Какой видят современную школу молодые учителя

В преддверии начала учебного года корреспонденты агентства «Минск-Новости» встретились с молодыми учителями и узнали, какой они видят современную школу и насколько волнительно было делать первые шаги в профессии.

Участники беседы

Надежда Сокол, учитель музыки. Окончила Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка. За плечами двухлетний опыт работы в начальных классах гимназии № 146.

Наталья Петунина, больше года преподает немецкий язык в гимназии № 24. Выпускница Минского государственного лингвистического университета. Учителем мечтала стать с детства, очень быстро подружилась с немецким. Теперь передает свои знания ученикам.

Юлия Кузавкова, учитель русского языка и литературы. Уже три года сеет разумное, доброе, вечное в средней школе № 43. И сама ее окончила. Выбрала педагогическую стезю по примеру своих учителей.

Любовь Кирикович, воспитатель яслей-сада № 531. Стаж работы 3 года. Окончила БГПУ имени М. Танка. С детства знала, что будет педагогом.

До 1 сентября осталось всего ничего. Почувствовали ли преимущества пресловутого большого учительского отпуска? И как готовитесь ко встрече со своими учениками и воспитанниками? Коленки не дрожат?

Любовь Кирикович (далее — Л. К.): Сразу замечу: у педагогов дошкольного образования отпуск не такой продолжительный, как у учителей. Мы отдыхаем 43 дня, а мои коллеги, работающие в школе, — 57. Но и этого времени достаточно. На протяжении года общаешься с большим количеством деток, с родителями. Ощущаешь эмоциональное напряжение. Чтобы восстановить силы, порой достаточно выходных в одиночестве. А в понедельник утром снова идешь на работу с улыбкой, тревоги уходят. Но после отпуска заметила: безумно скучаю по своим малышам. Недавно буквально на минуточку заглянула в сад — воспитанники бросились меня обнимать. Такая искренняя встреча поднимает настроение. Сейчас у меня будет старшая группа. Это очень ответственно, ведь ребят нужно готовить к школе, у них растет познавательный интерес. Уверена: придут ко мне загорелые, отдохнувшие. Не узнаю!

Наталья Петунина (далее — Н. П.): Учителем немецкого языка проработала год. Он пролетел незаметно, но, на мой взгляд, немного сумбурно. Это были мои первые шаги в профессию. Сейчас, на пороге 1 сентября, страха не испытываю, он позади. Но многое хочу поменять в плане преподавания. Поэтому начала занятий жду с нетерпением.

Юлия Кузавкова (далее — Ю. К.): И я встречаю год с радостью и воодушевлением. В школе работаю 3 года, и мне уже ничего не страшно (смеется). Впервые буду вести русский язык и литературу в 9-м классе. Очень любопытный возраст. Живу в районе, где находится моя школа, поэтому частенько на улице встречаюсь с учениками. Рады меня видеть. А летом не отдыхала — готовилась к свадьбе. Она состоялась буквально на днях, о чем случайно проговорилась детям. Они так искренне поздравляли!

Надежда Сокол (далее — Н. С.): Я проработала учителем музыки 3 года. Общалась с детьми начальной школы. Они очень непосредственные, для них важны тактильные проявления симпатии к учителю. Поэтому были и обнимашки! И, конечно, я очень по ним скучаю. Правда, приняла решение поменять место работы. Но в профессии остаюсь. К сожалению, музыка в школе только до 4-го класса. К этому времени у детей появляется вкус к предмету и они хотят большего. Помню, когда училась в школе, музыку у нас преподавали до 9-го класса. Это занятия, на которых дети отдыхают: поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах. Как это может им не нравиться?!

Л. К: Волнение вызывает то, что в моей группе поменялся списочный состав. Мне не страшно встречать новых деток, переживаю, что их количество увеличилось. Нужно научиться грамотно распределять свое внимание, чтобы каждому уделить время. Потребуется больше сил для подготовки к занятиям.

Сколько детей в классе или группе — это один из самых часто задаваемых родителями вопросов. Мы нашли любопытную статистику: в Великобритании в среднем в классе 30 учеников. В Китае число и вовсе превышает 50. А с каким коллективом приходится работать вам?

Н. П.: Для учителей иностранного языка созданы благоприятные условия. В нашей гимназии классы большие — по 30 с лишним учащихся. Но на занятиях по немецкому языку они делятся на группы по 8–10 человек. Это оптимальное количество для эффективного преподавания и усвоения материала. Никто не сидит и не скучает, дети постоянно в тонусе. И это приносит результат. Иностранный у детей 5 раз в неделю плюс факультатив. В нашей гимназии учащиеся могут получить международный диплом по немецкому языку — так называемый «шпрех-диплом».

