Калинин в Минске, «Рельсовая война», Фрейндлих не дали Госпремию. Этот день в истории: 20 июня
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 20 июня в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1919 год. В Минск прибывает агитпоезд «Октябрьская революция» во главе с Михаилом Калининым
С 11 по 20 июня председатель ВЦИК РСФСР М. Калинин с агитпоездом «Октябрьская революция» побывал в Витебске, Орше, Могилеве, Жлобине, Гомеле, Бобруйске и Минске. Выступал на митингах с участием железнодорожников.
В составе агитпоезда был политотдел, состоявший из инструкторов и агитаторов, бюро жалоб и информационный отдел. За время своего существования (1919–1925 гг.) поезд совершил 22 рейса в различные регионы страны.
В Минске М. Калинин выступил на четырех митингах: на Виленском вокзале, площади Свободы, Троицкой площади и общегородском собрании в парке. Во время одного из выступлений после призыва «всем, как один, встать грудью на защиту новой власти» из толпы раздался возглас: «Не больно-то хотят вашу власть мужики, вы их голодом морите!» Речь шла о продразверстке, отнимавшей у селян практически весь хлеб. Крестьянские бунты против Советов пылали тогда в Беларуси повсеместно, особенно жестоко подавлены были массовые восстания бедноты в Слуцкой и Борисовской волостях минувшей весной. Ответ М. Калинина многих озадачил. Он заявил, что «крестьяне могут волноваться только по недоразумению, потому что лучшей власти, чем Советская власть, для крестьян не придумать».
1944 год. Белорусские партизаны начинают третий этап «Рельсовой войны»
«Рельсовая война» на территории Беларуси проходила в три этапа. Первый начался в ночь на 3 августа 1943 г., когда примерно 74 тыс. партизан нанесли мощный удар по коммуникациям врага во время контрнаступления советских войск под Курском. Продолжался он до середины августа. Второй этап проводился с 19 сентября до начала ноября 1943 г. — в первый период освобождения Беларуси. Третий и заключительный этап «Рельсовой войны» стал масштабной подготовкой к операции «Багратион», он начался за три дня до наступления советских войск и продолжался до полного освобождения Беларуси.
В ночь на 20 июня 1944 г. партизаны провели массовое нападение на все важнейшие железнодорожные коммуникации, взорвав свыше 40 тыс. рельсов. Движение германских войск полностью прекратилось на участках Орша — Борисов, Орша — Могилев, Молодечно — Полоцк, Молодечно — Лида, Барановичи — Осиповичи, Барановичи — Минск и др.
До 29 июня (в период успешного наступления Красной армии) партизаны подорвали еще 20 тыс. рельсов. Благодаря этому немецкие войска не могли использовать железнодорожный транспорт в полном объеме как для доставки резервов, так и для эвакуации своих частей.
Блестяще проведенная операция имела важное оперативно-стратегическое значение, по своим масштабам она вошла в летопись Великой Отечественной войны как абсолютно новое явление в истории войн и партизанского движения. Никогда и нигде еще не было такого тесного взаимодействия партизан с армией, которое сыграло большую роль в достижении успехов на фронтах.
В 1944-м и 1945-м в Минске были выпущены нагрудные знаки, посвященные «Рельсовой войне».
1959 год. На экраны выходит комедия Юрия Чулюкина «Неподдающиеся»
В то время кино было призвано воспитывать советского человека: трудолюбивого, сознательного, неравнодушного к чужой беде; показывать, что алкоголиков, тунеядцев, хулиганов в советском обществе не отвергают, а перевоспитывают в коллективе.
Кинодраматурга Татьяну Сытину попросили написать поучительную историю о недопустимости лени на производстве. Опытной сценаристке тяжело далась эта работа, но в конечном счете у нее получилось придумать сюжет. Сценарий фильма под воодушевляющим названием «Жизнь начинается» передали на «Мосфильм», снимать доверили начинающему режиссеру Юрию Чулюкину. А приглядывать за процессом и направлять его в случае чего в нужно русло поставили чиновника, объявленного художественным руководителем.
