Въездные ворота столицы: заброшенные дома, гниющие тополя и бродячие собаки на помойке

Мы частенько говорим о том, что, с какой стороны ни въезжаешь в Минск, – он поражает красивыми современными зданиями.

У нас, к счастью, нет допотопных пригородов с полуразвалившимися заборами и сараями.

Минск – город древний, ему 947 лет. И молодой. Причем молоды и центр, и окраины, и в этом – его особенность. Пожары, войны разрушали город не раз, в итоге белорусская столица по-настоящему начала строиться только семь десятилетий назад. А это, по сути, жизнь одного поколения. Вторая особенность Минска: город мгновенно распух. В начале 1970-х стал миллионником. А сегодня он – двухмиллионник. Застройка, включающая промзоны, шагнула за МКАД, поглотила многие села, подмяла под себя ландшафт – рощи, озера, короче, все, вплоть до древних курганов.

Такой ретроспективный взгляд имеет прямое отношение к нашей теме: как и чем встречает Минск иноземцев на въезде. Готов ли он к приему гостей?

Необходимо отметить, что средневековых въездных ворот, какие мы видим, к примеру, в Кракове, Минск никогда не имел. Ни одной брамы не было. Были заставы, например, Сторожёвская, к которой сходились тракты от Вильни и Борисова. На ночь город как бы запирался на замок: охранники, дежурившие на заставах, не впускали иноземцев. Поэтому на въездах в Минск располагались харчевни, где можно было пересидеть до утра. Например, корчма «Добрая мысль» стояла на Койдановском тракте.

Сегодня нет ни ворот-брам, ни харчевен. На всех главных въездных магистралях установлены типовые указатели границ города Минска. Иначе говоря, они везде одинаковы.

№ 2

Это стела с гербом города, который представляет собой барочный щит. В голубом поле щита изображены Божья Матерь на серебряном облаке в красно-синих одеждах, два ангела и два херувима. Сделана крупная надпись «Мінск». Указано, что это город-герой. Стелу украшает Золотая звезда.

Уже на московском направлении, на дороге из аэропорта, у самого «порога» пр. Независимости, возникает вопрос: а так ли гостеприимен наш город, как мы думали раньше?

Бело-голубой указатель – дань традиции, но не более. Ничем он не выделяется, особыми архитектурно-художественными достоинствами не обладает.

№ 3

Гостей белорусской столицы такой знак встречает и провожает бездушно, чисто формально. Все, как в песне Юрия Визбора: «Уходишь – счастливо. Приходишь – привет».

У гостя, который впервые посещает столицу, нет желания припарковать машину, выйти и сфотографироваться. Очень жаль. Как-никак человек въезжает в город-герой! В город, о котором идет слух «по всей Руси великой», что это нечто неповторимое и сверхинтересное. Особенно любит такие фотографии поколение next: выкладывает их в социальных сетях, и снимки разлетаются по миру. А тут что фотографировать? Стелу, которую граффитчики-пачкуны разрисовали каракулями? Да и парковки нет.

№ 4

Здесь, на главном въезде, мог бы разместиться архитектурный ансамбль с изящным силуэтом, который стал бы еще одной «визиткой» белорусской столицы.

Такие решения говорят, прежде всего, об уровне восприятия Минска самими минчанами. Хочешь, чтобы уважали другие, научись уважать себя сам.

Недоумение возникает при въезде со стороны витебского (логойского) направления. Здесь стоят типовой указатель границы города Минска и… еще один.

№ 5

Расстояние между знаками одного предназначения – метров двадцать. Какой из них настоящий? Такой вопрос задаст любой гость белорусской столицы.

№ 6

Единственное, что не оставляет кривотолков, так это указатель направлений движения к центру, в жилые районы, к «Минск-Арене», «Чижовка-Арене»… Надписи нанесены по-русски и по-английски. Понятно, сделано недавно, в преддверии ЧМ-2014. Но почему здесь нет подземного перехода? Движение автотранспорта интенсивное, вечером начинаются пробки, которые усугубляет светофор, пропускающий пешеходов через трассу от остановки «Аквабел» до остановки «Экспоцентр».