— А вам, Юлия Николаевна, как учителю русского языка, не обидно, что и часов на предмет меньше, и класс на подгруппы не делится? Прибавили бы пару часиков на преподавание?

Ю. К.: У меня в школе классы небольшие. Не могу сказать, что мне сложно. Правда, коллеги из других учреждений образования рассказывают, что работают в коллективе, где и по 35 деток. Количество часов на изучение русского языка оставила бы прежнее, а вот на литературу прибавила бы. В некоторых классах только один час в неделю! Дети не умеют рассуждать.

Н. П.: Замечаю тесную связь русского языка и литературы с иностранным. Дети, которые грамотно излагают мысли на родном языке, успешны и на моих занятиях. Мы постоянно проигрываем проблемные ситуации, ищем решения. Ребятам нужно высказывать свое мнение. Но они не умеют этого. Вот я бы точно добавила несколько часов на изучение и русского языка, и литературы!

Л. К.: Малыши в большинстве своем приходят в ясельную группу практически не говорящие. Мал их словарный запас — они составляют лишь простые нераспространенные предложения, гораздо позже начинают использовать в речи определения, дополнения. Опытные коллеги утверждают: еще 20 лет назад такого не было. В саду проводим занятие по развитию речи — составляем описательный или повествовательный рассказ. Но детей много, всех прослушать не успеваем.

— Учитель может повлиять на формирование у ребят музыкального вкуса? Мы в свое время с удовольствием пели «Крылатые качели». А как сейчас?

Н. С.: Мы следуем учебному плану. К счастью, администрация гимназии разрешила привносить в занятия что-то свое. Например, в программе нет темы, посвященной мюзиклу. Изучаем оперу, а рок-оперу — нет. А ведь детям это очень интересно. Показываю видеоматериалы — они восхищаются. Это приближено к их жизни. Когда проходим национальную музыку, выделяю занятие, чтобы познакомить ребят с современными белорусскими группами. Например, есть такие, которые совмещают электронную музыку с белорусским фольклором. Кстати, в программу стали вводить новые темы, скажем, африканская музыка — джаз… И это радует. «Крылатые качели» не поем. Стараюсь подбирать современные детские песни. Или же выбираю из старого репертуара произведения в аранжировке, где есть, например, бит.

— Что бы вы изменили в учебных занятиях?

Н. П.: Неплохо было бы иногда проводить их вне школы.

Ю. К.: В программе по литературе есть произведения, которые изучали еще наши бабушки и дедушки. Нынешним детям непонятна лексика. Например, возникают трудности с восприятием того же «Кому на Руси жить хорошо» Николая Некрасова или «Слова о полку Игореве». Зачастую приходится весомую часть урока выделять на разъяснение исторического контекста. Конечно, с точки зрения морали произведения отобраны верно. Но когда я даю детям списки для чтения летом, в них подчеркиваю, что будем обязательно разбирать на занятиях в новом учебном году, а что дополнительно они могут почитать для души. В программу я бы включила научно-фантастические произведения. И даже романы о Гарри Поттере! Почему бы и нет: дети их с удовольствием читают, они здорово развивают фантазию, в них показаны все грани дружбы со сверстниками, рассказывается об отношениях между детьми и родителями.

— Молодым специалистам говорят: приходишь на первое рабочее место — забывай, чему учили в университете. Хватило ли вам знаний, полученных в вузе, чтобы уверенно войти в детский коллектив?

Л. К.: Считаю, практических часов для изучения ряда дисциплин, особенно педагогических методик, в высшей школе не хватает. Формирование элементарных математических представлений, развитие речи, ознакомление с окружающим миром, основы изобразительного искусства… Кажется, все просто. Но попробуй объясни это дошколятам. Нужна практика конкретного взаимодействия с детьми этого возраста, больше наблюдений за работой опытных педагогов, например присутствия на открытых занятиях в садике. И еще неприятный момент. Родители не воспринимают как педагога молодого специалиста, не имеющего своих детей, выглядящего не совсем солидно в силу возраста. Но это стереотип! На самом деле у многих молодых больше энергии и времени на подготовку к занятиям. Мамам и папам следует выстраивать партнерские отношения с учителем, даже если за его плечами небольшой опыт. Если возникают сомнения, пообщайтесь, спросите — наверняка услышите совет, рекомендации, которые вас успокоят. Важно и наставничество, когда впервые попадаешь в педколлектив. Считаю, это должно носить не рекомендательный характер, а быть правом молодого специалиста на получение такой помощи.