У Ю. Чулюкина получалась комедия. Но художественный руководитель, отрабатывая доверие начальства, заявил, что не позволит окончательно превратить фильм в водевиль, и все забавные сцены безжалостно велел вырезать. В какой-то момент дело с таким подходом зашло в тупик. Решили опробовать на независимых зрителях оба варианта — с купюрами и без. Однозначно победила комедийная версия, и почти все вырезанные сцены вернули обратно.
В итоге получилась вполне себе живая история про перевоспитание двух заводских весельчаков-оболтусов, из-за разгильдяйства которых мучилась вся молодежная бригада. Наставить неуправляемых лоботрясов на путь истинный было доверено комсомолке Наде. Девушка водит друзей на лекции об обитателях морского дна, читает им «Обломова», пробует отучить пить и курить. Но после того, как «неподдающиеся» обводят ее несколько раз вокруг пальца, осознает: обычные методы здесь не работают…
Ответственную комсомолку сыграла Надежда Румянцева, а ее трудновоспитуемых подопечных — Юрий Белов и Алексей Кожевников. К тому времени на счету Ю. Белова уже были звездные роли в картинах «Весна на Заречной улице», «Карнавальная ночь» и «Девушка без адреса». Н. Румянцева заметными работами похвастаться не могла, так что именно фильм Ю. Чулюкина сделал ее известной (позже Н. Румянцева сыграет Тосю Кислицину в еще более звездной картине Ю. Чулюкина — «Девчата»). А. Кожевников был дебютантом в кино и совмещал съемки с работой инженером на заводе. После премьеры «Неподдающихся» он уволился с завода и стал штатным актером «Ленфильма».
Еще одна роль досталась Юрию Никулину, игравшему непутевого заводского алкоголика Клячкина. Он был единственным, кто очень расстроился, посмотрев смонтированный фильм, не обнаружив в нем сцену, которую считал важной. В ней его персонаж меланхолично наблюдает за своими коллегами, а потом неожиданно встает и бьет огромным молотом по мухе, сидевшей на наковальне, после чего спокойно садится на место. Таким видел Клячкина сам исполнитель. Он хотел создать мрачно-флегматичного персонажа. Но режиссер требовал играть рубаху-парня.
Добрая и немного наивная история о взаимопомощи и стремлении меняться к лучшему стала достойным образцом советской комедии. В кинотеатрах в год выхода ее посмотрели почти 32 млн зрителей. Фильм стал одним из лидеров проката и принес режиссеру первый приз на Всесоюзном кинофестивале в Минске в 1960 г. Также же награды за исполнение главных ролей получили Н. Румянцева и Ю. Белов.
1974 год. Начинаются десятидневные гастроли Московского театра на Таганке в Набережных Челнах
О том, что «Таганка» собирается на гастроли в Челны, ее актер Владимир Высоцкий спел на вечере в честь десятилетия театра:
Ох, мы поездим, ох, поколесим,
В Париж мечтая и в Челны намылясь,
И будет наш театр кочевым
И уличным — к тому мы и стремились.
Париж В. Высоцкий упомянул не просто так. Поездку на гастроли в Челны руководящие кураторы преподносили как нечто вроде проверки. Мол, если сможете показать себя перед рабочим классом, то тогда можно подумать и о больших гастролях, например в Париж.
«Таганка к тому моменту не то что в Париже — вообще нигде за границей еще ни разу не гастролировала, — рассказывал актер театра Вениамин Смехов. — А Набережные Челны в качестве проверки подходили как нельзя лучше. Там в те годы развернулась грандиозная коммунистическая стройка. Вся страна возводила крупнейший в Европе и один из крупнейших в мире заводов по выпуску грузовиков. Строили автозавод, строили массу других производств. И со всего Союза туда ехали рабочие, в основном молодые ребята».