Ну вот, притормозил наш гость на светофоре, глянул вправо и поморщился. А может быть, и скептически хмыкнул: ничего себе столица!

№ 7

От остановки в сторону торгового центра тянется народная тропа, прозванная «огородиной-уродиной». Банки с квашеной капустой, женские сорочки, вязаные чулочки, тыквы – уличная торговля с ее антисанитарией, уродующая лицо Минска, начинается прямо здесь, на въезде.

Мядельское направление отмечено широкой четырехполоской. И малозаметным указателем границы Минска.

№ 8

Над указателем границы столицы, на круче, высится огромный яркий баннер сети магазинов бытовой техники, который мы не стали фотографировать, чтобы не было сетевому гиганту дополнительной рекламы. К слову, в Западной Европе редко где увидишь рекламные щиты у самой трассы. Такое размещение очень опасно: отвлекает внимание водителя.

На 43-м километре МКАД нам захотелось отдохнуть при дороге. Благо здесь под березками и соснами есть место отдыха: огражденные три беседки со скамейками.

№ 9

Но что это? Беседки есть, а оборудованной парковки нет. Нет спуска в лес с трассы. Нет мусорного контейнера. Кое-как через лужи по грязи добираемся до беседок.

№ 10

Пробки от вина, окурки, пластмассовые вилки под скамьями, два грязных кострища, прохудившиеся навесы… Наш водитель Сергей Свиридович вспомнил, что был здесь летом.

№ 11

№ 12

Место, оказывается, очень популярное – других поблизости нет. Останавливаются отдохнуть не только дальнобойщики – приезжают минчане семьями. «Сейчас еще чисто, – вздохнул Сергей. – Обычно грязь лежит кучами».

Путешественники по Беларуси всегда добрым словом отмечают нашу природу как одну из достопримечательностей, и МКАД в этом смысле дает хороший пример. Пейзажи за окном автомобиля даже в такую пору радуют глаз, как это ни странно. Березы, ели, сосны… Свислочь, подернутая ледком…

№ 13

Неожиданно во всю стену непонятного сооружения блеснула социальная реклама, такая же редкая гостья, как и оборудованные места отдыха. Это обращение к тем, кто выбрасывает мусор из авто на ходу: «Довези до урны». Хорошая реклама, нужная, доходчивая, но… Урны здесь тоже редки.

Съехали с кольцевой на дорогу молодечненского направления и попали под обстрел: по лобовому стеклу застучала «шрапнель». Это песок, который ветер сносит из открытого (!) кузова впереди идущего самосвала, торопящегося в Минск. Взвихренный просыпавшийся песок гуляет и на дороге, замусоривая трассу…

№ 14

Эта въездная трасса проблемная, многострадальная. Близость торгового центра-гиганта сказывается во всем. Например, покупатели на свой страх и риск ставят автомашины возле моста и под ним – мы насчитали 16 авто по обе стороны дороги.

№ 15

Асфальт в заплатах и трещинах, едешь по нему как по стиральной доске. На остановках жмутся люди в ожидании автобусов и маршруток. Одним словом, испытание нервов – водителей, «безлошадных» горожан, да и работников ГАИ тоже.

№ 16

№ 17

В целом, молодечненские въездные ворота в Минск самые депрессивные. Тоску навевают глухие, мрачноватого цвета шумозащитные ограждения. Конечно, они работают по назначению, а заодно закрывают частный сектор, разномастную застройку. А что делать с антиэстетикой? К такому делу, как защита от шума, надо подходить избирательно: где-то нужны глухие экраны, а где-то – прозрачные либо тонированные.

Зато когда подъезжаешь к Минску со стороны Ракова, сердце радуется.

№ 18

С трассы гродненского направления встает перед глазами высокий «белый город». Кстати, именно таким его видят многие минские художники. Владимир Шарков, например, который считает белый главным цветом белорусской столицы. Белоснежные храмы, светлые, пронизанные солнцем, жилые районы – в частности, Каменная Горка, Кунцевщина, Сухарево, знаковые объекты – «Белая вежа», Белая дача…

Не доехав до жилых районов всего ничего, ловишь себя на том, как меняется настроение. Возле паркинга с заправкой на правой стороне дороги – грязь. Бродячая собака роется в объедках возле мусорного контейнера.