Ю. К.: В моем учебном заведении есть школа молодого учителя. За мной закреплен опытный наставник. Кроме того, во всех районах Минска созданы советы молодых педагогов, которые курирует отраслевой профсоюз. Если вы еще не там, я вам очень рекомендую! Это среда единомышленников, много поездок и конкурсов. Меня поддерживают в профессиональном росте, отправляют на курсы повышения квалификации. Чувствую, что во мне заинтересованы и хотят, чтобы я закрепилась в школе.

— Зарплаты учителей сегодня не обсуждает разве что ленивый. Однажды услышала мнение опытного преподавателя, который говорил о том, что каждый учитель на своем месте должен честно выполнять свои обязанности и не списывать свое равнодушие к делу на низкую зарплату…

Ю. К.: Мой доход составлял примерно 800 рублей. Уроки вела в четырех классах, было классное руководство, проводила дополнительные занятия. Выходило примерно 23 урока и два факультатива в неделю. И были счастливые моменты, когда я участвовала в городском конкурсе профессионального мастерства и администрация меня поощряла дополнительно. Это еще около 100 рублей в месяц.

Н. С.: А время на личную жизнь оставалось?

Ю. К.: Бывало и так: ходила на свидание, а потом до ночи писала конспект урока, чтобы утром прийти в класс подготовленной.

Л. К.: У воспитателей, к сожалению, оплата труда ниже. У молодого специалиста примерно 420 рублей. Работая на ставку, провожу в группе 7 часов в день. Значительную часть свободного времени трачу на подготовку к занятиям. Но проблема в том, что у нас много переработок. Когда другой воспитатель болеет или уходит в отпуск, тебя ставят на замену. А это 12-часовой рабочий день. Приходишь домой к восьми вечера, а к семи утра опять в сад. И доплаты за эти часы предельно малы. Подрабатывать в другом месте воспитатель не сможет: не знает наверняка, какой будет следующая неделя. Да, зарплата важна. Но многие не задерживаются в дошкольных учреждениях, потому что необходимо работать больше ставки. Это трудно и физически, и морально. Но я очень люблю свою профессию.

— Недавно в СМИ бурно обсуждалась новость об учительнице, которая чуть не лишилась работы из-за фотосессии в купальнике, которая была опубликована в Сети. Одни посчитали это недопустимым для педагога, другие выступали за то, что и учителя имеют право на личную жизнь. Хотелось бы узнать ваше мнение.

Н. С.: Действительно, сложился стереотип: если ты учитель, должен носить гульку на голове и строгие платья, не имеешь права развлекаться. Меня это тревожит. Я долгое время носила дреды. Правда, после вуза сменила прическу. Но считаю: ты учитель и остаешься учителем. Твоя прическа не влияет на методы обучения, на профессионализм.

Ю. К.: А у меня противоположное мнение. По одежке встречают. Образ педагога непременно связан с деловым стилем. Открываю однажды шкаф — там исключительно строгая одежда, в лес нечего было надеть (смеется). Если ты учишь детей не курить, то и сам не должен иметь вредной привычки. Как-то выбирала место, где бы позагорать. И представила, что меня могут увидеть в купальнике мои ученики. Стало не по себе.

— Стоит идти в учителя?

Н. П.: Непременно! Но только от души. Нужно искренне любить детей и свою работу.

Ю. К.: Добавила бы — в целом любить людей. Профессия дает выход моему творческому началу. Да, это преодоление массы трудностей. Они были и у меня. Но когда потихоньку справляешься с ними, чувствуешь, что чего-то стоишь. И главное — помогаешь детям развиваться, меняться к лучшему.

Фото Сергея Шелега, Сергея Лукашова и Елизаветы Добрицкой

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ

«Нужно принять ситуацию и идти дальше» — начальник команды «МАЗ-СПОРТавто» о недопуске к участию в «Дакаре-2022»

С 2 по 14 января в Саудовской Аравии пройдет ралли-рейд «Дакар-2022» с участием мотоциклистов и команд грузовых и легковых экипажей со всего мира. Однако команда «МАЗ-СПОРТавто» не числится в участниках гонок, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Фото Eric Vargiolu / DPPI

В последних числах ноября дирекция организаторов ралли уведомила команду «МАЗ-СПОРТавто» о недопуске к погрузке техники на паром и участию в ралли-рейде «Дакар-2022». Организаторы провели пресс-конференцию, после которой из списка участников были исключены экипажи № 502 под управлением Сергея Вязовича, № 507 под управлением Алексея Вишневского и № 517 под управлением Александра Василевского. Отметим, что эти пилоты в этом году внесены в список приоритета FIA-2022.