«Таганка» стала первым московским театром, приехавшим в автоград. Ажиотаж был грандиозный. Особенно жители Челнов ждали приезда В. Высоцкого, слава которого на тот момент достигала заоблачных высот. Когда актеры шли по главному проспекту к гостинице, жители окрестных домов выставили на подоконники магнитофоны, из которых на полную мощность звучали его песни. «Володя шел, как Спартак по покоренному им городу», — вспоминал художественный руководитель театра Юрий Любимов…
На сцене ДК «Энергетик» московские артисты показали четыре спектакля: «Павшие и живые», «Антимиры», «Добрый человек из Сезуана», «А зори здесь тихие». В. Высоцкий не только был занят в спектаклях, но и с неизменным успехом выступал на строительных площадках КамАЗа.
Судя по всему, проверку Набережными Челнами «Таганка» прошла успешно. После этого театр действительно начал выезжать на зарубежные гастроли — в Болгарию, Венгрию, Югославию, Францию…
Решением горсовета Набережных Челнов 19 сентября 1989 г. площади перед гостиницей «Кама», в которой во время гастролей жили актеры Театра на Таганке, было присвоено имя В. Высоцкого. В 2003 г. на площади установили монумент: фрагмент колокола, гитара, звезда над ней и струны. Это самый большой памятник В. Высоцкому в России. В высоту он достигает 9 м.
1979 год. Фильм Эльдара Рязанова «Служебный роман» выдвигают на Государственную премию СССР
Художественный совет «Мосфильма» принял ленту весьма благодушно. Даже коллеги-режиссеры, которые в любом новом фильме видят потенциального конкурента, оказались не в силах сдержать эмоции. И после тайного голосования все двадцать два члена худсовета выступили за то, чтобы картине дать первую категорию, что существенно влияло на заработки участвовавших в ней актеров. Фильм произвел фурор и мгновенно стал лидером проката.
«Служебный роман» выдвинули на Государственную премию СССР 20 июня 1979 г. Правда, во время обсуждения, кто именно должен войти в списки лауреатов, случилось странное — были награждены все, кроме… исполнительницы главной роли Алисы Фрейндлих. Вот отрывок из стенограммы заседания мосфильмовского начальства:
«Н. Сизов: «По служебному роману» выдвигаются авторы».
В. Строева: «Рязанов уже получил премию».
Н. Сизов: «Он будет указан только в прессе. Выдвигаем оператора Нахабцева, композитора Петрова, актеров Немоляеву, Басилашвили, Мягкова. А на Фрейндлих эта премия не распространяется. Этот состав мы провентилируем в комитете».
Многие гадали, почему же А. Фрейндлих прокатили с премией? На этот вопрос позже ответила сама актриса в одном из интервью: «Получая мешки зрительских писем после «Служебного романа», я была единственной, кто не получил Государственную премию за этот фильм. Потому что по тогдашнему порядку нельзя было давать награды раньше, чем через два года после предыдущей. А у меня уже была премия за театральную роль».
К слову, Э. Рязанов создал сценарий к фильму именно для А. Фрейндлих. И утверждал, что в случае отказа актрисы сняться в ленте, заготовки будущего шедевра оказались бы в мусорном баке.
— Я люблю этот фильм, — говорила А. Фрейндлих. — Это моя первая роль, в которой есть то, что я ценю больше всего: судьба, которая имеет свой завиток, и заключенная в ней метаморфоза, и жанр смешанной комедии с грустными каплями. Благодаря сценарию, режиссерскому решению, актерскому ансамблю, у этого фильма есть узнаваемость, которая всегда привлекает.
Читайте также:
- Премьера «Князя Игоря» в Минске, фильмы Юрия Кары и смерть Ибаррури. Этот день в истории: 12 ноября
- Секрет Калашникова, казнь Шуленбурга, премьера «Рожденной революцией». Этот день в истории: 10 ноября
- Фильм «Государственный преступник» и разрушение Берлинской стены. Этот день в истории: 9 ноября
- Куда исчезли экспонаты картинной галереи БССР, и как умер Мессинг. Этот день в истории: 8 ноября
- «Война супника», фильм «Возрождение», Кашпировский «дает установку». Этот день в истории: 8 октября