№ 19

№ 21

№20

Придорожное кафе «Иверия» предлагает блюда грузинской кухни, но когда мы, припарковавшись, подходим, отпугивает заброшенным видом.

№ 22

№ 23

Кафе давно закрыто на ремонт. Все дальнобойщики знают это место, оно тоже знаковое. И – грязное, неухоженное, полуобустроенное.

Через сотню-другую метров начинается шиномонтажная стихия, в которую погрузилась ул. Академика Жебрака, да и другие тоже. Брошенные дома, обомшелые трубы, выбоины, лужи, разбросанные старые покрышки, распахнутые двери гаражей, где люди чинят свои «ласточки» и заодно харчуются… Всё это хорошо просматривается с въездной трассы.

№ 24

№ 25

Вот после этого и говори, что в Минске нет «шанхаев»

 

Сеница, встающая перед иноземцем со стороны слуцкого направления, оптимизма не прибавляет. Мы-то к ней привыкли, а гость смотрит с подозрением. Этот населенный пункт уже не «деревня», но еще не Минск. Наглядная иллюстрация тому – яркий, вырви глаз, современный жилой квартал с видом на… сельское кладбище, причем кладбище действующее.

Кладбище – слева. А справа – стоящие в воде гниющие тополя, которые в любой момент могут рухнуть.

№ 26

Когда-то деревья обрезали по самое не могу, тополя после обрезки так и не смогли набрать силу и, видимо, погибли.

№ 27

№ 28

Неподалеку – старый, грязный, но очень важный указатель-предупреждение: транзитный проезд через город запрещен. Если его проморгал – пиши пропало. Грузовик упрется в запрещающий знак, и что потом делать? Куда ехать? Как развернуться? Если опять вспомнить Европу, такой знак появляется, например, за тридцать километров до Варшавы, затем несколько раз повторяется, даются схемы объезда города. Вот это и есть уважение к гостю столицы, кем бы он ни был.

Завершается Год гостеприимства, но надписей на английском языке, который стал языком интернационального общения, на наших въездных трассах до обидного мало. Мы так и не увидели на подъезде к городу современных, хорошо оборудованных мест отдыха, совсем нет колоритных арт-объектов вдоль дорог. Скажем, на холме на трассе М1 одиннадцать лет назад был установлен огромный металлический зубр. К нашей теме он имеет косвенное отношение: зубра установили брестские власти. Идея необычная и, можно сказать, захватывающая. Это та изюминка, которой так не хватает Беларуси. Однако… Тот, кто едет в Минск в темное время суток и делает это впервые по М1, пугается, когда перед ним из полутьмы внезапно вырастает бык-великан. Значит, не продумана свето-цветовая среда объекта, нет соответствующего архитектурного освещения, нет анонса на дороге… Это к тому, что сегодня дорожный и придорожный дизайн как никогда должен быть увязан и со здравым смыслом, и с проекцией в будущее, и с новейшими художественными тенденциями, и с историзмом, и с природными особенностями, и с безопасностью…

№ 29

Подводя итоги «объезда въездов», скажем: наши въездные ворота с большой натяжкой можно назвать таковыми. Гордиться нечем.

Мегаполис европейских стандартов – таким стремится стать Минск. С очень большой степенью вероятности можно сказать, что десять-пятнадцать лет спустя Минск действительно будет иным – еще красивее, мощнее, стильнее. И его въездные ворота, точнее, въездные группы, которые воздействуют на гостей столицы, да и нас самих эстетически и эмоционально, тоже изменятся. Разумеется, в лучшую сторону.

Фото Тамары ХАМИЦЕВИЧ

 Перепечатка материала запрещена без разрешения редакции агентства «Минск-Новости».

 

Еще новости по теме:

Председатель Мингорисполкома раскритиковал внешний вид въездных ворот в столицу

 

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