— Мы сильно расстроены, но нужно принять ситуацию и идти дальше, — комментирует пилот, начальник команды «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович. — Развернули нас в тот момент, когда мы уже пересекли границу. Для нас это было полной неожиданностью, ведь мы все время держали связь с организаторами гонки. Обе стороны знали положение, но никто не мог предполагать, что в момент погрузки произойдет такая ситуация.

На запрос команды и Белорусской автомобильной федерации о причинах недопуска экипажей «МАЗ-СПОРТавто» к гонке 1 декабря был получен официальный ответ, в котором организаторы ралли объявили о невозможности допуска «МАЗ-СПОРТавто» к состязаниям, ссылаясь на постановление ЕС, где уговорится: «Никакие средства или экономические ресурсы не могут быть прямо или косвенно доступны физическим или юридическим лицам, организациям или корпорациям, находящимся в списке лиц и организаций (куда включен и Минский автомобильный завод), в отношении которых применяются ограничительные меры».

— «Дакар» — это большая семья, все друг другу помогают, несмотря на соревновательный момент. Нам оказали поддержку и команды, и болельщики, — сказал С. Вязович. — Но все равно есть чувство, будто эта семья от нас отказалась. Обидно слышать некоторые высказывания от организаторов гонки, ведь мы на протяжении долгих лет притягивали большое внимание к соревнованиям. Хочу подчеркнуть, что команда «МАЗ-СПОРТавто» выступала и будет выступать только на своей технике, несмотря на то что на ней присутствует логотип.

Смотрите также:

Начальник Республиканского волонтерского центра: «Волонтерство носит стихийный характер»

доставка сельхозпродукции волонтерыВ Доме прессы во время пресс-конференции, приуроченной к Международному дню волонтера, о ближайших планах Республиканского волонтерского центра рассказала и.о. начальника учреждения Виктория Захаревская, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

С каждым годом волонтерское движение набирает обороты. Однако такая деятельность в большинстве случаев носит стихийный характер и нуждается в планомерном развитии. Поэтому Республиканский волонтерский центр организовывает ряд проектов, ставших уже традиционными, и занимается информационно-разъяснительной работой. Например, в ноябре в социальных сетях стартовал информационно-просветительский проект «Про волонтерство». Планируется, что каждый месяц будет посвящен определенному направлению такой деятельности. В декабре будем уделять внимание помощи детям, — отметила В. Захаревская. — С 8 декабря совместно с Национальным академическим драматическим театром им. Максима Горького проведем благотворительные показы спектаклей для детей из социальных учреждений и малоимущих семей. Активно в мероприятии задействуем волонтеров. Они будут не только сопровождать юных зрителей, но и проводить для них развлекательную программу перед началом представления. Кроме того, в преддверии Международного дня волонтера состоится награждение лучших в данной сфере.

Читайте также:

В 2021 г. молодежь активно задействовали в волонтерском движении

Смотрите также:

За прошедшую неделю ГАИ Минска оштрафовала 50 водителей грузовиков за парковку на улицах города

грузовик парковка штрафВ Минске продолжают усиленный контроль за соблюдением правил остановки и стоянки водителями грузовых автомобилей. Только за прошедшую неделю инспекторы ГАИ привлекли к ответственности 50 нарушителей, сообщил на заседании рабочей группы по вопросам благоустройства и содержания городских территорий заместитель начальника УГАИ ГУВД Мингорисполкома Андрей Зырянов, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Парковка грузовых автомобилей на улицах города носит эпизодический характер, за исключением ул. Бабушкина, где такие нарушения системны, отметил А. Зырянов.

Он добавил, что водители зачастую оставляют большегрузы на окраинах в спальных районах, неподалеку от своих домов. Но такие случаи пресекаются, в том числе с помощью блокираторов колес. С начала года к ответственности привлекли 1 526 водителей фур.

