени Е. П. Юшкевича Владимир Русак.  Оно включает УЗИ сердца, органов брюшной полости и почек, холтер-мониторинг сердца (метод исследования, который, в отличие от традиционной ЭКГ, позволяет фиксировать изменения, происходящие во время обычной жизни при нормальной физической и эмоциональной нагрузке. — Прим. авт.). Помощнику машиниста важно иметь еще и идеальное зрение. Медицинская комиссия отсеивает многих претендентов. Так, в одну из приемных кампаний вынуждены были отказать в поступлении 45 желающим.

Дефицита абитуриентов учебное заведение не испытывает: в 2018 году конкурс при приеме на специальность «помощник машиниста» на базе 11 классов составил два человека на место. Да и проходной балл растет с каждым годом: в 2018-м он достиг 7,5.

В колледже давно заведено: все учащиеся и преподаватели приходят на занятия в форме, соответствующей фирменному стилю Белорусской железной дороги. Ребята — в темно-синих свитерах или мундирах, девушки поверх блузки надевают жилеты или мундиры. Так молодежь с первых дней учебы привыкает к дресс-коду.

— Не менее высокие требования предъявляются и к внешнему виду проводницы: нельзя отращивать длинные ногти и делать яркий маникюр, макияж должен быть сдержанным, волосы — убраны, запрещены татуировки на открытых частях тела, — рассказывает учащаяся колледжа Маргарита Вострова.

Девушка осваивает профессию «проводник пассажирских вагонов» и отмечает, что в сделанном выборе не разочаровалась.

— Хотела поступать сюда уже в 9-м классе, но тогда мама не разрешила — побоялась отпускать меня в большой город. Окончив 11-й класс, я все же уехала, — говорит Маргарита.

— Мама смирилась? — интересуемся.

— Конечно! Более того, видя мои успехи в учебе и то, как меня воодушевляет будущая профессия, она только радуется, — отвечает девушка.

Многие ошибочно полагают, что обязанности проводника лишь проверять билеты да чай пассажирам наливать. А между тем от него зависит не только ваш комфорт в пути, но и безопасность. Именно поэтому девушки должны отлично разбираться в устройстве и эксплуатации пассажирских вагонов и даже уметь самостоятельно обнаруживать и устранять мелкие поломки. Профессиональные навыки они отрабатывают не только в теории за партами, но и на практике: в колледже есть кабинет, в котором полностью воссоздана обстановка железнодорожного вагона.

Учебное заведение не стоит на месте: здесь постоянно обновляется материально-техническая база, работают молодые прогрессивно мыслящие педагоги, которые совершенствуют свои знания на стажировке. В большинстве своем они имеют опыт работы на железной дороге.

— Да и как иначе? Теоретик вряд ли сможет дать ребятам основательные знания, — говорит заместитель директора по учебно-производственной работе Александр Симоненко.

Нам показывают тренажер, на котором занимаются юноши — будущие помощники машиниста. На мониторе воспроизводится реальная картина, которую видит машинист из окна локомотива. Учащийся переключает рычаги, щелкает тумблерами — и вот состав трогается со станции в направлении Фаниполя, мерно набирает скорость.

— Около 40 % часов в учебной программе отведено на практическую часть. На последнем курсе помощники машиниста проходят длительную практику непосредственно на поездах. Сначала трудятся в качестве дублеров, затем самостоятельно, — поясняет А. Симоненко.

Педагог отмечает: окончив колледж, большинство ребят морально готовы и к длительным поездкам (к примеру, из Минска в Новосибирск состав движется почти трое суток, столько же — обратно), и к временным разлукам со спутниками жизни.

— Девушкам в этом плане сложнее. Они становятся матерями, хотят больше времени посвящать семье. В таких случаях проводники предпочитают переходить на оседлую работу — трудятся кассирами на станциях, — отмечает заместитель директора.

Справочно

История колледжа берет начало в 1922 году. Поначалу здесь готовили слесарей и столяров. Позднее добавили более престижную специальность — помощник машиниста.

Фото Сергея Пожоги

Читайте и подписывайтесь на нас:

Самое читаемое