Заместитель председателя Мингорисполкома Александр Дорохович акцентировал внимание на проблеме парковки вдоль улиц транспорта, который по своим габаритам сопоставим с грузовиками, но имеет массу менее 3,5 т, из-за чего не подпадает под ограничения на парковку. Фургоны, микроавтобусы так же, как и фуры, заслоняют обзор и препятствуют дорожникам в уборке и противогололедной обработке улиц. Он потребовал найти способ разрешения этой ситуации.

— Видим, что вдоль улиц отстаиваются маршрутные такси. С ними должен провести работу оператор — ГУ «Столичный транспорт и связь», — добавил А. Дорохович.

Во время обсуждения была также затронута тема автохлама. Замначальника столичной Госавтоинспеции рассказал, что инспекторы объехали основные и каркасные улицы и выявили там 49 транспортных средств, выглядящих как неэксплуатируемые. Информацию об их местоположении и владельцах передали в администрации районов для дальнейшей работы. В Партизанском и Фрунзенском районах на основных транспортных артериях таких машин не обнаружено.

Смотрите также:

В «Белавиа» рассказали, отразится ли введение санкций против авиакомпании на полетах и ценах на билеты

Национальная авиакомпания «Белавиа» выступила с официальным заявлением в связи с введением санкций со стороны западных государств, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

белавиаВ компании напомнили, что работа «Белавиа» в сложных условиях продолжается уже на протяжении полугода: к ограничениям на перелеты в связи с распространением COVID-19 добавились запреты на выполнение полетов в ряд стран.

По информации авиакомпании, после введения ограничений пришлось сократить парк воздушных судов до 15 самолетов, и этого числа лайнеров достаточно, чтобы осуществлять перевозку пассажиров в соответствии с зимним расписанием — как на регулярной основе, так и чартерных рейсов. К летнему сезону «Белавиа» планирует дополнительно приобрести самолеты в собственность и заключить договоры лизинга с компаниями, не являющимися резидентами ЕС.

В авиакомпании заверили, что подавляющее большинство запланированных рейсов будет выполняться по расписанию и возможны лишь точечные корректировки на протяжении сезона, которые могут быть связаны с оптимизацией ротации самолетов и построением оптимальной стыковочной базы.

«Не стоит волноваться: введенные ограничения не отразятся на возможности выполнения полетов, которые уже запланированы в текущем расписании. Вы можете смело планировать отпуск на зимних каникулах. Риска застрять в чужой стране нет. Государства, в которые сейчас выполняются полеты, открыты для «Белавиа», новые ограничения не повлияют на их доступность, рейсы будут выполняться в соответствии с расписанием», — говорится в заявлении «Белавиа».

Что касается стоимости перелетов, то в авиакомпании пояснили: она меняется динамически и зависит от текущей и прогнозируемой загрузки рейсов, спроса на авиаперевозки по конкретному направлению и других факторов. В связи с введенными санкциями цена на перелеты не изменится.

Смотрите также:

За пешеходами глаз да глаз. Как инспекторы ГАИ обеспечивают безопасность на дорогах

Наезд на пешеходов в Минске по-прежнему остается одним из наиболее распространенных видов дорожных аварий. В большинстве случаев в результате подобных происшествий люди получают серьезные травмы и даже гибнут. Корреспондент агентства «Минск-Новости» отправился с экипажем ДПС по дорогам Советского района, чтобы из первых уст узнать, как налажена профилактическая работа по предупреждению ДТП с участием пешеходов.

Сотрудники ГАИ не перестают следить за тем, как водители и пешеходы соблюдают ПДД. От этого во многом зависит безопасность.

По данным ГАИ, за 10 месяцев 2021 г. на территории Советского района зарегистрированы 17 наездов на пеших участников движения, в семи случаях виновниками этих происшествий признаны пешеходы. К административной ответственности привлечены 3 702 прохожих, 224 из которых в момент нарушения правил находились под воздействием спиртного. В список нарушителей правил занесены имена 1 930 водителей, которые нарушили правила проезда пешеходных переходов. Вот недавний пример. 30 ноября около 21:16 при движении по ул. Я. Коласа 31-летний водитель Opel не предоставил преимущество в движении пешеходу, который пересекал дорогу на разрешающий сигнал светофора. В результате происшествия 21-летняя девушка с травмами была доставлена в учреждение здравоохранения.

Что же толкает людей на необдуманные поступки, которые зачастую приводят к тяжелым последствиям? По словам инспекторов, этому способствуют излишняя самоуверенность и игнорирование элементарных мер безопасности.

 

Отдельная тема — пожилые люди. Седовласых нарушителей правил частенько можно наблюдать на ул. В. Хоружей в районе Комаровского рынка. Спускаться в подземный переход им тяжело, а идти лишние 50 м к регулируемому переходу не всегда хочется. Вот и направляются по кратчайшему пути через проезжую часть к остановочному пункту. А то что кругом ездят машины, троллейбусы и автобусы, так ничего, объедут.

Проезжаем по ул. Кульман со стороны той же Комаровки. Транспорта здесь всегда много. Паркуются зачастую с нарушением правил. Инспекторы обращают внимание на легковушки, стоящие в зоне действия знака, запрещающего остановку и стоянку, да еще меньше чем в 15 м от нерегулируемого перехода. А это небезопасно для прохожих и тех, кто едет за рулем. Водителей возле машин не наблюдается. Поэтому выход один — эвакуация. Volkswagen уже прихвачен за колеса и вот-вот оторвется от земли. Дальше автомобиль поместят на платформу эвакуатора и повезут на охраняемую стоянку. Хозяину придется немало потрудиться, чтобы вернуть машину. К тому же придется оплатить штраф, услуги по отбуксировке и хранению. А ведь мог не рисковать, а припарковаться где-нибудь в стороне от рынка, где это разрешено.

Стоящие не по правилам машины ухудшают обзор, — отмечает инспектор ДПС отдела ГАИ Советского РУВД Антон Казицкий. — Из-за препятствия водители не всегда могут вовремя среагировать на появление человека на переходе.

С ул. Кульман поворачиваем направо на ул. Я. Коласа. Движемся в направлении пр. Машерова.

На ул. Красной замечаем, как с пр. Машерова для пешеходов и водителей загорелся зеленый свет. При повороте налево Kia не пропускает идущего, хотя автомобилист обязан был притормозить. Это и послужило поводом для остановки. А. Казицкий просит предъявить документы для проверки. Попутно интересуется, какая резина установлена на колесах. С 1 декабря должны быть зимние шины. С этим у водителя все в порядке.

Женщина, сидящая за рулем, призналась инспекторам, что спешила забрать детей из школы, поэтому не заметила пешехода. Вину свою признала. Поскольку ранее подробных нарушений не допускала, на первый раз ограничилась предупреждением. На прощание инспекторы рекомендовали впредь быть внимательнее на дороге.

— Водителям, подъезжающим к пешеходному переходу, необходимо снижать скорость вплоть до полной остановки, напоминает инспектор ДПС Виталий Киеня. — Пешеходы должны пересекать проезжую часть по обозначенным переходам, убедившись в том, что выход на проезжую часть безопасен. Однако далеко не все соблюдают эти правила. Поэтому на опасных участках улиц безопасность пешеходов в эти дни обеспечивают экипажи ГАИ, а также представители других служб столичной милиции.

Фото и видео автора

Смотрите также:

Президент — о последствиях санкций для западных дипломатов: «Мы никого не будем вышвыривать»

В Беларуси не планируют настаивать на быстром отъезде западных дипломатов из-за введенных против республики санкций. Об этом 3 декабря заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БелТА.

Глава государства отметил, что спустя сутки после введения очередного пакета санкций против Беларуси ряд дипломатов, представляющих западные страны, забеспокоились о том, что их могут выдворить из страны.

— Должен их успокоить: мы ни у кого чемоданы и то, что в чемоданах, отбирать не собираемся, — сказал А. Лукашенко. — Мы никого не будем вышвыривать. Мы будем делать это цивилизованно в соответствии с нормами международного права. Поэтому вы меня услышьте — те, кто чемоданы пакует: успокойтесь, положите свои чемоданы обратно. Если мы вам объявим о том, что вы персонами нон грата объявляетесь, у вас будет время для того, чтобы взять эти чемоданы и уехать. Хотя это ваше право.

Фото БелТА

Смотрите также:

Всегда ли пешеход прав? Судебные эксперты рассказали, как проводят автотехнические экспертизы

О том, как проводят автотехнические экспертизы, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказали в управлении Государственного комитета судебных экспертиз по г. Минску.

Фото носит иллюстративный характер

В связи с ежегодным увеличением в столице количества зарегистрированных транспортных средств возрастает и риск ДТП, в которых страдают не только автомобили, их водители и пассажиры, но и пешеходы. Причинами аварий могут быть недостаточное знание участниками Правил дорожного движения и, как следствие, их несоблюдение, банальная невнимательность и неисправность автомобилей.

Когда необходимо определить, как должен был действовать водитель в создавшейся ситуации, имел ли он техническую возможность выполнить предусмотренные ПДД действия и предотвратить аварию с учетом особенностей конкретного случая, дорожных условий и состояния транспортного средства, на помощь приходят судебные эксперты Государственного комитета судебных экспертиз, специализирующиеся на проведении автотехнических экспертиз.

— Назначение экспертизы для оценки действий водителя обязательно, если дорожно-транспортное происшествие было совершено в результате создания внешней помехи движению транспортного средства и/или водитель вынужден был выполнять те или иные нормы ПДД в течение ограниченного времени, экстренно меняя режим движения автомобиля, — рассказывают судебные эксперты-автотехники. — В таких случаях исследуются техническое состояние транспортных средств, время возникновения неисправностей и их влияние на управление, рассчитывается скорость движения автомобилей и пешеходов, определяются остановочные и тормозные пути, место столкновения либо наезда, техническая возможность у водителя предотвратить ДТП, правильность действий участников движения с технической точки зрения и исполнения Правил дорожного движения, состоятельность показаний участников аварии, свидетелей и многое другое.

Наезд на пешеходов — наиболее распространенный вид дорожно-транспортных происшествий, итог которого нередко может быть весьма печальным.

— Традиционно в таких случаях винят водителей. Это в значительной степени связано с тем, что пешеходы являются более уязвимыми и намного сильнее страдают в авариях. Однако немало наездов совершается и по причине их необдуманных действий, — продолжают собеседники. — Так, основными причинами ДТП по вине пешеходов являются переход дороги в неустановленном месте или на запрещающий сигнал светофора, движение по обочине проезжей части в попутном направлении с двигающимися автомобилями, несоблюдение требований безопасности при переходе или движению по обочине в темное время суток, переход дороги без учета погодных условий — например, зимой, во время снегопада или гололеда пешеходы могут не учитывать, что длина тормозного пути автомобиля значительно увеличивается, а водитель может не справиться с управлением при резком торможении.

В практике судебных экспертов-автотехников есть примеры, когда пешеход пересекал проезжую часть вне зебры, а водитель, соблюдая ПДД и двигаясь с допустимой скоростью, не располагал технической возможностью предотвратить наезд. Соответственно, причиной аварии были действия пешехода. Особенно часто это встречается на МКАД: гражданин перелезает через ограждение по центру проезжей части и, шагнув на полосу движения, оказывается сбитым автомобилем, водитель которого даже не успевает среагировать на опасность.

— Автомобиль — источник повышенной опасности, а управление им связано с особыми рисками и ответственностью, — говорят судебные эксперты. — К наиболее частым причинам ДТП по вине водителей можно отнести умышленное пренебрежение Правилами дорожного движения, невнимательность — отвлекся, не заметил, вовремя не отреагировал, переоценил свои возможности; сложные дорожные условия — мокрая дорога, гололед, плохая видимость, темное время суток; техническая неисправность авто, которая могла быть неизвестна водителю до начала движения или неожиданно возникла во время езды.

Немало случаев, когда пешеход в нарушение ПДД пересекает проезжую часть вне перехода, однако экспертиза устанавливает, что водитель имел техническую возможность предотвратить наезд и его действия находятся в причинной связи с происшествием. Так, один автолюбитель эксплуатировал свое транспортное средство с неисправной тормозной системой: из наполнительного бачка привода тормозной системы постоянно вытекала жидкость, уровень ее медленно понижался. Однако владелец авто пошел по незамысловатому пути и просто доливал ее, не предпринимая мер по поиску причин понижения уровня жидкости и их устранению, а система тем временем была неисправна. В один из дней водителю нужно было затормозить перед пересекающим проезжую часть вне пешеходного перехода школьником, но тормозная система сработала некорректно, он не смог остановиться и совершил наезд на подростка.

Чтобы не стать участником ДТП, эксперты автотехники настоятельно рекомендуют соблюдать несколько простых правил.

  • Намерение пешехода перейти дорогу для водителя должно быть очевидным. При переходе дороги не меняйте траекторию и темп движения. Помните о том, что пешеходу для остановки достаточно шага, а автомобилю для этого необходимо нескольких десятков метров.
  • Перед выходом на проезжую часть убедитесь в том, что водитель вас заметил и снижает скорость. Особую осторожность следует соблюдать при пересечении многополосной дороги.
  • При необходимости перемещения в темное время суток, в дождливую погоду помните о том, что водителю вас сложно заметить, поэтому обозначьте себя светоотражающими элементами и соблюдайте предельную осторожность при пересечении дорожного полотна.
  • Водители должны учитывать погодные условия при выборе скоростного режима, чтобы иметь реальную возможность остановить автомобиль в случае неожиданного появления пешехода. Снижайте скорость перед зеброй, особенно если она не просматривается целиком из-за припаркованного вдоль дороги ряда машин. Двигайтесь со скоростью потока, следите за фонарями автотранспорта в соседних полосах — включение стоп-огней будет для вас однозначным сигналом о появлении на дороге препятствия и необходимости снижения скорости.

— Безусловно, самой лучшей профилактикой ДТП является соблюдение всеми участниками дорожного движения установленных правил. И пешеходы, и водители должны понимать, что в равной степени несут ответственность за соблюдение ПДД и взаимно вежливое поведение на дороге, ведь на кону стоят здоровье и жизнь людей, — отметили судебные эксперты.

Смотрите также:

В 2021 г. молодежь активно задействовали в волонтерском движении

В 2021 г. молодежь активно привлекали к участию в волонтерском движении. Об этом в Доме прессы во время пресс-конференции, приуроченной к Международному дню волонтеров, который отмечается 5 декабря, рассказала главный специалист управления по делам молодежи главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Беларуси Татьяна Рубаник, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

— В нынешнем году сделан акцент на максимальное вовлечение подростков и молодежи в волонтерское движение, а также на выявление и обучение лидеров в этом направлении, разработку необходимых программ, организацию онлайн- и офлайн-проектов, информационно-разъяснительную работу для продвижения такого рода деятельности, — рассказала Т. Рубаник.

Подробнее она остановилась на масштабных мероприятиях, которые проводит Республиканский волонтерский центр. Уже стало традицией организовывать онлайн-лагерь «Я — волонтер» во время школьных каникул. Кроме того, центр регулярно набирает добровольцев, чтобы задействовать их в культурных и спортивных мероприятиях.

Перед Новым годом, конечно, мы делаем акцент на благотворительной акции «Наши дети». Она стартует с 14 декабря в Национальном центре художественного творчества детей и молодежи, — поделилась информацией Т. Рубаник. — Хочу отметить, что учреждения образования активно участвуют в этой акции. В школах под девизом «Рождественский подарок: дети детям» ребята могут поучаствовать в сборе подарков для детей социально незащищенной категории. Активно в такую работу включаются и вузы: БГПУ имени Максима Танка, БГУИР, БГЭУ, БНТУ, БГУКИ. Они не только поздравляют воспитанников детских домов и социальных приютов с новогодними праздниками, но и организуют представления.

Смотрите также:

В Мининформе прокомментировали введение санкций в отношении журналистов белорусских СМИ

Фото Depositphotos

В Министерстве информации прокомментировали введение санкций Европейским союзом и Великобританией в отношении сотрудников белорусских средств массовой информации. Такая информация, как сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости», размещена на сайте министерства.

В ведомстве отметили, что информацию о введении санкций восприняли «с крайним возмущением».

«В этот раз недопустимая практика ограничительных мер и давления помимо руководителей государственных медиа была распространена и на простых журналистов. Тем самым европейские власти продолжили и без того плохо скрываемый курс на нивелирование общепризнанных стандартов журналистики и укоренение цензуры», — сказано в сообщении Мининформа.

Как отметили в ведомстве, такие действия являются «сведением счетов с неугодными коллективному Западу средствами массовой информации суверенного государства», что «подчеркивает двуличную позицию стран ЕС и Великобритании в отношении провозглашаемых ими принципов свободы слова и выражения мнений».

Смотрите также:

Служба, на которую всегда можно положиться. В Минске инспектор ГАИ помог минчанину связаться с женой

В одном из районов столицы сотрудник Госавтоинспекции помог минчанину связаться с женой, сообщила корреспонденту агентства «Минск-Новости» старший инспектор по агитации и пропаганде ОГАИ Ленинского РУВД г. Минска Кристина Шаховская.

 

По словам инспектора, сотрудник Ленинского РУВД столицы старший лейтенант милиции Артем Лазарец нес службу на территории района, когда к нему обратился проходящий мимо мужчина. Как выяснилось, у минчанина сломался телефон, в то время как ему срочно нужно было связаться с женой.

Милиционер дал мужчине свой мобильный телефон, за что житель столицы его искренне поблагодарил.

Видео ОГАИ Ленинского РУВД

Смотрите также: